Решение от 30.07.2024 по делу № 33-2498/2024 от 13.02.2024

N дела,

присвоенный судом

первой инстанции: 2-7090/23

УИД: 05RS0038-01-2023-008283-92

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июля 2024 г. по делу N 33-2498/2024 г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Хираева Ш.М.,

судей коллегии Ташанова И.Р., Ибрагимова И.М.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Советского района г. Махачкалы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Чугли», обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс», Абдуллаеву А.Х. о приостановлении деятельности автозаправочной станции «Нефтяник» и обязании устранить нарушения закона

по апелляционному представлению заместителя прокурора Советского района г.Махачкалы Темирханова М.М. на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 20 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Ташанова И.Р., изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционного представления, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    заместитель прокурора Советского района г. Махачкалы в интересах неопределённого круга лица обратился в суд с иском к Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Чугли» (далее – АКФХ «Чугли»), обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее – ООО «Прогресс»), Абдуллаеву А.Х. о приостановлении деятельности многотопливной автогазозаправочной станции «Нефтяник» (далее – МАЗС) и обязании устранить нарушения закона.

     В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Советского района г. Махачкалы по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением ОНД и ПР №1 по г. Махачкале ГУ МЧС РФ по РД и специалиста ТУ Роспотребнадзора по РД проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещении указанной МАЗС, расположенной по адресу: пр. И. Шамиля, 15а, г.Махачкала.

    В ходе проверки установлено, что эксплуатация МАЗС осуществляется в нарушение следующих требований федерального законодательства:

    Нарушения требований пожарной безопасности:

    - не представлена документация на технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», п. 374);

    - МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - на МАЗС допускается заправка транспортных средств с работающими двигателями (Постановление Правительства РФ №1479 от 16.09.2020, п.385);

    - не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - отсутствует источник наружного пожаротушения МАЗС (должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от МАЗС) (не представлены акты работоспособности гидрантов) (п. 6.37 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от <дата> №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - оборудование технологических систем не обеспечивает осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (п. 7.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

    - заправочный островок с сжиженным углеводородным газом (далее - СУГ) на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4, СП 156.13130.20014 п.8.40);

    - не обеспечена в установленные технической документацией сроки очистка и предремонтная подготовка технологического оборудования МАЗС, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п. 373 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479);

    - не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 6.39 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - на МАЗС не запрещена заправка транспортных средств, в которой находятся пассажиры (п. 385 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

    - учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (п.60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

    - между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - не представлена документация (паспорт), подтверждающая единичную вместимость резервуара для СУГ не более 10 куб.м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», п.8.30);

    - на въезде и выезде с территории МАЗС не выполнены пологие участки. Имеющиеся на МАЗС дренажный лоток не соответствуют установленным требованиям, не охватывает всю территорию по периметру, не очищен от грязи и песка. На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненными нефтепродуктами (при оснащении МАЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:

    - оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;

    - емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору МАЗС при их номинальном заполнении;

    - оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;

    - линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров;

    - трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;

    - крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4, СП 156.13130.2014 п.6.21, п. 6.22).

    - Не предусмотрено противопожарное расстояние, а именно:

    - от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5);

    - на объекте отсутствует аварийный резервуар (п.383 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

    - не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ до объектов зашиты, а именно:

    - от резервуара с СУГ до ближайших жилых многоквартирных домов составляет менее 60 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5);

    - от резервуара СУГ до топливораздаточных колонок СУГ и жидкого моторного топлива менее 20 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 156.13130.2014 п.8.3 таблица 6);

    - информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

     - отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п.2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

    - для контроля заземления АЦ отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4, СП 156.13130.2014 п.7.35).

    Санитарно-эпидемиологическое законодательство:

        - не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 14 м), что является нарушением требований п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

        - не представлен заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);

        - не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);

        - не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);

        - отсутствует уголок потребителя (ст.ст. 8, 9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300- 1 «О защите прав потребителей»);

        - не представлен договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);

        - отсутствуют знаки о запрете курения табака (ст. 12 п.5 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»);

        - не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»);

        - отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением (п.8.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»).

    Выявленные нарушения зафиксированы в акте санитарно-гигиенического обследования от 21.08.2023 и в справке от 24.08.2023 №ИВ-191-4-4-1007, составленных специалистами отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан и отдела надзорной деятельности и профилактической работы №1 по г.Махачкале Управления надзорной деятелности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Дагестан, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.

    Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 20 октября 2023 г. исковые требования заместителя прокурора Советского района г.Махачкалы удовлетворены частично, постановлено признать незаконной деятельность МАЗС «Нефтяник», принадлежащей на праве собственности АКФХ «Чугли», находящейся в аренде ООО «Прогресс» и переданной в субаренду Абдуллаеву А.Х. и другими лицами, расположенной и функционирующей по адресу: г.Махачкала, пр. И.Шамиля, 15а, до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства:

    - резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п.7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом оборудовать экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - на объекте оборудовать аварийный резервуар (п.383 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).

    В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора отказано.

    Ответчикам АКФХ «Чугли», ООО «Прогресс», Абдуллаеву А.Х. установлен срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено – 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Принятые определением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 11 сентября 2023 года меры по обеспечению иска в виде запрета на функционирование деятельности МАЗС «Нефтяник», принадлежащей на праве собственности АКФХ «Чугли», находящейся в аренде у ООО «Прогресс» и переданной в субаренду Абдуллаеву А.Х., расположенной по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 15а, отменены, в части отмены принятых определением Советского районного суда г.Махачкалы от 11 сентября 2023г. мер по обеспечению иска решение суда приведено к немедленному исполнению.

    В апелляционном представлении заместитель прокурора Советского района г.Махачкалы Темирханов М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме с фактическим приостановлением деятельности АЗС.

    В обоснование доводов жалобы указано, что судом не принято во внимание наличие существенных нарушений противопожарной безопасности, представляющие угрозу безопасности жизни и здоровья людей, которые фактически хозяйствующим субъектом не были устранены. Специалистами ТО Роспотребнадзора по РД и ОНД и ПР №11 УНД по РД ГУ МЧС России по РД по запросу суда в ходе рассмотрения дела представлена информация, в которой отражены неустраненные ответчиками грубые нарушения закона. Учитывая, что автозаправочная станция является опасным производственным объектом, эксплуатация данного объекта с нарушением норм противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства в отсутствие заключений уполномоченных лиц о соответствии объекта требованиям технических регламентов и безопасности объекта, незаконна и может привести к пагубным последствиям.

    Относительно доводов апелляционного представления представителем Абдуллаева А.Х. по доверенности Абдулгалимовым Р.А. поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда, как законного и обоснованного, без изменения.

    27 марта 2024 года в суд апелляционной инстанции поступило заявление заместителя прокурора Советского района г.Махачкалы Республики Дагестан о принятии мер обеспечения иска и запрете функционирования деятельности МАЗС «Чугли».

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 27 марта 2024 года указанное заявление заместителя прокурора Советского района г.Махачкалы Республики Дагестан о принятии мер обеспечения иска удовлетворено, в целях обеспечения иска до вступления в законную силу решения суда по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Чугли», обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс», Абдуллаеву А.Х. запрещено функционирование деятельности МАЗС «Нефтяник», расположенной по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, пр. И.Шамиля, д.15а.

    На заседание суда апелляционной инстанции помощник прокурора Советкого района г.Махачкалы Караева С.А., представитель Абдуллаева А.Х. по доверенности Бабаханов А.Б. явились.

    Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД по доверенности Гаджиев Р.М. в своем заявлении, адресованном в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя Управления.

    Остальные участники судебного заседания, извещенные судом надлежащим образом, на процесс не явились и о причинах неявки суду не сообщили.

    Руководствуясь положениями п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), разъяснениями пунктов 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

    Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании ч.3 ст.167, ч.ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников судебного заседания.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

    В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

    Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Данным требованиям закона и разъяснениям решение суда первой инстанции соответствует не в полной мере.

    Частично удовлетворяя исковые требования прокурора в части признания незаконной деятельности ответчиков по эксплуатации МАЗС с вышеуказанными нарушениями требований законодательства и возложении на ответчика обязанности по устранению данных нарушений, суд первой инстанции исходил из того, что указанные в иске нарушения ответчиком устранены не в полном объёме. Решение суда содержит указание на ряд нарушений законодательства о противопожарной пожарной и санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, допущенных ответчиком, и необходимость их устранения.

    В указанной части решение суда первой инстанции сторонами обжаловано не было и в силу п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ на предмет законности и обоснованности судом апелляционной инстанции не проверяется.

    В ходе рассмотрения дела судом установлено, что нарушения противопожарной безопасности устранены не в полном объеме, а именно:

    - резервуары для хранения жидкого моторного топлива необходимо оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п.7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом оборудовать экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - на объекте оборудовать аварийный резервуар (п.383 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).

    Кроме того, нарушения требований противопожарной безопасности, выразившиеся в несоблюдении противопожарных расстояний от топливно-раздаточной колонки с СУГ до проезжей части дороги (по факту менее 25 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5), е от резервуарной установки СУГ до ближайших жилых многоквартирных домов составляет менее 60 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5), также не устранены, аварийный резервуар на МАЗС (п.383 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479), санитарно-защитная зона МАЗС не установлены.

    При наличии данных нарушений суд первой инстанции со ссылкой на то, что вышеперечисленные нарушения не представляют реальной угрозы жизни и здоровью неопределённого круга лиц и не могут являться причиной наступления аварии на МАЗС, сделан вывод о необходимости отказа в удовлетворении иска прокурора в части требований о возложении на ответчиков обязанности приостановить эксплуатацию МАЗС до полного устранения выявленных нарушений.

    С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

    Выражая несогласие с решением, в апелляционном представлении содержится просьба об отмене решения суда в части требований, в удовлетворении которых отказано, со ссылкой на то, что наличие нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства представляют реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью многочисленного количества людей, имеется угроза аварии или техногенной катастрофы, которая может причинить существенный вред экологии.

    Судебная коллегия полагает доводы апелляционного представления заслуживающими внимания.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

    Статьей 260 ГК РФ установлено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1).

    Статьей 263 ГК РФ определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

    Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предписывает собственникам земельных участков и лицам, не являющимся собственниками земельных участков, обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    Собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

    Пунктом 1 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1).

    Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 1011-О и от 27.06.2017 N 1288-О, п. 1 ст. 1065 ГК РФ направлен на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 апреля 2024 года 2009 года собственником автозаправочного комплекса площадью 119,7 кв.м с кадастровым номером 05:40:000064:1238, земельного участка площадью 570 кв.м с кадастровым номером по адресу <адрес>, является КФХ «Чугли».

    В соответствии с договором, заключенного между АКФХ «Чугли» (арендодатель) и ООО «Прогресс» (арендатор) от 12.07.2019г., арендодатель передал арендатору во владение и пользование указанный автозаправочный комплекс.

    В соответствии с договором субаренды, заключенного 16.05.2023г с ООО «Прогресс», непосредственную эксплуатацию указанной МАЗС осуществляет субарендатор ИП Абдуллаев А.Х.

    В результате проведенной прокуратурой Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением ОНД и ПР №1 по г. Махачкале ГУ МЧС РФ по РД и специалиста ТУ Роспотребнадзора по РД проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещении МАЗС «Нефтяник выявлены нарушения федерального законодательства, отраженные в Акте санитарно-гигиенического обследования от 21 августа 2023 г., составленном специалистом ТУ Роспотребнадзора по РД, и в письме ОНД и ПР №1 по г. Махачкала ГУ МЧС РФ по РД от 24 августа 2023 года № ИВ-191-4-4-1007.

    Проведённой проверкой установлено, что ответчики осуществляют предпринимательскую деятельность на МАЗС с нарушениями требований противопожарной пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

    С учетом представленных ответчиками доказательств устранения выявленных нарушений требований противопожарной безопасности по запросу суда ОНД и ПР №1 по г.Махачкала УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД и ТУ Роспотребнадзора по РД проведена выездная проверка в целях установления устранения либо неустранения на МАЗС «Нефтяник нарушений требований противопожарной безопасности, отраженным в письме ОНД и ПР №1 по г. Махачкала ГУ МЧС РФ по РД от 24 августа 2023 года № ИВ-191-4-4-1007, и санитарно-эпидемиологического законодательства в Акте санитарно-гигиенического обследования от 21 августа 2023 года.

    По результатам проведенных повторных проверок в адрес суда начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы №1 по г.Махачкала УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД письмом от 17 октября 2023 года за №ИВ-191-4-4-1289 и Врио руководителя Роспотребнадзора по РД письмом от 18 октября 2023 года № 05-00-08/13-6789-2023 представлена информация о противопожарном и санитарно-эпидемиологическом состоянии МАЗС «Нефтянник».

    Из данного письма следует, что не выполнены работы по устранению следующих нарушений противопожарной безопасности:

    - резервуары для хранения жидкого моторного топлива необходимо оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п.7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом оборудовать экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

    - на объекте оборудовать аварийный резервуар (п.383 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).

    Кроме того, нарушения требований противопожарной безопасности, выразившиеся в несоблюдении противопожарных расстояний от топливно-раздаточной колонки с СУГ до проезжей части дороги (по факту менее 25 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5), е от резервуарной установки СУГ до ближайших жилых многоквартирных домов составляет менее 60 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5), также не устранены, аварийный резервуар на МАЗС (п.383 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479), санитарно-защитная зона МАЗС не установлены.

    Автозаправочная станция - имущественный комплекс, предназначенный для приема, хранения и выдачи топлива транспортным средствам (кроме гусеничного транспорта), а также зарядки электротранспорта (п. 3.2 ГОСТ 33062-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса», введен в действие Приказом Госстандарта от 14.08.2015 N 1163-ст).

    Автозаправочная станция (АЗС) как объект недвижимости представляет собой комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств моторным топливом и маслом.

    Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

    Из подпункта «в» пункта 1 указанного Приложения следует, что объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

    Учитывая приведенные выше нормы, автозаправочная станция является опасным производственным объектом, поскольку ее эксплуатация невозможна без определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) нефтепродуктов, являющихся горючими веществами.

    В соответствии с пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На автозаправочных станциях осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на автозаправочных станциях реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.

    В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (далее - Закон №69-ФЗ) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

    Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

    Положениями ст. 38 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

    Положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (часть 6 статьи 3).

    Здание или сооружение должны быть построены таким образом, чтобы в результате их эксплуатации исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение задымления при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество (статья 8).

    Согласно ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон N 123-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности включает в себя установление в нормативных правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации, правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности, правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1). К нормативным правовым актам по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон N 184-ФЗ), федеральные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего закона (части 2, 3).

    Статьей 6 Закона N 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме установленных настоящим законом требований пожарной безопасности, а также одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ техническими регламентами, и пожарный риск не превышает установленных настоящим законом допустимых значений или в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ техническими регламентами, и нормативными документами по пожарной безопасности.

    Согласно своду правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», включенному в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, утвержденный приказом Госстандарта от 14.07.2020 N 1190, противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м. При применении противопожарных стен расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных, временных сооружений (построек) не нормируется. Противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями определяется как наименьшее расстояние в свету между наружными стенами или другими ограждающими конструкциями. При наличии конструктивных элементов из горючих материалов, выступающих за пределы указанных конструкций более чем на 1 м, расстояние следует принимать от указанных элементов.

    При размещении зданий, строений и сооружений должны соблюдаться установленные законодательством о пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и расположенными на соседних земельных участках, а также градостроительные и строительные нормы и правила.

    Статьями 4 Закона N 123-ФЗ и пунктами 8.3, 8.4, 8.30, 8.40-8.42 Свода Правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 регламентированы минимальные расстояния между зданиями и сооружениями КриоАЗС и АГЗС, выполненных как самостоятельный участок многотопливной АЗС, многотопливной АЗС и АГНКС, минимальные расстояния от них до объектов, к ним не относящихся, требования к резервуару для хранения СУГ.

    Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон N 52-ФЗ).

    Согласно п. 1 ст. 2 названного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

    Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания, и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

    Таким образом, на юридическое лицо, независимо от наличия у него статуса субъекта малого предпринимательства, действующим законодательством возлагается обязанность по проведению производственного контроля за качеством и безопасностью предлагаемой к реализации продукции.

    Согласно ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

    Пунктом 2.4. Правил СП-1.1.1058-01 установлено, что производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

    Пунктом 2.7 указанных Правил предусмотрено, что мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

    Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

    В целях охраны атмосферного воздуха, в силу требований ст.16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», определяющие порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

    Исходя из п. 2 Правил установления санитарно-защитных зон правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

    В соответствии с п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной полосы прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которыми в своей работе руководствуются органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    Пунктом 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

    Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

    В соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

    В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

    В соответствии с указанными санитарными правилами для автозаправочных станций для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом устанавливается ориентировочная санитарно-защитная зона в размере 100 метров (раздел 7.1.2. класс IV).

    Согласно пункту 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

    Следовательно, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязательны и в отношении действующих объектов.

    Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

    На основании пункта 5.1 главы V. Режим территории санитарно-защитной зоны СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

    В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

    Невыполнение, либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих процессуальных обязанностей по доказыванию своих требований или возражений влекут для них неблагоприятные правовые последствия.

    В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

    Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2).

    Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).

    Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).

    В силу ч.1 с. 79 этого же кодекса при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

    Поскольку районным судом были определены не все обстоятельства, подлежащие доказыванию, в целях проверки доводов апелляционного представления определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 апреля 2024 года по ходатайству представителя ИП Абдуллаева А.Х. по доверенности Бабаханова А.Б. по гражданскому делу была назначена комплексная судебная санитарно-эпидемиологическая и строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам ФГБУ «Судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Республике Дагестан», расположенного по адресу: <адрес>

    Исходя из необходимости установления юридически значимых обстоятельств, распределения бремени их доказывания и разрешения спора с учетом положений закона, регулирующих возникший спор, на разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

1. определить и описать все объекты, находящиеся в составе многотопливной автогазозаправочной станции (МАЗС) «Нефтяник» с кадастровым номером 05:40:000064:1238, расположенной на земельном участке площадью 570 кв.м с кадастровым номером 05:40:000050:1183 по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, пр. И.Шамиля, 15а; определить, соответствуют ли технические характеристики данных объектов характеристикам, указанным в технической документации;

2. соответствует ли требованиям (строительство и эксплуатация) Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», иным нормам действующего законодательства Российской Федерации (ГОСТы, ТУ, СанПин, СП и т.п.) указанная многотопливная автогазозаправочная станция, в том числе весь ее комплекс, состоящий из резервуаров хранения топлива, аварийных резервуаров, наземного и подземного оборудования, в котором обращается топливо и его пары, топливно-раздаточные колонки, очистные сооружения;

3. соответствуют ли требованиям противопожарной безопасности, предусмотренным ст. 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 противопожарные расстояния как между различным имуществом и оборудованием МАЗС, так и до граничащих с ней объектов.

    При ответе на данный вопрос на экспертное учреждение была возложена обязанность привести сведения о всех расположенных на прилегающих к МАЗС земельных участках автодорогах общей сети, жилых домах, иных капитальных/некапитальных объектах, лесных насаждениях, местах массового пребывания людей с указанием функционального назначения, категории, открытых стоянках для автомобилей и т.д., расстояние до каждого из них; дать оценку соответствия расстояния до каждого объекта требованиям обязательных норм и правил, предъявляемых к МАЗС.

    В случае выявления несоответствий привести описание допущенных нарушений по отношению к каждому из объектов и сведения о соответствующем объекте (кадастровый номер, адрес, функциональное назначение и иные доступные сведения).

4. При выявлении нарушений, указанных в вопросах 2-3, определить, являются ли эти нарушения устранимыми; если да, то какие работы необходимо провести либо должны быть реализованы дополнительные инженерно-технические мероприятия, при выполнении которых возможно приведение данной МАЗС в соответствие с обязательными нормами и требованиями, в том числе с учетом расположения имущества и оборудования МАЗС на земельном участке относительно других объектов, предотвращения возможных негативных последствий при её эксплуатации как в штатном режиме, так и в условиях чрезвычайных ситуаций;

5. С учётом санитарной классификации, условий местности, расположения МАЗС на земельном участке относительно других объектов, конфигурации оборудования и т.д. каковы размеры санитарно-защитной зоны для данной МАЗС, подлежащей установлению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, действовавшими как в период её строительства и введения в эксплуатацию, так и действующими в настоящее время;

6. Создает ли эксплуатация указанной МАЗС с выявленными нарушениями потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся как на её территории, так и на граничащих с ней земельных участках, угрозу причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц.

    Вместе с тем, 29 июля 2024 года представитель Абдуллаева А.Х. по доверенности Бабаханов А.Б. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с заявлением об отказе от производства экспертизы и отзыве дела из экспертного учреждения с возвратом внесённых на депозитный счёт Верховного Суда Республики Дагестан денежных средств за проведение экспертизы в сумме 100 000 руб.

    Согласно ч.3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

    Как следует из материалов дела, в целях проверки устранения выявленных нарушений требований противопожарной безопасности ОНД и ПР №1 по г.Махачкала УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД проведена повторная выездная проверка МАЗС «Нефтяник», ранее выявленные нарушения частично, по неустранённым нарушениям представлен отчет пожарного риска от 22 марта 2024 года, выполненный ООО «Бранд-Спектр».

    Судебная коллегия не может принять данный расчёт как доказательство возможного уменьшения минимально допустимых расстояний между МАЗС и соседними объектами по следующим основаниям.

    Согласно п. 9.1 Свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 (далее также - СП 156.13130.2014), в случаях, предусмотренных положениями нормативных правовых актов, минимально допустимые расстояния между АЗС и соседними объектами, регламентированные требованиями настоящего свода правил, допускается уменьшать при применении противопожарных преград, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы АЗС.

    В силу п. 9.2 СП 156.13130.2014 основанием для возможного снижения минимальных допустимых расстояний является расчет пожарного риска, осуществляемый с учетом значений частот отказа оборудования технологической системы АЗС, применяемых противопожарных преград, определенных производителями этих систем и преград, исходя из гарантируемого ими качества изготовления, свойств применяемых материалов и конструктивных особенностей.

    Установлено, что проведенный расчет по оценке пожарного риска на производственный объект МАЗС «Нефтяник» не представлялись в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Махачкале управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Дагестан, они не проверялись на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 22.07.2020 г. N 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», а также приказом МЧС России от 29.09.2021 г. N 645 «Об утверждении свода правил «Расчет пожарного риска. Требования к оформлению», не принят должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в связи с чем он мог быть п░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 6 ░░░░░░ N 123-░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░, ░░. ░.░░░░░░, 15░, ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░».

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░, ░░. ░.░░░░░░, 15░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░ №1 ░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 24.08.2023 № ░░-191-4-4-1007 ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2023░.

     ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

33-2498/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Советского района г. Махачкалы
Прокуратура РД
Ответчики
Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств Чугли
ООО Прогресс
Абдуллаев Абдулла Хизриевич
Другие
Абдулгалимов Расим Абдулакимович
Магомедов Шамиль Гаджиевич
ТУ Роспотребнодзаор по РД
ОНД и ПР№1 по г.Махачкала, УНД и ПР МЧС по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
13.02.2024Передача дела судье
19.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
30.07.2024Производство по делу возобновлено
30.07.2024Судебное заседание
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Передано в экспедицию
30.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее