Решение по делу № 33-3967/2022 от 16.08.2022

Судья Линькова Т.А.        Дело № 2-416/2022

УИД 35RS0022-01-2022-000533-47

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 сентября 2022 года № 33-3967/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Махиной Е.С.,

судей Образцова О.В., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Тотемского муниципального района Вологодской области на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 29 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения Кузьминской Т.Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Кузьминская Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Тотемского муниципального района о восстановлении на работе и компенсации морального вреда.

В обоснование требований указала, что с 21 августа 2007 года работала в администрации Тотемского муниципального района, с 01 апреля 2021 года в должности <...> архивного отдела. Распоряжением администрации Тотемского муниципального района № 45-р(ор) от 24 ноября 2021 года отстранена с 25 ноября 2021 года от работы в связи с отсутствием прививки от новой коронавирусной инфекции и как не представившая QR-код. 14 февраля 2022 года получила уведомление работодателя № 643 от 14 февраля 2022 года, согласно которому структурное подразделение – архивный отдел ликвидирован с 26 января 2022 года, а должность консультанта отдела подлежит сокращению, иной вакантной должности для нее не имеется. Трудовые отношения между ней и администрацией Тотемского муниципального района прекращены 22 апреля 2022 года. Считает, что сокращение произведено незаконно и необоснованно, так как муниципальный архив остался на прежнем месте, его функции не изменились. В архивном отделе администрации Тотемского муниципального района более 50 000 единиц хранения. В настоящее время с документами муниципального архива работает делопроизводитель, введенный в штат организационного отдела администрации с 18 января 2022 года, однако при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с наиболее высокой производительностью труда и квалификацией. Ошибочным управленческим решением работодателя ей причинен моральный вред.

Просила восстановить ее на работе в администрации Тотемского муниципального района в должности, предусматривающей исполнение должностных обязанностей, связанных с работой муниципального архива, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.

Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 29 июня 2022 года исковые требования Кузьминской Т.Н. удовлетворены частично.

Кузьминская Т.Н. восстановлена на работе в должности <...> архивного отдела администрации Тотемского муниципального района с 23 апреля 2022 года.

С администрации Тотемского муниципального района в пользу Кузьминской Т.Н. взыскана компенсация морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В остальной части исковых требований отказано.

Решение суда в части восстановления Кузьминской Т.Н. на работе обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе администрация Тотемского муниципального района по мотиву незаконности и необоснованности решения суда, нарушения судом норм процессуального права и неправильного применения норм материального права ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению Главы местной администрации. Увольнение Кузьминской Т.Н. произведено с соблюдением установленных законом порядка и соответствующих процедур, с уведомлением о предстоящем увольнении не менее, чем за два месяца до увольнения. Нарушений в процедуре увольнения ни прокуратурой, ни Государственной инспекцией труда не выявлено. Истец не оспаривала решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района от 25 января 2022 года, которым внесены изменения в структуру местной администрации, данное решение не является нормативным правовым актом, не подлежит официальному опубликованию, оно регулирует вопросы структуры исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и не затрагивает структуру органов местного самоуправления района. Информация о структуре администрации района размещена на сайте администрации Тотемского муниципального района. Архивный отдел юридическим лицом не является, входит в структуру администрации района, полномочия в сфере архивного дела осуществляются администрацией района. Обращает внимание, что истец просила восстановить ее на работе в администрации района в должности, предусматривающей исполнение должностных обязанностей, связанных с работой муниципального архива, при этом суд восстановил ее в должности <...> архивного отдела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Кузьминская Т.Н. просила решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика администрации Тотемского муниципального района не явился, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Из материалов дела следует и судом установлено, что приказом администрации Тотемского муниципального района от 20 августа 2007 года № 49-р(к) Кузьминская Т.Н. с 21 августа 2007 года принята на работу в архивный отдел специалистом 1 категории постоянно.

Согласно записи в трудовой книжке Кузьминской Т.Н. 01 апреля 2021 года она переведена на должность муниципальной службы <...> архивного отдела.

