Решение по делу № 2-7/2018 (2-885/2017;) от 03.11.2017

Дело № 2-7/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,

при секретаре Исаковой З.В.,

с участием представителя истца Габдульбарова Р.Г.,

представителя ответчика администрации ГП «Микунь» З.

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 25 января 2018 года дело по исковому заявлению Тихоновой А. В. к администрации городского поселения «Микунь» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте <Адрес>, общей площадью не менее 44,4 кв.м.,

УСТАНОВИЛ:

Тихонова А.В. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения «Микунь», в котором просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте <Адрес>, общей площадью 44,4 кв.м. В обоснование исковых требований указала, что жилое помещение общей площадью 44,4 кв.м. в доме № <Адрес> находится в непригодном для проживания состоянии.

В судебном заседании истец Тихонова А.В. и ее представитель по доверенности Габдульбаров Р.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали. Тихонова А.В. в судебном заседании от <Дата> суду пояснила, что о нарушенном праве собственности на жилое помещение узнала в 2014 году, в связи с чем просила не применять заявленный представителем ответчика срок исковой давности.

Представитель ответчика администрации городского поселения «Микунь» З. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, заявила о пропуске истцом срока исковой давности.

Третье лицо Тихонов В.Н. в судебном заседании исковые требований Тихоновой А.В. поддержал, суду также пояснил, что истец с 10-летнего возраста проживала со своей матерью в <Адрес> и не знала о судьбе жилого дома в местечке <Адрес>

Заслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Тихонова А.В. с <Дата> зарегистрирована по месту жительства в <Адрес> <Адрес> <Адрес> (л.д. 6).

Решением Усть-Вымского районного суда от <Дата> по иску прокурора Усть-Вымского района в интересах Тихонова В.Н. жилой дом по месту регистрации Тихонова В.Н. в местечке <Адрес> признан бесхозным. На администрацию ГП «Микунь» возложена обязанность обратиться в Усть-Вымский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества – жилого дома по месту регистрации Тихонова В.Н. в местечке <Адрес>.

Из выписки ЕГРН от <Дата> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, жилой дом № <Номер> <Адрес> <Адрес>, общей площадью 44,4 кв.м. принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Правообладателем указана администрация ГП «Микунь» (л.д. 41-44).

Как следует из справки ОНД Усть-Вымского района УНД ГУ МЧС РФ по РК от <Дата> за <Номер>, <Дата> зарегистрировано загорание бесхозного строения, расположенного в <Адрес>, в результате пожара, строение уничтожено на площади 70 кв.м. (л.д. 31).

Факт того, что в результате указанного пожара уничтожен именно дом № <Номер> <Адрес> <Адрес>, общей площадью 44,4 кв.м. стороной ответчика не отрицался.

Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Законом Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 119-РЗ (ред. от 04.03.2014 года) установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, с целью признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, и порядок определения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда) для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми.

Из материалов гражданского дела усматривается, что Тихоновой А.В. на основании решения ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес>» от <Дата> присвоен статус малоимущей.

Из уведомлений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <Адрес> от <Дата> следует, что Тихонова А.В. другого жилого помещения на праве собственности не имеет.

При таких обстоятельствах администрация городского поселения «Микунь» обязана предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.

Что касается ходатайства представителя ответчика о применении срока исковой давности по заявленному требованию, суд не находит оснований для его удовлетворения. Истцу Тихоновой А.В. в 2014 году стало известно о том, что жилой дом № <Номер> в <Адрес> по решению суда передан в муниципальную собственность, в связи с чем у ответчика возникла обязанность предоставить истцу взамен непригодного жилое помещение. Поскольку о нарушенном праве истцу стало известно лишь в 2014 году, то есть в пределах трех лет, предшествующих обращению в суд, суд не находит оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тихоновой А. В. удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Микунь» предоставить Тихоновой А. В. благоустроенное применительно к условиям <Адрес> жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в <Адрес> пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 44,4 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - Е.В.Рыжкова

2-7/2018 (2-885/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тихонова А.В.
Ответчики
Администрация гп "Микунь"
Другие
Габдульбаров Р.Г.
Тихонов В.Н.
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
uwsud.komi.sudrf.ru
03.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2017Передача материалов судье
07.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
25.01.2018Судебное заседание
25.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее