Решение по делу № 2а-2212/2022 (2а-11049/2021;) от 24.12.2021

УИД 11RS0001-01-2021-022042-73 Дело № 2а-2212/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителя административных соответчиков Клубет А.М., действующего на основании доверенности от 11.03.2021,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерофеева ФИО1 к ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действия (бездействия), взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания

УСТАНОВИЛ

Ерофеев А.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия) по условиям содержания в исправительном учреждении с присуждением компенсации за нарушение условий содержания в размере 1 000 000 руб.

Основанием для обращения с административными требованиями являются ненадлежащие условия содержания в камерах № 1, 3, 4, 5, 6, 7 в части перенаселенности, отсутствия в камерах горячей воды, недостаточного количества туалетных кабинок, не работающей вентиляции, небольшой по площади кухней; нахождение в СУОН весь день в комнате дневного пребывания, площадью 36 кв.м, отсутствие в отрядах комнаты хранения продуктов питания, бытовой комнаты, комнаты хранения верхней одежды, медицинского кабинета, комнаты психологической разгрузки, молитвенной комнаты, комнаты приема пищи, недостаточной площади прогулочного дворика размерами 1,5 х 8 м., насыпной пол из шлака до июля 2021, в спальной секции окно небольшого размера; в камерах ШИЗО на стенах дефекты в виде плесени, санузлы некоторых камер не огорожены дверьми, в туалетах нет вытяжки, из-за решетки на окне отсутствует возможность проветривания комнаты, наличие на полу фанеры, недостаточной площади прогулочный двор, невыдача нательного белья при помещении в ШИЗО.

Административный истец в судебном заседании участия не принимал, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков Клубет А.М. в судебном заседании с административным иском не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).

Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии с ч.1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Частью 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Положениями частей 1, 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом сезона и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99).

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 хода № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).

Пунктом 5 Примечания к Приложению № 2 названного приказа определено, что камеры штрафного изолятора оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м. и умывальник), окно - форточкой.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.203 № 130дсп, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует прёдусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 205 Инструкции).

Аналогичные положения в части обеспечения горячим водоснабжением предусмотрены пунктами 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454 пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам; требующим обёспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и.т.п.).

Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

Согласно п. 9.4 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр) режимная, жилая, изолированная жилая, производственная зоны ИУ (кроме производственной зоны КП) разделяются на локальные изолированные участки и территорию вне локальных изолированных участков. По границе локального изолированного участка устанавливаются ограждения

Согласно п. 9.13 вышеуказанного свода правил, при новом строительстве на территории каждого локального изолированного участка со зданием для содержания осужденных, следует предусматривать размещение спортивной площадки, служащей одновременно площадкой для построения и территорией для прогулок, из расчета 2,0 м2 на одного осужденного, и место для курения.

В действующем законодательстве нормы площади и количество санитарных узлов определено Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (далее – Свод правил).

Согласно примечаний № 8 к пункту 29 таблицы 14.2 Свода правил, следует оборудовать одним унитазом на 15 осужденных.

Согласно примечаний № 7 к пункту 28 таблицы 14.2 Свода правил, следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных.

В ходе рассмотрения дела установлено, что осужденный Ерофеев А.А. прибыл в ФКУ ИК-25 для отбывания наказания ** ** **. и содержался в следующих отрядах: - с ** ** ** по ** ** ** в карантинном отделении; с ** ** ** по ** ** ** в отряде № 1; с ** ** ** в отряде №3; с ** ** ** в отряде № 7; с ** ** ** в отряде № 1; с ** ** ** в отряде № 6; с ** ** ** в отряде № 9; с ** ** ** содержался в отряде №5, с ** ** ** в отряде №4, с ** ** ** года переведен из обычных условий в строгие условия отбывания наказания (отряд № 9) где находится по настоящее время. Неоднократно на основании постановлений начальника учреждения помещался в ШИЗО.

Условия содержания Ерофеева А.А. были следующими: отряд № 1 имел три спальных помещения, общей площадью 195,6 кв.м (три спальных помещения 72,6 кв.м, 69,6 кв.м, 53,4 кв.м), в отряде имелась комната воспитательной работы площадью 51,9 кв.м., комната для хранения продуктов питания и приема пищи 33,1 кв.м; также вспомогательные помещения: комната для хранения личных вещей 14,3 кв.м, гардеробная 8,9 кв.м, комната для сушки вещей 10,3 кв.м, бытовая комната 10,9, умывальная комната 16,3.

