Решение по делу № 33а-1960/2020 от 29.01.2020

судья 1 инстанции: судья Дацюк В.П. дело №33а-1960/2020

дело 1 инстанции: №2а-2177/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кураповой З.И., Кагитиной И.В.,

Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юсуповой Вольги Григорьевны, Сивоволова Станислава Николаевича к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым Скоплину Артему Александровичу, заинтересованные лица Общество с ограниченной ответственностью «Сельбилляр», Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий Кирова», Царёв Олег Анатольевич, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, о признании действий незаконными, понуждении совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Кирова» на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 08 августа 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Юсупова В.Г. и Сивоволов С.Н. обратились в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, в котором просили признать незаконными действия административных ответчиков, связанные с фактическим отказом сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес>, вместе с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектами, и установить соответствующий фактическому землепользованию вид разрешенного использования этого земельного участка - среднеэтажная жилая застройка; возложить обязанность в течение 20 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать указанный земельный участок.

Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом <адрес> и 06 марта 2019 года обратились в Администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного жилого дома, на которое 10 апреля 2019 года получили ответ за подписью начальника Департамента имущественных и земельных отношений, из которого следует, что многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке, находящемся в пользовании ООО «Сельбилляр» на основании договора аренды, с видом разрешенного использования - здравоохранение. В связи с чем, земельный участок сформирован быть не может, предложено обратиться к арендатору с предложением корректировки границ земельного участка с учётом площади, необходимой для обслуживания многоквартирного жилого дома. Приведенный ответ Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, по мнению административных истцов, свидетельствует о том, что административные ответчики противоправно уклоняются от выполнения возложенной на них действующим законодательством обязанности формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом, чем грубо нарушают конституционные права, требования жилищного и земельного законодательства.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 июня 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечён начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым Скоплин Артем Александрович.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 08 августа 2019 года административный иск Юсуповой В.Г., Сивоволова С.Н. удовлетворён частично: признаны незаконными действия Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по отказу в формировании земельного участка, оформленные письмом начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым от 10 апреля 2019 года №03-16/382; на Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Юсуповой В.Г., Сивоволова С.Н. от 06 марта 2019 года, полученное 12 марта 2019 года вх. К0-1/2586/2, о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, с учётом обстоятельств, установленных судом. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Дополнительным решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 декабря 2019 года с Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым взыскано в равных долях в пользу Юсуповой В.Г., Сивоволова С.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере по 150 рублей каждому.

Не согласившись с постановленным решением, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий Кирова» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без учёта ряда норм материального права, регулирующих данные правоотношения. Указано, что суд первой инстанции не принял во внимание, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, передан в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Сельбилляр» до вступления в силу Федерального Конституционного Закона №6-ФКЗ, соответственно, был сформирован до 18 марта 2014 года. Письмом Департамента имущественных и земельных отношений не оспаривается право истца на земельный участок под принадлежащим ему объектом недвижимости, а ему только разъясняется каким способом необходимо поступить в данном случае в соответствии с требованиями закона.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ООО «Санаторий Кирова» по доверенности - Фролов Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административных истцов по ордеру - адвокат Кузев Д.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью «Сельбилляр», является пользователем земельного участка, площадью 6,7640 га, по адресу: <адрес>, на основании договора аренды, условия которого утверждены судебным решением от 09 сентября 2009 года (т.1 л.д. 154-159).

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера с установлением категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «здравоохранение», сведения об объекте имеют статус ранее учтенных (т.1 л.д. 160-167).

В границах вышеуказанного земельного участка расположен жилой дом литера «Б», расположенный по адресу: <адрес>-А, кадастровый .

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, а также данных, содержащихся в МУП Бюро технической инвентаризации города Ялта, собственниками помещений вышеуказанного жилого дома являются Юсупова Вольга Григорьевна (<адрес>); Царёв Олег Анатольевич (<адрес>); Сивоволов Станислав Николаевич (<адрес>) (т.1 л.д. 34-45).

12 марта 2019 года за вх. КО-1/2586/2 от административных истцов Сивоволова С.Н. и Юсуповой В.Г. в Администрацию города Ялта Республики Крым поступило заявление, в котором просили сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, вместе с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектами, установив соответствующий фактическому землепользованию вид разрешенного использования этого земельного участка - среднеэтажная жилая застройка (т.1 л.д. 61-63).

10 апреля 2019 года Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта был дан ответ за №03-16/382, согласно которому сообщено о невозможности формирования земельного участка под многоквартирным домом, поскольку земельный участок, в пределах которого находится жилой дом, расположен в границах земельного участка общей площадью 67640 кв.м. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , который имеет статус «ранее учтенный», вид разрешенного использования - «здравоохранение». Данный земельный участок находится в аренде, предоставлен для обслуживания санатория. Предложено обратиться к арендатору с предложением корректировки границ земельного участка с учетом площади, необходимой для обслуживания многоквартирного жилого дома (т.1 л.д. 59-60).

Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции исходил из незаконности действий административных ответчиков Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, поскольку на органы местного самоуправления федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, обращение собственников помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка. При этом, нахождение земельного участка на праве аренды у ООО «Сельбилляр» и ООО «Санаторий Кирова» не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 названного кодекса).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, к полномочиям администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом.

Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2014 г. №131 учреждён Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, утверждено Положение о Департаменте.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым является функциональным органом и входит в структуру администрации города Ялты Республики Крым, осуществляет полномочия в сфере имущественных и земельных отношений в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения, одной из основных задач Департамента является подготовка материалов по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории муниципального образования городского округа Ялта.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).

В соответствии с частью 3 статьи 16 вышеуказанного Закона, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (часть 4).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> является, как установлено, муниципальной собственностью.

Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что обращение собственников помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, надлежит рассматривать, в силу вышеуказанных предписаний закона, как основание для формирования земельного участка.

При этом, нахождение земельного участка на праве аренды у иных лиц не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

Действия административных ответчиков, выразившиеся в письме с указанием о невозможности формирования земельного участка со ссылкой на необходимость заявителям обратиться по данному вопросу непосредственно к арендатору земельного участка, нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ, является основанием для признания таких действий незаконными.

В связи с чем, судебная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания оспариваемых действий незаконными.

Кроме того, городской суд, признав незаконным оспариваемые действия административного ответчика, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях устранения нарушенного права административного истца, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения на Администрацию города Ялты Республики Крым обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Юсуповой В.Г., Сивоволова С.Н. от 06 марта 2019 года, поступившее 12 марта 2019 года вх. К0-1/2586/2, о формировании земельного участка, с учётом обстоятельств, установленных судом.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.

При этом, ссылки апеллянта на то, что административные ответчики разъяснили административным истцам необходимость предоставления дополнительного документа в виде схемы раздела земельного участка и что для реализации прав заявителей необходимо прекращение права пользования земельным участком ООО «Сельбилляр» на условиях аренды, не только соответствует фактическим обстоятельствам дела, а и не основаны на законе.

Несогласие апеллянта с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор по существу, городской суд постановил законное и обоснованное решение.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 08 августа 2019 года по административному делу №2а-2177/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Кирова» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: З.И. Курапова

И.В. Кагитина

33а-1960/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Юсупова Вольга Григорьевна
Сивоволов Станислав Николаевич
Ответчики
начальник Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты РК Скоплин А.А.
Администрация г. Ялты РК
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты РК
Другие
ООО Сельбилляр
ООО Санаторий Кирова
Царев Олег Анатольевич
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кучеренко Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
29.01.2020Передача дела судье
19.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020Передано в экспедицию
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее