Дело № 2-18/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Калтан 16 января 2024 года
Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Ванюшин Е.В.,
при секретаре Дурягиной Д.В.,
с участием ст. помощника прокурора г. Осинники Алимцевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «УМИ КГО» к Григорьеву Ивану Леонтьевичу о расторжении договора социального найма жилого помещения, третьи лица: С.М.В., несовершеннолетние Г.Е.И., Г.К.И., Г.А.И., в лице законного представителя Г.М.Н., Отдел опеки и попечительства ..., нотариус Калтанского Нотариального Округа,
УСТАНОВИЛ :
МКУ «УМИ КГО» обратилось в суд с исковым заявлением к Григорьеву И.Л. о расторжении договора социального найма жилого помещения от ХХ № по адресу: ..., комната №, признании утратившим права пользования жилым помещением по указанному адресу.
Требования мотивирует тем, что Григорьев И.Л. является нанимателем жилого помещения по адресу: ..., комната №. Собственником жилого помещения является Калтанский городской округ. На основании распоряжения администрации Калтанского городского округа от ХХ №-р ответчик был включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения, в связи с чем, ХХ по сертификату на приобретение жилого помещения перечислена социальная выплата и приобретено жилое помещение по адресу: .... В связи с получением социальной выплаты и приобретением жилого помещения ответчик на основании распоряжения администрации Калтанского городского округа от ХХ был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответчику было направлено требование о необходимости сняться с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: ... заключить дополнительное соглашение к договору социального найма.
В судебном заседании представитель истца МКУ «УМИ КГО» Фатенкова Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, так ответчику как сироте предоставлено жилое помещение.
Ответчик Григорьев И.Л. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что он и его семья зарегистрированы и проживают в комнате, оплачивают за неё коммунальные платежи.
Третьи лица С.М.В., Г.М.В., действующая в интересах несовершеннолетних Г.Е.И., Г.К.И., Г.А.И., Отдел опеки и попечительства ..., нотариус Калтанского Нотариального Округа о дате судебного заседания надлежаще извещены, в суд не явились.
Старший помощник прокурора ... Алимцева Н.В. возражает против удовлетворения исковых требований, так нет законных оснований для расторжения договора социального найма.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Основания расторжения договора социального найма предусмотрены ст. 83 ЖК РФ. К ним относятся:
1) соглашение сторон (ч. 1 ст. 83 ЖК РФ);
2) инициатива нанимателя жилого помещения (ч. 2 ст. 83 ЖК РФ);
3) выезд нанимателя и членов его семьи в другое место жительства (ч. 3 ст. 83 ЖК РФ);
4) требование наймодателя в установленных законом случаях:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению (ч. 4 ст. 83 ЖК РФ).
Договор социального найма жилого помещения также прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя (ч. 5 ст. 83 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что ХХ между истцом и ответчиком заключен договор социального найма. Из приложения № к договору социального найма усматривается, что членами семьи нанимателя являются сын Г.Е.И., 2014 года рождения, сестра С.М.В.
Распоряжением главы Калтанского городского округа №-р от ХХ Григорьев И.Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из сообщения министра образования Кузбасса от ХХ следует, что Григорьеву И.Л., состоявшему в списке детей сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, перечислена социальная выплата по сертификату на приобретение жилого помещения по адресу: ..., в связи с чем, необходимо рассмотреть возможность исключения Григорьева И.Л. из указанного списка.
Постановлением и.о. главы Калтанского градского округа №-п от ХХ Григорьев И.Л. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно договора купли-продажи недвижимого имущества от ХХ Григорьевым И.Л. приобретена квартира, площадью 43,4 кв.м. по адресу: ... жилого помещения в собственность достигшим возраста 23 лет лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.. Право собственности Григорьева И.Л. на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, у ответчика Григорьева И.Л., включенного в список детей-сирот, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на обеспечение жилым помещением, которое приобретено ему по сертификату за счет средств социальной выплаты для приобретения на территории Кемеровской области-Кузбасса.
Из норм п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не следует, что истец утрачивает право пользования занимаемым жилым помещением по договору социального найма.
Суд пришел к выводу, что право на получение жилого помещения возникает у таких лиц независимо от наличия у них в собственности иного жилого помещения, поскольку они не могут быть лишены социальной защиты со стороны государства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, оснований для расторжения договора социального найма предусмотренных ст. 83 ЖК РФ, истцом не приведено. Приобретение Григорьевым И.Л. в собственность жилого помещения, как состоящим в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет средств социальной выплаты по сертификату на приобретение жилья, не является основанием для расторжения договора социального найма и признании утратившим право пользования жилым помещением - квартирой по адресу: ...
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований МКУ «УМИ КГО» к Григорьеву Ивану Леонтьевичу о расторжении договора социального найма жилого помещения и признании утратившим право пользования жилым помещением по адресу: ..., комната №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ХХ.
Судья подпись
Копия верна
Судья: Е.В. Ванюшин