Решение по делу № 12-90/2023 от 09.11.2023

64RS0-74

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2023 года                                                                                      г. Балашов

Судья Балашовского районного суда Саратовской области         Шеломенцева Е.А.,

при секретаре Гущиной О.А.,

с участием Червяковой М.В.,

ее представителя адвоката Дубровиной С.Ю.,

рассмотрев жалобу Червяковой М.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: <адрес>, на определение УУП МО МВД России «Балашовский» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО4 по ст.14.1 КоАП РФ,

установил:

Определением УУП МО МВД России «Балашовский» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по факту незаконного предпринимательства по адресу <адрес> отношении ФИО4 по обращению Червяковой М.В.

С данным определением не согласилась Червякова М.В., просит определение отменить. В доводах жалобы указывает на несогласие с выводом участкового уполномоченного о том, что у ФИО4 имеются соответствующие документы на оказываемые услуги. Обращает внимание, что ФИО4 оказывает медицинские услуги, на которые у нее отсутствует лицензия. Указывает, что осуществляемая ФИО4 деятельность относится к медицинской деятельности, требующей получение лицензии.

В судебном заседании Червякова М.В. и ее представитель адвокат Дубровина С.Ю. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили определение отменить, дополнительно пояснив, что ФИО4 продолжает в настоящее время оказывать косметологические услуги, которые относятся к медицинской деятельности и требуют наличия лицензии.

В письменном заявлении представитель ФИО4 адвокат Лачинов Р.Д. просил рассмотреть жалобу без его участия и участия ФИО4, определение УУП от ДД.ММ.ГГГГ просил оставить без изменения, жалобу Червяковой М.В. без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, прихожу к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из ответа врио заместителя начальника полиции по ООП МО МВД России «Балашовский» ФИО1 копия определения от ДД.ММ.ГГГГ направлялась Червяковой М.В. простым почтовым отправлением, установить факт получения не представляется возможным. Фотография определения направлена Червяковой М.В. ДД.ММ.ГГГГ посредством мессенджера.

Червякова М.В. в судебном заседании пояснила, что не получала определение по почте, узнала о существовании определения от ДД.ММ.ГГГГ и получила его копию ДД.ММ.ГГГГ, после чего обратилась с жалобой в суд.

Поскольку представленные материалы не содержат сведений о вручении или получении Червяковой М.В. копии оспариваемого определения, то суд считает, что срок обращения с жалобой на определение от ДД.ММ.ГГГГ не истек и жалоба подлежит рассмотрению.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч.4 ст.30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.5.27 и ст.14.52 КоАП РФ).

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

В силу ч.5 ст.28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение.

Такое определение должностное лицо обязано вынести при отсутствии события административного правонарушения, состава административного правонарушения, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности и иных обстоятельствах, названных статьей 24.5 КоАП РФ.

Определением УУП МО МВД России «Балашовский» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по факту незаконного предпринимательства по адресу <адрес> отношении ФИО4 по обращению Червяковой М.В.

Рассматривая материалы и сообщение, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного ФИО4 УУП ФИО3 пришёл к выводу о том, что в действиях ФИО4 отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренные ст.14.1 КоАП РФ, отсутствует состав административного правонарушения.

Между тем, с таким выводом должностного лица согласиться нельзя.

Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Вместе с тем статья 14.1 КоАП РФ содержит в себе четыре части, предусматривающие ответственность в области предпринимательской деятельности.

Так часть 1 ст.14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.

Часть 2 ст.14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Часть 3 ст.14.1 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.

Часть 4 ст.14.1 КоАП РФ – за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.

Делая вывод об отсутствии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения должностное лицо не указывает в определении, состав какой части административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 КоАП РФ он не усматривает в действиях ФИО4

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для проведения проверки послужило сообщение Червяковой М.В. о том, что ФИО4 не имея лицензии на осуществление медицинской деятельности, проводит процедуры и оказывает косметологические услуги, которые отнесены к медицинской деятельности, осуществление которой без лицензии запрещено.

В определении от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, ссылается на объяснение ФИО4, из которых следует, что по адресу <адрес>, имеется студия эстетической косметологии, где она предоставляет услуги, которые не являются медицинской деятельностью, на все предоставляемые услуги и аппараты у нее имеются соответствующие документы. Так же в материале имеются копии сертификата соответствия на аппарат для эстетической косметологии (немедицинские) с приложением, свидетельства Некоммерческого образовательного частного учреждения Маркетинговая бизнес академия «Сити», согласно которого ФИО4 прошла обучение по программе – курс «косметолог-эстетист», Сертификатов ФГБОУ «Московский технический университет связи и информатики, согласно которого ФИО4 имеет право проводить рекламные акции, консультировать и продавать аппараты ЭХВЧ-МТУСИ, а также о том, что ФИО4 прослушала курс «Воздействие токов высокой частоты на биологические ткани. Использование аппаратов электрохирургических высокочастотных ЭХВЧ-МТУСИ в дерматокосметологии», дипломов о профессиональной переподготовке, выданного ФИО4 ООО «Международная академия» о прохождении ей переподготовки и присвоении квалификации «педагог дополнительного образования» и «сестринское дело в косметологии».

В вязи с чем, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, на основании изложенного пришло к выводу об отсутствии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 КоАП РФ.

Полагаю данный вывод должностного лица преждевременным, исходя из следующего.

В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2), а медицинское вмешательство представляет собой выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2).

В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

На основании пункта 4 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (ред. от 16.02.2022) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Указанное приложение содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены в том числе работы (услуги) по косметологии.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "косметология" утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология", согласно которому медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц). Оказание медицинской помощи по профилю "косметология" включает диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний (пункты 2, 3 названного Порядка).

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н (ред. от 24.09.2020, с изм. от 26.10.2022) "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" определен перечень медицинских услуг, представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

На основании раздела "А" Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвитием Российской Федерации 13.10.2017 года, к простым медицинским услугам относится лечение с помощью лучевого (звукового, светового, ультрафиолетового, лазерного) воздействия, а также воздействие высокочастотными электромагнитными полями (индуктотермия).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, код 96.02.2 "предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты" включает предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты услуги: косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств; гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж; косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода; предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.

Изложенное выше свидетельствует о том, что поступившая в административный орган информация о возможном нарушении законодательства требует от должностных лиц, совершения мероприятий по контролю в целях проверки полученной информации на предмет наличия или отсутствия в ней достаточных данных о событии административного правонарушения для принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Между тем, имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что указанные Червяковой М.В. в обращении факты предполагаемых нарушений, допущенных ФИО4, в установленном порядке путем проведения мероприятий по контролю должностным лицом не проверялись.

По смыслу закона принимаемое по делу об административном правонарушении решение должно быть мотивированным, основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности для разрешения дела.

При проведении проверки должностным лицом не установлено, являются ли оказываемые ФИО4 услуги косметическими услугами по косметологии (терапевтической) и относятся к медицинской деятельности, или относятся к косметологическим услугам, подлежит ли они лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материала усматривается, что должностное лицо, после поступления к нему сообщения Червяковой М.В. выезд на место оказания ФИО4 услуг не осуществил, не установил наличие или отсутствие по месту оказания услуг аппаратуры, оказывающей, указанные в сообщении, процедуры, не установил оказывались ли ФИО4 такие услуги.

Также в материалах дела отсутствуют документы, из которых возможно установить осуществляет ли ФИО4 предпринимательскую деятельность как индивидуальный предприниматель, как самозанятое лицо, либо является работником в организации, оказывающей услуги.

Вместе с тем, указанные выше обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, и их не выяснение повлечёт нарушение предусмотренных процессуальным законом требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реальных мер, для проверки, полученной из обращения Червяковой Е.С. информации на предмет наличия или отсутствия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении предпринято не было. При этом, ссылка должностного лица лишь на объяснения ФИО4 без проверки фактов, изложенных в обращении Червяковой М.В. является явно недостаточной для оценки действий ФИО4 и принятия по делу итогового решения.

Таким образом, должностным лицом не были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства данного дела.

При таких обстоятельствах вывод УУП МО МВД России «Балашовский» ФИО3, изложенный в обжалуемом определении от ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 КоАП РФ, является преждевременным, не основанным на фактических обстоятельствах, в связи с чем, оспариваемое определение должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, как вынесенное с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.

Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на это постановление, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, дело подлежит возвращению в МО МВД России «Балашовский» на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь стст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Червяковой М.В. удовлетворить.

Определение УУП МО МВД России «Балашовский» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО4 отменить.

Материалы дела возвратить в МО МВД России «Балашовский» на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения.

Судья                                                  Е.А. Шеломенцева

12-90/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Степанова Елена Сергеевна
Суд
Балашовский районный суд Саратовской области
Судья
Шеломенцева Елена Александровна
Дело на сайте суда
balashovsky.sar.sudrf.ru
10.11.2023Материалы переданы в производство судье
13.11.2023Истребованы материалы
13.11.2023Поступили истребованные материалы
23.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2023Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
08.12.2023Вступило в законную силу
18.12.2023Дело оформлено
18.12.2023Дело передано в архив
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее