Решение по делу № 8Г-22249/2023 [88-176/2024 - (88-22544/2023)] от 16.11.2023

УИД 89RS0001-01-2022-003490-57

Дело № 88-176/2024

мотивированное определение

составлено 12 января 2024 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                                                  10 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей                   Жуковой Н.А., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-167/2023 по иску Серковой Виктории Валериевны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района о признании недействительным уведомления об отказе в выплате социальной выплаты, возложении обязанности по выплате социальной выплаты застройщику в соответствии с условиями договора купли-продажи,

по кассационной жалобе Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Серкова В.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее также - Департамент), Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Пуровского района о признании недействительным уведомления об отказе в выплате социальной выплаты, возложении обязанности по выплате социальной выплаты застройщику в соответствии с условиями договора купли-продажи.

В обоснование требований указала, что в апреле 2022 года Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ей выдано свидетельство о праве на социальную выплату в сумме 2 239 718,40 руб. на состав семьи четыре человека, включая супруга Серкова С.А., детей Серкову А.В., Серколва В.С., как работнику бюджетной сферы на приобретение жилья, сроком действия по 29 июля 2022 года.          07 июля 2022 года между нею и индивидуальным предпринимателем Эгамовым К.А. заключен договор купли-продажи жилого помещения - жилого дома блокированной застройки общей площадью 147,5 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> и земельного участка, на котором он расположен. Однако письмом Департаментом от 28 июля 2022 года в предоставлении социальной выплаты отказано, поскольку индивидуальный жилой дом является реконструированным.

Определением судьи от 28 октября 2022 года гражданское дело принято к производству суда для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

    Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2023 года иск Серковой В.В. удовлетворен. Приказ Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2022 года № 386-од/ж в части отказа Серковой В.В. с учетом членов ее семьи в предоставлении социальной выплаты признан незаконным. На Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность произвести социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на предоставление социальной выплаты от 20 апреля 2022 года, при покупке недвижимости в размере 2 239 718 руб. 40 коп., застройщику ИП Эгамову К.А. на основании договора купли-продажи жилого помещения и земельного участка с использованием социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 07 июля 2022 года. Иск Серковой В.В. к Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района оставлен без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2023 года решение Салехардского городского суда от 15 февраля 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ответчика Департамента просит отменить судебные акты, в удовлетворении иска отказать.

На кассационную жалобу поступили возражения истца Серковой В.В., в которых она просит судебные акты оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.

Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 года ходатайство Серковой В.В. об участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции оставлено без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.

В силу части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.

    Судами установлено и из материалов дела следует, что в июне 2020 года Серкова В.В. с целью улучшения жилищных условий в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2019 года № 205-П, (далее также – Порядок) обратилась в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, как работник бюджетной сферы, и предоставила необходимые документы для участия в программе с целью получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

    20 апреля 2022 года истец получила свидетельство о праве на предоставление социальной выплаты при покупке недвижимости в размере 2239718 руб. 40 коп. на состав семьи четыре человека при покупке недвижимости, действующее до 29 июля 2022 года.

    На момент подачи документов по программе в июне 2020 года семья истца состояла из 4 человек: истец, ее супруг и двое детей, в собственности семьи имелась квартира по адресу: <данные изъяты> общей площадью 46.4 кв. м.

    В муниципальном образовании Пуровский район на основании Решения районной Думы 3 созыва от 02 мая 2006 года № 70 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

    01 июля 2022 года истец предоставила в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района запрошенные для проверки документы: технический паспорт дома, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию, ИНН и копию паспорта застройщика (индивидуального предпринимателя).

    04 июля 2022 года истец предоставила в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района предварительный договор купли-продажи.

    07 июля 2022 года истцом заключен договор купли-продажи жилого помещения и земельного участка с использованием социальной выплаты на приобретение жилого помещения с продавцом-застройщиком ИП Эгамовым К.А., у которого имелось разрешение на строительство, выданное 19 мая 2022 года Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района (реконструкция индивидуального жилого дома в блокированный жилой дом), также имелось разрешение на ввод в эксплуатацию от 14 июня 2022 года № 89-RU89701000-0010-2022, выданное Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района.

    08 июля 2022 года истец и продавец-застройщик ИП Эгамов К.А. обратились в МФЦ с целью регистрации сделки купли-продажи, жилого дома блокированной застройки (с землей). 12 июля 2022 года истцу стало известно, что сделка зарегистрирована.

    13 июля 2022 года истец направила в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района выписку из ЕГРН на жилое помещение, заявление на выплату и копию договора купли-продажи от 07 июля 2022 года.

    20 июля 2022 года в Департамент было направлено трехстороннее соглашение о том, что истец обязуется отработать 5 лет в бюджетной организации.

    Согласно уведомлению Департамента от 28 июля 2022 года № 89-04-01-08/17797 истцу отказано в предоставлении социальной выплаты в размере 2 239 718 руб. 40 коп. на приобретение жилого помещения в доме блокированной застройки, расположенном по адресу: <данные изъяты>, на основании пунктов 4.6, 4.7, 4.7.3 Порядка, о чем вынесен приказ Департамента от 26 июля 2022 года № 386-од/ж.

    В обоснование причин отказа Департаментом указано, что истцом приобретен объект капитального строительства, созданный в результате реконструкции, а не строительства нового объекта. Договор купли-продажи заключен с лицом, осуществившим реконструкцию индивидуального жилого дома в блокированный жилой дом, что не соответствует условиям пункта 1.7 Порядка, которым установлено, что жилое помещение в доме блокированной застройки может быть приобретено на основании договора купли-продажи с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство дома блокированной застройки в качестве застройщика, то есть строительство нового объекта строительства.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, Порядка предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2019 года № 205-П, исходил из того, что приобретение жилого помещения в виде жилого дома блокированной застройки и земельного участка, на котором он расположен, созданного в результате реконструкции, не может служить формальным основанием для отказа истцу в получении социальной выплаты, поскольку приобретенное жилое помещение отвечает установленным Порядком требованиям.

    Суд учел, что Порядком предусмотрено приобретение на первичном рынке жилого помещения во вновь построенном доме блокированной застройки (со сроком ввода в эксплуатацию не более 3 лет) на основании договора купли-продажи, заключенного с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство дома блокированной застройки в качестве застройщика, жилой дом блокированной застройки по адресу: <данные изъяты> в полной мере отвечает указанным требованиям, поэтому признал неправомерным отказ Департамента в предоставлении истцу социальной выплаты, выраженный в приказе от 26 июля 2022 года № 386-од/ж.

    Придя к выводу, что уведомление об отказе в выплате социальной выплаты, возложении обязанности по выплате социальной выплаты застройщику в соответствии с условиями договора купли-продажи, не является документом, который может быть признан недействительным либо незаконным, суд первой инстанции признал незаконным приказ Департамента от 26 июля 2022 года № 386-од/ж в части отказа истцу, с учетом членов ее семьи, в предоставлении социальной выплаты, с возложением обязанности на Департамент произвести социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на предоставление социальной выплаты от 20 апреля 2022 года при покупке недвижимости в размере 2239718 руб. 40 коп., застройщику ИП Эгамову К.А. на основании договора купли-продажи жилого помещения и земельного участка с использованием социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 07 июля 2022 года.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что согласно техническому паспорту приобретенного истцом жилого помещения жилой дом общей площадью 147,5 кв.м. с годом постройки – 2021 год, его реконструкция осуществлена на основании разрешения на строительство от 19 мая 2022 года, разрешение на ввод в эксплуатацию получено 17 июня 2022 года. Принимая во внимание, что приобретением жилого помещения достигнута цель – улучшение жилищных условий семьи истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности удовлетворения судом исковых требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, установленных по делу обстоятельств и оценки доказательств.

Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1.7 Порядка предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке, утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2019 года № 205-П, под приобретением жилья на первичном рынке жилья понимается приобретение жилого помещения во вновь построенном доме, доме блокированной застройки (со сроком ввода в эксплуатацию не более трех лет) на основании договора купли-продажи, заключенного с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство многоквартирного дома, дома блокированной застройки в качестве застройщика; приобретенное истцом жилое помещение указанным условиям не отвечает, вследствие чего в предоставлении социальной выплаты отказано обоснованно, не могут служить основанием для отмены судебных актов.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» граждане, не отнесенные к категориям, указанным в частях 1, 2 этой статьи, вправе реализовать право на жилище, в том числе путем получения в установленном порядке социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет бюджетных средств в рамках реализации государственных и муниципальных жилищных программ, подпрограмм и мероприятий.

Государственной программой Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, предусмотрено предоставление социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2019 года № 205-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке.

В соответствии с пунктом 1.2 этого Порядка право на получение социальных выплат имеют граждане, работающие в организациях бюджетной сферы в автономном округе по основному месту работы, заключившие трехстороннее соглашение о предоставлении социальной выплаты (далее - работники бюджетной сферы) с учетом членов семьи работников бюджетной сферы.

В силу пункта 1.2.2 данного Порядка условием предоставления социальной выплаты является заключение между департаментом строительства и жилищной политики автономного округа, организацией бюджетной сферы, в которой работник бюджетной сферы осуществляет трудовую деятельность по основному месту работы, и работником бюджетной сферы трехстороннего соглашения о предоставлении социальной выплаты, в соответствии с которым работник бюджетной сферы принимает на себя обязательство отработать в организациях бюджетной сферы в автономном округе в течение пяти календарных лет с даты заключения трехстороннего соглашения о предоставлении социальной выплаты.

Работник бюджетной сферы и члены его семьи должны отвечать в совокупности следующим условиям участия в мероприятии: изъявлять желание стать участниками мероприятия; иметь гражданство Российской Федерации; проживать на территории автономного округа; не должны быть ранее получателями финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий; иметь основания для признания нуждающимися в жилых помещениях на территории автономного округа, установленные пунктом 1.5 Порядка. Иметь собственные средства и (или) подтверждение юридического лица о готовности предоставить гражданину и (или) членам его семьи жилищный кредит (заем), в том числе ипотечный, на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья (далее - кредитная организация, жилищный кредит) и (или) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные законодательством Российской Федерации и автономного округа, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилого помещения, определенной в соответствии с пунктом 3.2 Порядка, в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 1.4 Порядка).

В соответствии с пунктом 1.6. Порядка социальные выплаты являются мерой государственной поддержки работников бюджетной сферы носят заявительный характер и могут быть использованы ими на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья; уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, предоставленного кредитной организацией, на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья.

Под первичным рынком жилья понимается приобретение в собственность жилого помещения на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, заключенного с юридическим лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство многоквартирного жилого дома в качестве застройщика; жилого помещения во вновь построенном многоквартирном жилом доме, жилом доме блокированной застройки (со сроком ввода в эксплуатацию не более 3 лет) на основании договора купли-продажи, заключенного с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство многоквартирного жилого дома, жилого дома блокированной застройки в качестве застройщика; вновь построенного индивидуального жилого дома (со сроком ввода в эксплуатацию не более 3 лет) на основании договора купли-продажи, заключенного с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство индивидуального жилого дома в качестве застройщика (пункт 1.7 Порядка).

В силу пункта 1.8 Порядка договор на приобретение жилого помещения должен быть заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории муниципального района (городского округа) в автономном округе, в котором работник бюджетной сферы осуществляет трудовую деятельности в организации бюджетной сферы по основному месту работы, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение. Общая площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории муниципального образования в автономном округе, в котором приобретается жилое помещение.

Понятие застройщика предусмотрено пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права.

Судами установлено, что истцом приобретен жилой дом блокированной застройки, построенный в 2021 году и введенный в эксплуатацию 17 июня 2022 года, что позволило прийти к выводам о его соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1.7 Порядка. Доказательств, опровергающих обстоятельства того, что жилой дом построен и введен в эксплуатацию не ранее 3 лет с момента приобретения его истцом, ответчиком в суд не представлено.

Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.

Доводы кассационной жалобы аналогичны правовой позиции ответчика в судах первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных актах.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-22249/2023 [88-176/2024 - (88-22544/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Серкова Виктория Валериевна
Ответчики
Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровскойго района
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Другие
Эгамов Кахрамон Абдурауфович
Информация скрыта
Серков Сергей Александрович
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
10.01.2024Судебное заседание
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее