Дело № 2-1441/2024
УИД 14RS0019-01-2024-001868-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 08 августа 2024 г.
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Опарий А.Ю., с участием помощника прокурора Кожеховой С.П., представителя ответчика Мелкумян Д.Л., действующей на основании устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нерюнгри в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЛТ Финанс» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нерюнгри, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ТЛТ Финанс», указав, что прокуратурой г. Нерюнгри в рамках надзора проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, по результатам которой установлено, что ответчик является держателем лицензии ЯКУ06119БЭ с целевым назначением – разведка и добыча россыпного золота на территории ТТП «Иенгринское» на участке месторождения руч. Большой Неричи, являющегося правым притоком р. Иенгра. ООО «ТЛТ Финанс» не инициирована подача заявления в Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) о проведении этнологической экспертизы в рамках действия лицензии ЯКУ06119БЭ. Осуществление ООО «ТЛТ Финанс» деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых без проведения этнологической экспертизы нарушает права коренных малочисленных народов Севера на территории МО «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и не соответствует задачам государственной политики, направленной на обеспечение гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Ответчик осуществляет деятельность, способную оказать воздействие на исконную среду обитания малочисленных народов и социально-культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, вследствие чего, на него возложена обязанность по проведению этнологической экспертизы. Просит возложить на ООО «ТЛТ Финанс» обязанность выполнить действия по проведению этнологической экспертизы в рамках действия лицензии ЯКУ06119БЭ в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В дальнейшем истец уточнил заявленные исковые требования и окончательно просит обязать ООО «ТЛТ Финанс» выполнить действия по проведению этнологической экспертизы в рамках действия лицензии ЯКУ06119БЭ в течение 10-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора г. Нерюнгри Кожехова С.П. в судебном заседании исковое заявление с учетом уточнений поддержала по изложенным в нем основаниям, просит удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ТЛТ Финанс» Мелкумян Д.Л. в судебном заседании требования искового заявления признала в полном объеме, против удовлетворения иска не возражает
Представители третьих лиц Минарктики Республики Саха (Якутия), Администрации МО «Нерюнгринский район» и Иенгринской наслежной администрации Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся третьих лиц.
Суд, заслушав истца, объяснения представителя ответчика и, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации закреплены ст. 69 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определено понятие этнологическое экспертизы, в соответствии с которой, этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
На основании ст. 6 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV).
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV организация проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, находящихся в зоне влияния хозяйственной и иной деятельности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы. Порядок проведения этнологической экспертизы устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
Заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов (п. 3 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV).
В п. 8 и п. 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV указано, что этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке. Этнологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, за исключением случая, установленного абзацем 2 настоящей части.
Этнологическая экспертиза может проводиться на любом этапе реализации хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов в случае принятия соответствующего решения экспертной комиссией этнологической экспертизы.
Порядок организации и проведения этнологической экспертизы утвержден Постановлением Правительства РС(Я) от 06 сентября 2011 года № 428 «О Порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов», из которого следует, что для проведения этнологической экспертизы Заказчик представляет в уполномоченный орган заявление на проведение этнологической экспертизы в установленной форме.
Судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЯ9965-24-88451063 от 11 июля 2024 года основным видом деятельности юридического лица ООО «ТЛТ Финанс» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиной группы).
12 сентября 2019 года Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) ответчику ООО «ТЛТ Финанс» со сроком до 30 сентября 2026 года выдана лицензия на пользование недрами серии ЯКУ № 06119, вид лицензии – БЭ, с целевым назначением и видами работ –разведка и добыча золота из россыпных месторождений на участке недр руч. Большой Неричи, правый приток р. Иенгра на территории МО «Нерюнгринский район».
В ответе Иенгринской наслежной администрации от 06 августа 2024 года указано, что ООО «ТЛТ Финанс» осуществляет свою деятельность на территории традиционного природопользования «Иенгринское».
Решением Иенгринского наслежного совета депутатов № 3-12 от 22 апреля 2014 года «О территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» постановлено образовать на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега территорию традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» и утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» (далее – Положение), регулирующее отношения, связанные с вопросами создания, функционирования, реорганизации и ликвидации территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» МО «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).
Согласно п. 5.7. Положения на землях территории традиционного природопользования «Иенгринское» запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов.
В силу п. 5.8. Положения собственники, владельцев и пользователи земельных участков, находящихся на территории традиционного природопользования «Иенгринское» принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны данной территории, установленного Положением и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.2 Положения установлено, что любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера может осуществляться на территории традиционного природопользования «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой СП «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).
Из приложения № 1 к Положению следует, что р. Иенгра (правый приток) входит в границы территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское».
Кроме того, с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега) входит в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2009 года № 631-р.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, и со стороны ответчика обратного не представлено, что ООО «ТЛТ Финанс», осуществляя деятельность по выполнению работ по разведке и добыче золота из россыпных месторождений на участке недр руч. Большой Неричи, правый приток р. Иенгра, расположенными на территории МО «Нерюнгринский район», то есть в месте традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в установленном нормативными-правовыми актами субъектами Республики Саха (Якутия) не обратилось в уполномоченный орган с заявлением о проведении этнологической экспертизы с целью получения заключения этнологической экспертизы.
Со стороны ответчика, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что ответчиком предприняты меры к получению заключения этнологической экспертизы, равно как и доказательств того, что хозяйственная и иная деятельность в границах территории традиционного природопользования «Иенгринское» не осуществляется, тогда, как проведение этнологической экспертизы является обязательным требованием к осуществлению хозяйственной и иной деятельности на территории мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом заключение договора № 21/0624-РС(Я)_ОВЭС на выполнение работ от 14 июня 2024 года, заключенного между ответчиком и ООО НПК «СеверПроект» о проведении работ по актуализации материалов по оценке воздействия на этнологическую среду в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), на территории Нерюнгринского улуса (района) в результате хозяйственной деятельности ООО «ТЛТ Финанс» по геологическому изучению, включающему поиск и разведку, разведку и добычу полезных ископаемых, не свидетельствует о проведении этнологической экспертизе, в том числе, с момента осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории традиционного природопользования малочисленных народов с. Иенгра Нерюнгринского района.
Между тем, при рассмотрении дела, заявленные требования истца об обязании принять меры по проведению обязательной этнологической экспертизы в рамках действия лицензии ЯКУ06119БЭ, признаны ответчиком ООО «ТЛТ Финанс» в полном объеме.
В силу положений с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Частью 3 ст. 173 ГПК РФ установлено, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном случае признание иска ответчиком ООО «ТЛТ Финанс» не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и, является свободным волеизъявлением ответчика.
При таких обстоятельствах, с учетом положений Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV, определяющих порядок проведения этнологической экспертизы, исполнение которых возложено непосредственно на лицо, осуществляющее разведку и добычу полезных ископаемых, в отсутствие доказательств, подтверждающих направление заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган в соответствии с принципами, установленными ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ООО «ТЛТ Финанс» принять меры по проведению обязательной этнологической экспертизы в рамках осуществления деятельности на основании лицензии ЯКУ06119БЭ.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценив представленные в обоснование доводов и возражений доказательства, а также признание ответчиком заявленных требований истца в полном объеме, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Нерюнгри в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении на ООО «ТЛТ Финанс» совершить определенные действия в целях исполнения обязательных требований нормативных-правовых актов Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению в полном объеме.
Частью 1 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
С учетом мнения истца, который не возражает против предоставления ответчику разумного срока для исполнения решения суда, принимая во внимание те обстоятельства, что для устранения установленных нарушений необходим разумный срок, так как указанные действия требуют достаточности времени и изыскания денежных средств, с учетом обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов неопределенного круга лиц и ответчика, суд полагает возможным установить ответчику ООО «ТЛТ Финанс» соответствующий срок для исполнения настоящего решения, в течение 10-ти месяцев со дня вступления в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 330.40 НК РФ при признании ответчиком иска до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
В связи с тем, что требования истца, который освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу настоящего искового заявления в суд общей юрисдикции, удовлетворены, а иск в ходе рассмотрения дела признан ответчиком ООО «ТЛТ Финанс» в полном объеме, с ООО «ТЛТ Финанс» в доход бюджета МО «Нерюнгринский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 90 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░», ░░░ 6321417037, ░ ░░░░░░░ 10-░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░06119░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 90 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.