№ ***
№ ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2024 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Хрячковой П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Хазовой Н.И. к МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» о признании права пользования жилым помещением с последующим заключением договора социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Хазова Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, возложении обязанности на МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» заключить договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что 12.10.1968г. отцу было предоставлено жилое помещение – двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> в связи с работой на железной дороге.
В спорное жилое помещение она вселилась законно, постоянно в нем проживает с момента рождения и по настоящее время. Задолженности по коммунальным услугам не имеет.
Зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с 15.10.1968г.
Других жилых помещений не имеется.
20.02.2023г. обратилась в ответчику с просьбой заключить договор социального найма на пользование указанным жилым помещением, однако получен письменный отказ исх. № *** от 06.03.2023г., мотивирован тем, что на момент рассмотрения обращения о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> у МКУ г.о.Сызрань «СГХ», отсутствуют сведения, подтверждающие факт принятия решения уполномоченным органом о предоставлении ей на условиях договора социального найма данного жилого помещения.
В связи с чем ей рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании права пользования с последующим заключением договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Хазова Н.И. поддержала исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика МКУ г.о. Сызрань «СГХ» ФИО3 исковые требования признала.
Представитель третьего лица КЖКХ администрации г.о. Сызрань ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований, не возражала.
Представитель третьего лица администрации г.о. Сызрань ФИО5, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, по имеющимся в деле документам.
Суд, проверив письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № *** «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).
В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 44 ЖК РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В силу статьи 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статья 51 Жилищного кодекса РСФСР определяет, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем гражданином, на имя которого выдан ордер.
Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что документами, подтверждающими наличие отношений социального найма, являются ордер и договор найма жилого помещения.
На основании ч.1 ст.51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР (действовавшей на момент вселения и регистрации истца по месту жительства в спорной квартире) наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Частью 1 ст. 53 ЖК РСФСР было предусмотрено, что члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
Аналогичные положения содержатся в ст. 69, ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, а также ст.ст. 1 и 3 ЖК РФ принципы неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища являются одними из основных принципов конституционного и жилищного законодательства Российской Федерации. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомочное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Согласно части 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. № *** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Частью 2 статьи 82 ЖК РФ предусмотрено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Согласно ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.
Для приобретения права пользования жилым помещением необходимо вселиться в него на законных основаниях и нести те обязанности, которые установлены законом.
Судом установлено, что 12.10.1968г. ФИО6 было предоставлено жилое помещение – двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> связи с работой на железной дороге.
Установлено, что Хазова Н.И. зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с 15.10.1968г., что подтверждается по квартирной карточкой.
Также установлено, что согласно, по квартирной карточки ФИО6 умер 03.04.1990г.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
Статья 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в действующей редакции предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Правовое регулирование преследует цели обеспечения функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов и учитывает публичные интересы, связанные с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере, и обеспечивает защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, которое является производным от их статуса нанимателя жилого помещения.
Сведений о государственной регистрации права собственности на спорную квартиру у суда не имеется.
Документы, послужившие основанием для вселения в квартиру: ордер, либо какие-то иные документы, в материалы дела не представлены ввиду того, что не сохранены.
Истец Хазова Н.И. не может реализовать свое право на заключение договора социального найма, поскольку получила отказ от МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» от 06.03.2023 № ***, в связи с не предоставлением документов, послуживших основанием для вселения в жилое помещение, которые они не могли представить, поскольку именно ввиду отсутствия таких документов обратилась в администрацию для заключения договора.
Договор социального найма на спорную квартиру надлежащим образом не оформлен (не заключался), в архиве отсутствует.
Принимая во внимание, что истец была вселена в спорную квартиру прежним нанимателем квартиры в качестве члена своей семьи и на законных основаниях, их право на пользование спорным жилым помещением является производным от права ФИО6, факт вселения в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и проживание в нем на законных основаниях установлен, ответчиком не оспорен, ответчик имеет регистрацию по месту жительства, оплачивают жилищно-коммунальные услуги по спорной квартире, после смерти прежнего нанимателя продолжает вместо него исполнять обязанности, вытекающие из договора социального найма, то суд приходит к выводу о том, что между сторонами фактически возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма, в связи, с чем истец приобрел право пользования указанной квартирой на условиях социального найма жилого помещения и на МКУ г.о. Сызрань «СГХ», как на наймодателе жилого помещения лежит обязанность заключить с истцом договор социального найма указанного жилого помещения.
Ввиду того, что надлежащее оформление вселения являлось обязанностью владельца жилого фонда, а не заселяющегося лица, то отсутствие архивных сведений (ордера как единственного основания вселения, надлежаще оформленного решения администрации предприятия, которое выделяло жилье) не могут служить основанием к отказу в иске. Доказательства, свидетельствующие о незаконности передачи спорной квартиры семье истца, отсутствуют. Истец постоянно зарегистрирован в спорном жилом помещении, им добросовестно пользуется.
При таких обстоятельствах, исковые требования Хазовой Н.И. являются обоснованными, основаны законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хазовой Н.И., - удовлетворить.
Признать за Хазовой Н.И. (паспорт № *** выдан * * *) право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать Хазовой Н.И. нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» заключить с Хазовой Н.И. договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Уварова Л.Г.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2024 года.
Судья Уварова Л.Г.