Решением Тотемского районного Муниципального Собрания от 21 декабря 2005 года № 176 утверждена структура администрации Тотемского муниципального района, в которой предусмотрен архивный отдел.

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 17 января 2022 года № 18-дсп утверждено штатное расписание на 2022 год администрации, в котором предусмотрен архивный отдел, должность начальника отдела – 1 ставка, должность консультанта – 1 ставка, распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2022 года.

Решением Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25 января 2022 года внесены изменения в пункт 10 решения Тотемского районного Муниципального Собрания от 21 декабря 2015 года № 176 «О структуре администрации Тотемского муниципального района», исключен архивный отдел.

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 26 января 2022 года № 47 сокращены должности администрации района: начальник архивного отдела администрации района – 1 ставка; консультант архивного отдела администрации района – 1 ставка. Отделу организационному и взаимодействия с муниципальными образованиями администрации района поручено внести изменения в штатное расписание администрации района, уведомить работников о предстоящем сокращении.

14 февраля 2022 года Кузьминской Т.Н. через реестр отправлений получено уведомление № 643 от 14 февраля 2022 года, согласно которому в связи с изменениями структуры администрации Тотемского муниципального района структурное подразделение архивный отдел ликвидировано, должность <...> архивного отдела администрации района подлежит сокращению. Кузьминская Т.Н. предупреждена об увольнении, уведомлена, что по состоянию на 14 февраля 2022 года вакантные должности или работа, соответствующая ее квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа, которую она может выполнять с учетом состояния здоровья, отсутствуют.

21 февраля 2022 года органы службы занятости проинформированы о предстоящем сокращении.

Распоряжениями администрации Тотемского муниципального района от 22 февраля 2022 года № 103-дсп, от 29 апреля 2022 года № 251-дсп внесены изменения в распоряжение администрации Тотемского муниципального района от 17 января 2022 года № 18-дсп «Об утверждении штатного расписания администрации Тотемского муниципального района на 2022 год», которыми предусмотрен архивный отдел, должность <...> отдела – 1 ставка, должность <...> – 1 ставка.

Приказом администрации Тотемского муниципального района № 15-р(лс) от 21 апреля 2022 года прекращено действие трудового договора от 21 августа 2007 года № 88, Кузьминская Т.Н. <...> архивного отдела уволена 22 апреля 2022 года на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата работников).

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 13 мая 2022 года № 271-дсп утверждено штатное расписание администрации, распространяющее действие на правоотношения, возникшие с 05 мая 2022 года, согласно которому структурное подразделение архивный отдел отсутствует.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 81, 179, 180, 308 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), статей 3, 24 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», разъяснениями, изложенными в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25 января 2022 года «О внесении изменений в решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района от 21 декабря 2005 года № 176» в полном объеме соответствует признакам нормативного правового акта, однако оно не было официально опубликовано, пришел к выводу о том, что Глава администрации района был не вправе использовать утвержденную указанным решением структуру администрации при утверждении штатного расписания, распространяющего свое действие с 05 мая 2022 года.

В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на дату увольнения Кузьминской Т.Н. и на дату принятия решения в администрации Тотемского муниципального района действовало штатное расписание, утвержденное распоряжением от 17 января 2022 года № 18-дсп, предусматривающее структурное подразделение архивный отдел и должность начальника отдела, поэтому Кузьминская Т.Н. подлежит восстановлению на работе в должности <...> архивного отдела.

Установив нарушение трудовых прав работника, суд, руководствуясь положения статей 151, 237, 394 Трудового кодекса Российской Федерации, принципами разумности и справедливости, учитывая, что Кузьминская Т.Н. была уволена с нарушением установленного порядка увольнения, в связи с потерей работы испытала нравственные страдания, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определив ее в размере 10 000 рублей.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.

Из положений статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что расторжение трудового договора с муниципальным служащим производится в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, в том числе в случае увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (часть 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (абзац первый части 2 статьи 47 того же Закона).

Раскрывая понятие официального опубликования нормативного правового акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в пункте 31 разъяснил, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Согласно положениям статьи 33 Устава Тотемского муниципального района Вологодской области в систему муниципальных правовых актов входят: Устав Тотемского муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме; решения Муниципального Собрания района; постановления и распоряжения администрации района; постановления и распоряжения главы района.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Тотемский муниципальный район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете «Тотемские вести» или «Деловая среда» - приложении к газете «Тотемские вести». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать официальное сетевое издание «Сборник муниципальных актов» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Муниципальные правовые акты района могут быть опубликованы в иных печатных и сетевых изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям.

Согласно статье 29 Устава администрация района формируется руководителем администрации района в соответствии с настоящим Уставом.

В структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы (структурные подразделения администрации).

Структурные подразделения администрации района осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых постановлением администрации района.

Администрация района подотчетна населению и Муниципальному Собранию района, подконтрольна населению, Муниципальному Собранию района, Главе района, а в части исполнения отдельных переданных государственных полномочий - уполномоченным органам государственной власти.

Таким образом, штатное расписание администрации должно соответствовать утвержденной представительным органом местного самоуправления структуре администрации.

Судом первой инстанции принято во внимание, что решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25 января 2022 года не было опубликовано, следовательно, не подлежало применению. При утверждении штатного расписания, распространявшее действие с 05 мая 2022 года, Глава администрации не вправе был использовать утвержденную этим решением структуру администрации.

Довод жалобы о том, что решение Тотемского районного Муниципального Собрания от 21 декабря 2005 года № 176 (с последующими изменениями), в том числе решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25 января 2022 года не соответствует признакам нормативного правового акта, следовательно, не подлежит опубликованию, не основан на законе, противоречит приведенным и проанализированным выше федеральным законоположениям в системном единстве с нормами Устава. Как верно указал суд, данное решение как письменный официальный документ принято правотворческим органом в пределах его компетенции и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм, характеризуется неоднократностью применения, неперсонифицирован, затрагивает права, свободы и обязанности как работников архивного отдела, так и пользователей архивными документами, к которым отнесены государственные органы, органы местного самоуправления либо юридические и физические лица, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения необходимой информации. Сведений о том, что решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25 января 2022 года было опубликовано на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо иным предусмотренным Уставом способом, в материалах дела не содержатся.

Ссылки подателя жалобы на то, что Кузьминская Т.Н. не оспаривала решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25 января 2022 года, нарушений в процедуре увольнения не выявлено ни прокуратурой, ни инспекцией труда, не влекут за собой отмену или изменение решения суда в связи с тем, что суд, проверяя законность увольнения работника, учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе проверяет соблюдение работодателем процедуры увольнения.

Утверждение апеллянта о том, что Кузьминская Т.Н. просила восстановить ее в должности, предусматривающей исполнение должностных обязанностей, связанных с работой муниципального архива, а не в должности консультанта архивного отдела, не свидетельствует о выходе судом за пределы исковых требований, поскольку истец восстановлена судом в должности, соответствующей штатному расписанию, утвержденному распоряжением от 17 января 2022 года № 18-дсп, действовавшим как на дату восстановления работника, так и на дату его увольнения, предусматривающей должность <...> архивного отдела администрации Тотемского муниципального района. Кроме того, ссылки жалобы на то, что суд восстановил Кузьминскую Т.Н. в должности <...> архивного отдела, опровергаются содержанием текста решения суда, поскольку суд восстановил истца в должности консультанта архивного отдела.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам согласно заявленным истцом требованиям; нормы материального и процессуального права при разрешении данного трудового спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приведено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тотемского районного суда Вологодской области от 29 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тотемского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:    

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 сентября 2022 года.

33-3967/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Тотемского района
Кузьминская Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация Тотемского муниципального района
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
17.08.2022Передача дела судье
14.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2022Передано в экспедицию
14.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее