Дело № 12-297/2020
РЕШЕНИЕ
город Рыбинск 17 сентября 2020 года
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Ломановская Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Козлова Игоря Витальевича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям Большаковой А.Э. № от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении, которым
Козлов Игорь Витальевич, <данные изъяты>, прож.: <адрес>, привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Большаковой А.Э. от 31.01.2020 года № по делу об административном правонарушении Козлов Игорь Витальевич привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ за несоблюдение требований ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поступившей в суд, Козлов И.В. просит постановление административного органа отменить в связи с недоказанностью события административного правонарушения. Считает, что отсутствуют доказательства того, что сточные воды опасны для здоровья людей и окружающей среды. Диспозиция ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за порчу земли, в результате действий опасных для здоровья людей и окружающей среды веществ и отходов производства и потребления. Термин «сточные воды» в норме ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ отсутствуют. Каким образом соотносятся термины сточные воды и отходы производства и потребления, в обжалуемом постановлении не указано. Также в деле отсутствуют доказательства того, что труба, из которой имеет место сброс сточных вод, отходит от участка, которым Козлов владеет на праве собственности.
В судебное заседание Козлов И.В., представитель Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явились, извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Статья 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель признает предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в том числе, проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Согласно протоколу № от 22.01.2020 года об административном правонарушении и постановлению о назначении административного наказания от 31.01.2020 года установлено, что в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора поступило обращение о фактах нарушения требований природоохранного законодательства в связи с фактами сброса хозяйственно- бытовых сточных вод на рельеф местности и в реку Волга физическим лицом Козловым И.В. в районе дома <адрес>
21 ноября 2019 года межрегиональным управлением произведен выезд по адресу: <адрес>, проведено обследование территории.
В ходе обследования территории установлено следующее.
От дома <адрес> на расстоянии 2 метров от реки Волга организован выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод. Сброс сточных вод осуществляется на рельеф местности, далее стоки по понижению рельефа местности самотеком поступают в реку Волга. Сточные воды имели характерный канализационный запах, повышенную температуру, от стоков шел пар, почва в месте слива сточных вод имела характерный черный оттенок. Межрегиональным управлением совместно с Ярославским филиалом ФГБУ «<данные изъяты>» отобраны следующие пробы почвы:
1 - объединенная проба условно-чистой почвы (координаты: №.);
2 - объединенная проба почвы, загрязненная хозяйственно-бытовыми
сточными водами (координаты: №.).
Составлен протокол взятия проб и образцов от 21.11.2019г. №.
По результатам лабораторных исследований, испытаний и измерений установлено следующее.
В пробе загрязненной почвы (проба № 2) установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в сравнении с условно-чистой пробой (проба № 1) по следующим загрязняющим веществам: нитрит-ион в 1.7 раз, фосфат-ион в 2,6 раз и азот аммония в 1,5 раза. Превышения по данным веществам свидетельствуют о том, что почва загрязнена хозяйственно-бытовыми сточными водами. Так как сбрасываемые сточные воды поступает в землю, а сброс загрязненных сточных вод на рельеф запрещен в соответствии со ст. 1 и 77 №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», то в данном случае должна быть обеспечена стопроцентная очистка сточных вод.
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды (ПДК, ОДК) для почв (для конкретного химического вещества) в качестве норматива качества применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения. В связи с вышеизложенным, любая степень очистки сточных вод, за исключением стопроцентной недостаточна. Наличие любой, даже малозначительной, концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах неизбежно приводит к причинению вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды. Для решения проблемы сброса сточных вод на рельеф, предполагается устанавливать аккумулирующие емкости для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод с последующим вывозом и передачей накопленных стоков организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно сведениям Росреестра собственником участков с кадастровыми номерами № (по адресу: <адрес>) и № (по адресу: <адрес>) является Козлов И.В.
В соответствии с указанными обстоятельствами Козлов И.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за порчу земель в результате сброса сточных вод по адресу: г<адрес>
Не согласившись с постановлением о привлечении его к административной ответственности Козлов И.В. обратился в суд с жалобой.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
На основании ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно смыслу закона, под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, представляет собой действия по внесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов, приводящих к ее порче.
Судом установлено, что в протоколе об административном правонарушении от № № от 22.01.2020 года об административном правонарушении описана объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, выразившаяся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно: порча земель в результате сброса сточных вод по адресу: <адрес> Субъектом правонарушения является физическое лицо Козлов И.В.; объектом - охраняемые законом общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Собранные административным органом материалы проверки послужили основанием для привлечения Козлова И.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что вина Козлова И.В. во вменяемом ему административном правонарушении надлежащими доказательствами не подтверждается.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьями 26.5, 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях взятие проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы, либо иного исследования, проводится путем составления протокола в присутствии двух понятых. Однако указанные требования закона, направленные на обеспечение объективности полученных данных, являющихся доказательством по делу об административном правонарушении, административным органом не соблюдены
В соответствии с ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.
В данном случае определение о проведении экспертизы не выносилось. В обоснование вины Козлова И.В. в совершении указанного административного правонарушения представлены:
заключение по результатам проведения лабораторных исследований от 02.12.2019 года ФГБУ «<данные изъяты>», согласно которому установлено превышение концентраций по содержанию загрязняющих веществ: нитрита-иона (по азоту) – проба № – в 1,7 раз, фосфата-иона - проба № – в 2,6 раза, азот аммония – проба № – в 1,5 раз;
заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 02.12.2019 года ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу, согласно которому установлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ воды в месте выпуска сточных вод на рельеф местности и далее в р. Волга (из коллектора) по следующим показателям: ионы аммония - в 3,9 раза, нитрит-ионы – в 1,9 раза, фосфат-ионы - в 2,0 раза.
Пробы воды и почвы, которые были направлены для проведения лабораторных исследований, были отобраны государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям 21.11.2019 года в соответствии с протоколами №.
Оценив указанные протоколы суд отмечает, что в соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В соответствии с частью 8 статьи 27.10 КоАП РФ протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
Согласно материалам дела понятые при изъятии проб и образцов не присутствовали, видеофиксация не велась. Лицо, на территории которого отобраны указанные пробы и образцы, при отборе проб также не присутствовало, сведения о его извещении в материалах дела не имеются. Фотографии к материалам дела нее приложены.
При этом в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
С учетом выявления нарушений установленных законом требований акты осмотра и отбора почвенных образцов от 21.11.2019 не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств по настоящему делу.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказывание вины правонарушителя возлагается на административный орган.
Допустимые доказательства, бесспорно подтверждающие вину Козлова И.В. в нарушении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления не представлены, в связи с чем имеются не устраненные сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые толкуются в пользу этого лица.
Поскольку допустимых доказательств вины Козлова И.В. в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ Росприроднадзор не представил, следует вывод об отсутствии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
С учетом изложенного, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области от 31.01.2020 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Козлова И.В. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 -30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31.01.2020 ░░░░ № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.6 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░