По информации старшего инспектора ОРН в период содержания истца, в отряде № 1 среднесписочная численность составляла от 64 до 93 осужденных.

В отряде № 3 площадь жилых помещений составляет 226,1 кв.м (74,6 кв.м., 84,6 кв.м, 66,9 кв.м), среднесписочная численность осужденных в указанный период составляла 78 человек; Отряд № 7 имеет суммарную площадь жилых помещений 220 кв.м. (85,4; 66,4; 68,2 кв.м), среднесписочная численность осужденных в указанный период составляла 98 человек; Отряд № 6 имеет площадь спальных помещений 186,2 кв.м ( 59,6; 59; 67,6 кв.м), численность спецконтингента составляла 50 – 90 кв.м.; В отряде № 5 суммарная площадь жилых помещений составляла 180 кв.м, при среднесписочной численности осужденных 60-88 человек; В отряде № 4 площадь спальных помещений составляла 193 кв.м (53,8; 71; 68,8 кв.м), при этом в отряде проживало 90 осужденных; В отряде № 9 СУОН площадь спальных помещений 45,7 кв.м, среднесписочная численность составляла от 3 до 16 осужденных.

Таким образом, в указанные периоды времени на каждого осужденного в отрядах, где проживал истец приходилось от 2,0 до 3,7 кв.м жилой площади, что в полном объеме сопоставимо с требованиями ст. 99 УИК РФ.

Воздухообмен в отрядах осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Спальные места определены в виде одноместных двухярусных кроватей, естественное освещение спальных помещений обеспечивается через окна.

Осужденные, признанные злостными нарушителями отбывания наказания переводятся в строгие условия отбывания наказания. В отряде № 9 (СУОН) лимит наполнения 16 человек, в жилой секции расположены спальные места, доступные осужденным лишь в ночное время, что в полном объеме соответствует положению пункта 145 ПВР из которого следует, что в дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений. Кроме этого, нахождение в жилой секции в течении дня не предусмотрено распорядком дня осужденных.

Сводом правил СП 308-2017не предусмотрено наличие помещений кухни в отряде СУОН. Комната для хранения продуктов питания и приема пищи в отряде СУОН совмещена с комнатой по воспитательной работе. Отряд обеспечен мебелью и инвентарем в количестве, необходимом для нормального функционирования. Сводом правил предусмотрена комната воспитательной и групповой психологической работы. Психологами еженедельно (при необходимости более чаще) организуется посещение СУОН для работы с осужденными.

Пунктом 34.2 Свода правил также определено, что на оконных проемах камер устанавливаются отсекающие оконные решетки, допускается применять отсекающие оконные решетки с выступом от стены на 250мм.

При размере локального участка в СУОН 34,2 кв.м и с учетом количества содержащихся в СУОН осужденных, площадь прогулочного дворика в полном объеме отвечает необходимым критериям.

За период отбывания наказания в ФКУ ИК-25 Ерофеев А.А. неоднократно помещался в ШИЗО (№...

За все названные периоды совместно с Ерофеевым А.А. содержалось не более 3-х человек; в камерах № 13, 14 содержалось двое. С учетом названных площадей и количества осужденных, нормы жилой площади соблюдались в полном объеме.

Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения, (ч. 2 ст. 93 УИК РФ).

В здании ШИЗО/ПКТ имеется 4 прогулочных дворика, площадью 7,6; 7,9; 7,9; 7,9 кв.м.

Пунктом 14.4.4., таб. 14.4 Свода правил определено, что прогулочные дворы в блоке ШИЗО/ПКТ по размерам должны быть не менее 20,0 кв.м и рассчитываться исходя из 6,0 кв.м на одного осужденного. Таким образом, названные площади прогулочных двориков не соответствуют нормативным требованиям.

При этом полы в прогулочных двориках выполнены в полном соответствии со Сводом правил, подстилающие слои полов выполнены из бетона толщиной не менее 100 мм. Для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены предусмотрен козырек (навес) с выносом его на 1,7 м. внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора.

В соответствии с пунктом 17.13 Свода правил, полы в камерах следует предусматривать дощатые беспустотные с креплением к трапециевидным деревянным лагам. Для дощатого покрытия пола в целях исключения устройства схронов следует применять шпунтованные доски толщиной не менее 35 мм, укладываемые в замок "паз - гребень". Пространство между лагами в уровень верха лаг заполняется цементно-песчаным раствором или бетоном для исключения внутренних пустот.

По обстоятельствам дела следует, что в камерах ШИЗО полы выполнены из фанеры в деревянном исполнении, что не противоречит названному пункту Свода.

Как уже отмечалось, санитарный узел в камерах ШИЗО должен быть отделен экраном не менее 1 метра, что при нахождении в ШИЗО административного истца администрацией исправительного учреждения выполнялось.

Согласно пункта 32 (8) Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны.., утвержденного приказом Минюста РФ от 04.09.2006 № 279 окна в камерах ПКТ, ШИЗО оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

Согласно ст. 94 ч. 4 УИК РФ, осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Представлением прокуратуры Республики Коми от 26.03.2021 подтверждается несоблюдение данной нормы, поскольку радиоточки установлены в коридоре.

В 2013 в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что в полном объеме соответствует требованиям п. 20.17 Свода правил. В июне 2018ь произведена установка вентилятора.

Нормой N 1 приложения № 1 к приказу Минюста РФ от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" в перечень вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях включено нательное белье.

При этом данной нормой № 1 определено, что предусмотренные данной нормой предметы одежды и обуви при наличии возможности могут дополнительно отпускаться в качестве инвентарного довольствия для переодевания осужденных в штрафных изоляторах.

По сведениям ФКУ ИК-25 следует, что в ФКУ ИК-25 создан подменный фонд костюмов и нательного белья, такой фонд находится в надлежащем состоянии, периодически по мере необходимости производится его ремонт и обновление. Осужденным при водворении в ШИЗО предлагается получить нательное белье. Подменный фонд нательного белья в ШИЗО/ПКТ создан в марте 2021, с этого же периода осуществляется выдача осужденным нательного белья при водворении в ШИЗО. До марта 2021 осужденные при водворении в камеру ШИЗО имели при себе трусы, майку (футболку), носки, тапочки и костюм с подменного фонда.

Ранее указанного периода в ФКУ ИК-25 отсутствовала возможность выдачи нательного белья, так как на вещевом складе, согласно данным бухгалтерии на 01.06.2015 имелось 33 комплекта, на 01.06.2016, на 01.06.2017 – 0 комплектов, на 01.06.2018 6 комплектов, на 01.06.2019 - 61 комплект.

С середины 2020 происходит снижение количества осужденных, в связи с чем на 01.06.2020 количество комплектов на складе составляет 435 при количестве осужденных 605 человек, на 01.06.2021 – 553 комплекта, при наполняемости учреждения 605 человек.

С учетом данных сведений возможность выдачи нательного белья в учреждении отсутствовала.

Вместе с тем, в представлении прокуратуры Республики Коми от 26.03.2021 установлено, что по состоянию на 18.03.2021 остаток нательного белья составляет 702 комплекта при численности осужденных в колонии 573 человека, что свидетельствует о наличии возможности его выдачи осужденным в ШИЗО.

Таким образом, по крайней мере с марта 2021 у ФКУ ИК-25 имелась возможность выдачи нательного белья осужденным, помещающимся в камеры ШИЗО, в том числе административному истцу.

С указанного времени, истец находился в ШИЗО с 10 по 12 августа 2021.

По информации начальника ОКБИиХО ИК-25 в части обеспечения отрядов сантехническими приборами следует, что отряд № 1 обеспечен девятью керамическим умывальниками, 1 металлической ножной раковиной, в туалете 5 напольных унитазов, 4 писсуара. До 2021 в туалете установлено 7 чаш Генуа и 4 писсуара; в отряде № 3 в умывальном помещении установлены 8 умывальников, 1 металлическая ножная раковина, в туалете 5 унитазов. До 2021 в туалете установлено 6 чаш Генуа, 1 унитаз, 4 писсуара; в отряде № 4 в умывальном помещении 6 умывальников и 1 ножная раковина, в туалете 8 напольных унитазов; в отряде № 5 в умывальном помещении установлено 6 умывальников и 2 ножные раковины, в туалете – 5 напольных унитазов и 3 писсуара. До 2021 установлено 1 унитаз, 4 чаши Генуа; в отряде № 6 в умывальном помещении установлены 5 умывальников, 1 ножная раковина, в туалете установлено 5 напольных унитазов (чаш Генуа). До 2019 в отряде были установлены лотковые писсуары на количество осужденных; в отряде № 7 установлены 9 умывальников, 1 ножная раковина, в туалете 4 напольных унитаза (чаша Генуа), 2 унитаза, 2 писсуара. Отряд № 9 (СУОН) обеспечен 6 умывальниками и 1 ножной раковиной (до 2021 7 умывальников), в туалете размещено 6 чаш Генуа, 1 унитаз. Все санитарные приборы подключены к системе централизованной канализации и находятся в исправном состоянии.

С учетом названного, несоответствия количества санитарных приборов, определенных Сводом правил с учетом количества проживающих в отрядах осужденных не установлено.

Материалы дела содержат письменный ответ Сыктывкарской спецпрокуратуры по надзору от 07.04.2021 (л.д. 158-161), согласно которого горячее водоснабжение в отряды ФКУ ИК-25 подведено в августе 2020, в блоке ШИЗО/ПКТ подвод горячей воды завершен в феврале 2021.

Искусственное освещение в отрядах соответствует п. 20.33 Свода правил и составляет более 100 лк, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует показателям СанПиН.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными административными ответчиками доказательствами (письменными справками, актами, техническим паспортом здания и экспликацией помещений и т.п.).

В материалы дела также представлены Акты ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России № 43 от 24.04.2018, № 18 от 02-16 марта 2020, согласно которым как в помещениях отрядов, так и в камерах ШИЗО установлена вентиляция с естественным побуждением, механическая вытяжная вентиляция, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.

Таким образом, по итогам рассмотрения дела суд признает доказанным нарушение условий содержания Ерофеева А.А. в части отсутствия горячего водоснабжения, непредоставление нательного белья при помещении его в ШИЗО, несоответствия площади прогулочных двориков ШИЗО, что влечет за собой признание действий (бездействия) ФКУ ИК-25 незаконными и наличие правовых оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

С учетом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, суд принимает во внимание, что, как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти и государственных служащих.

Поскольку государственные служащие лишены какого-либо скрытого умысла в правоотношениях, участником которых являются, следовательно, лишены целесообразности умышленные и целенаправленные ограничения прав граждан. Преодоление действия данной презумпции в каждом конкретном случае не исключено, но допустимо только при представлении веских и убедительных доказательств тому, что действия органа государственной власти (должностного лица) расходятся с понимаемым добросовестным поведением.

В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о недобросовестности действий должностных лиц ФКУ ИК-1 при подготовке представленных в дело доказательств.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Из содержания пункта 14 данного постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам повлекло нарушение его прав, гарантированных законом и само по себе является достаточным для причинения страданий и переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с названными нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признаний незаконными действий (бездействия) и присуждение компенсации за нарушение условий содержания при конвоировании.

В Постановлении от 12 мая 2010 года по делу «Косицын против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека напомнил, что независимо от причин переполненности камер государство-ответчик несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально- технические затруднения не возникали.

В остальной части, с учетом изложенного выше, условия содержания административного истца не являлись бесчеловечными и унижающими достоинство и опровергаются материалами дела. Такие доводы являются безосновательными, ничем объективно не подтвержденными.

Доказательств, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья истца в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, не имеется.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Указанная совокупность оснований, влекущая удовлетворение иска, по делу установлена.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.     

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержаний в исправительном учреждении и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При определении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации суд исходит из конкретных обстоятельств, при которых были допущены нарушения, характера и продолжительности нарушения, являющихся длящимися, отсутствие негативных последствий для истца при отбывании наказания и с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает, что истребуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 35 000 руб. По мнению суда данный размер компенсации является вполне обоснованным, пропорциональным, отвечающим принципам разумности и справедливости.

При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.

В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не установлено, суд полагает, что в остальной части требования о признании незаконными действий ФКУ ИК-25, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в большем размере, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 138, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявления Ерофеева ФИО2 к ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выраженного в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации, удовлетворить частично.

Признать незаконным действия (бездействие) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми по нарушению условий содержания в исправительном учреждении Ерофеева ФИО3, выразившиеся в ненадлежащих жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических условий.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Ерофеева Андрея Александровича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 28 000 (двадцать восемь тысячи) руб. с перечислением данной суммы по следующим реквизитам: ...

В удовлетворении административного искового заявления Ерофеева Андрея Александровича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение принято 31 мая 2022

Судья А.П. Леконцев

2а-2212/2022 (2а-11049/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ерофеев Андрей Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
24.12.2021Регистрация административного искового заявления
27.12.2021Передача материалов судье
29.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2022Предварительное судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее