Судья - Спорчич О.А. Дело <...>
РЕШЕНРР•
28 августа 2014 года г.Краснодар
РЎСѓРґСЊСЏ Краснодарского краевого СЃСѓРґР° Агибалова Р’.Рћ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании дело РѕР± административном правонарушении РїРѕ протесту заместителя РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ транспортного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сарапкина Рђ.Р., РїРѕ жалобе государственного инспектора труда Краснодарского края Мезенцевой Рћ.Рђ. РЅР° решение СЃСѓРґСЊРё Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° Краснодарского края РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2014 РіРѕРґР°,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Мезенцевой О.А. <...> от 16 апреля 2014 года, Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и таможенному посту назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по доверенности Деготь О.А. обжаловал его в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска от 25 июня 2014 года постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Краснодарском крае Мезенцевой О.А. <...> от 16 апреля 2014 года, вынесенное в отношении Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, отменено.
Производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении: РїРѕ факту, связанному СЃ рассмотрением РЅРµ уведомления сотрудников < Р¤.Р.Рћ. >24 Рѕ результатах рассмотрения РёС… заявлений Рё РЅРµ ознакомления РёС… СЃ графиком отпусков РЅР° 2014 Рі., - РЅР° основании Рї. 2 С‡. 1 СЃС‚. 24.5 РљРѕРђРџ Р Р¤ прекращено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием состава административного правонарушения; РїРѕ факту, связанному СЃ рассмотрением РЅРµ предоставления < Р¤.Р.Рћ. >26, ветерану боевых действий, ежегодного оплачиваемого отпуска РІ СѓРґРѕР±РЅРѕРµ для него время, прекращено РЅР° основании Рї. 6 С‡. 1 СЃС‚. 24.5 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєР° давности привлечения Рє административной ответственности.
Р’ протесте, поданном РІ Краснодарский краевой СЃСѓРґ, заместитель РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ транспортного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сарапкин Рђ.Р. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґСЊРё Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2014 РіРѕРґР°, Рё отказать РІ удовлетворении жалобы Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы указал, что постановление СЃСѓРґСЊРё незаконно, необоснованно, вынесено СЃ нарушением требований РљРѕРђРџ Р Р¤, без полного исследования всех материалов дела.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор труда Краснодарского края Мезенцева О.А. просит отменить решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска от 25 июня 2014 года, постановление государственной трудовой инспекции оставить без изменения. В обоснование доводов жалобы указала, что постановление судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на жалобу представитель Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по доверенности Деготь О.А. просит обжалуемое решение судьи оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья вышестоящей инстанции, выслушав помощника транспортного прокурора Бровкова М.Ю., представителя Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по доверенности Шейко В.А., проверив законность и обоснованность решения судьи, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Прекращая производство РїРѕ делу РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 5.27 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІ отношении Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни судьей районного СЃСѓРґР° указано, что действия юридического лица, привлеченного Рє административной ответственности, связанные СЃ РЅРµ уведомлением сотрудников < Р¤.Р.Рћ. >22 Рѕ результатах рассмотрения РёС… заявлений Рё РЅРµ ознакомления РёС… СЃ графиком отпусков РЅР° 2014 Рі., РЅРµ нарушают требований РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ законодательства Р Р¤, Р° РїРѕ факту РЅРµ предоставления < Р¤.Р.Рћ. >23, ежегодного оплачиваемого отпуска РІ СѓРґРѕР±РЅРѕРµ для него время, РЅР° момент рассмотрения дела истек СЃСЂРѕРє давности привлечения Рє административной ответственности.
Судья вышестоящей инстанции не может согласиться с указанным выводом судьи, по следующим основаниям.
Так, частью 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ на всех работодателей (физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, возложена обязанность правильно применять и руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства.
Как следует РёР· материалов дела, основанием для вынесения РІ отношении Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни постановления Рѕ назначении административного наказания послужило то, что сотрудники < Р¤.Р.Рћ. >13 РЅР° момент рассмотрения дела, РїРѕ результату рассмотрения РёС… заявлений, поступивших 22 января 2014 РіРѕРґР° РЅР° Р®РРўРџ Р¦РРў, Рѕ своем пожелание включить РёС… РІ график отпусков РЅР° 2014 РіРѕРґ (< Р¤.Р.Рћ. >14. СЃ 03 февраля 2014 РіРѕРґР°, < Р¤.Р.Рћ. >15 СЃ 03 февраля 2014 РіРѕРґР° Рё < Р¤.Р.Рћ. >16 СЃ 10 февраля 2014 РіРѕРґР°) РЅРµ уведомлены Рё СЃ графиком отпусков РЅР° 2014 Рі. РЅРµ ознакомлены. РљСЂРѕРјРµ того, право работника Рстенко Р’.Р’., ветерана боевых действий, РІ предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска РІ СѓРґРѕР±РЅРѕРµ для него время РЅРµ реализовано, обязанность работодателя предоставить такой отпуск РЅРµ исполнена.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с которой, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В результате рассмотрения дела, судьей вышестоящего суда установлено, что государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Мезенцевой О.А. Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
При этом, государственный инспектор труда, привлекая Южный энергетический пост к ответственности, правильно принял во внимание, что принимаемые работодателями локально-нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 Трудового Кодекса РФ). Одной из главных особенностей локального нормативного акта является сочетание интересов работников и работодателя. При его составлении обязательно учитываются положения действующего законодательства РФ, специфика деятельности организации и пожелания работников.
Трудовым Кодексом РФ, установлена обязанность работодателя утверждать график отпусков именно с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Учитывая, что трудовым законодательством закреплена такая норма права, как предоставление работнику права на отдых, в том числе ежегодный оплачиваемый отпуск и реализация этого права зависит от волеизъявления лица, этому праву корреспондирует обязанность работодателя обеспечить предоставление работнику дней отдыха (отпуск), а сам график отпусков является конечным документом, который фиксирует периоды предоставления отпуска посредственно работнику.
Периоды предоставления отпуска указанные работниками в их заявлениях (пожелания работников) существенно отличаются от периодов, зафиксированных в дополнительном графике отпусков от 27.01.2014г.
Р’ соответствии СЃС‚. 114 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤ работникам предоставляются ежегодные отпуска СЃ сохранением места работы (должности) Рё среднего заработка, С‚.Рµ. правом РЅР° ежегодный оплачиваемый отпуск обладают РІСЃРµ лица, работающие РїРѕ трудовому РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ. Рто право должно быть реализовано РїСЂРё работе РІ организациях любых организационно-правовых форм независимо РѕС‚ степени занятости, места выполнения трудовых обязанностей, формы оплаты труда, занимаемой должности или выполняемой работы. Р’ график отпусков включаются РІСЃРµ работники, состоящие РІ трудовых отношениях СЃ работодателем РЅР° дату составления графика.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что заявления Рѕ предоставлении отпуска работниками поста РЅРµ подавались, как того требует приказ ФТС.
Вместе с тем, ст. 123 Трудового кодекса РФ не предусматривает вообще обязательного наличия заявления от работника о предоставлении отпуска, в отличии от вышеуказанного приказа. А в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, а требования действующего законодательства предусмотрено, что применение нормативно-правовых актов ухудшающих положение работников не допустимо.
Р’ судебном заседании допрошенные РІ качестве свидетелей < Р¤.Р.Рћ. >18 показали, что РІ период составления графика отпусков РѕРЅРё находились РЅР° больничном, РёРј РїРѕР·РІРѕРЅРёР» представитель работодателя Краснов, СЃРїСЂРѕСЃРёР», РєРѕРіРґР° РѕРЅРё хотят уйти РІ отпуск Рё РѕРЅРё РІ телефонном режиме назвали ему желаемый период отпуска.
Допрошенный РІ судебном заседании < Р¤.Р.Рћ. >17 подтвердил, что РѕРЅ составлял предварительный график отпусков РІ своем подразделении, Р·РІРѕРЅРёР» находящимся РЅР° больничном работникам, Рё РѕРЅРё РІ телефонном режиме сказали, РєРѕРіРґР° хотят получить отпуск, чтобы РѕРЅ включил РёС… РІ предварительный график отпусков, однако РІ отделе кадров его заставили сделать график Рё РЅРµ включать РІ него сотрудников, находящихся РЅР° больничном.
Р’ соответствии СЃ Рї. 35 Рнструкции РѕР± организации работы РїРѕ предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы в„–260 РѕС‚ 01.03.2005 РіРѕРґР° - дополнительные графики отпусков составляются только РЅР° сотрудников, назначенных РЅР° должность Рё принятых РЅР° работу РІ таможенные органы после утверждения графика, иных оснований для составления дополнительных графиков отпусков РЅРµ установлено.
Согласно п. 11 ч.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.
В соответствии с ч. 4 ст. 123 ТК РФ отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
РР· заявления ветерана боевых действий < Р¤.Р.Рћ. >19, поступившему 22.01.2014 РіРѕРґР° РІ Южный энергетический таможенный РїРѕСЃС‚ Центральной энергетической таможни следует, что РѕРЅ РёР·СЉСЏРІРёР» желание использовать очередной ежегодный трудовой отпуск СЃ 03.02.2014 Рі.
Однако Южный энергетический таможенный РїРѕСЃС‚ Центральной энергетической таможни СЃ учетом интересов службы, РЅРѕ без учета пожелания < Р¤.Р.Рћ. >21 РѕР± использовании отпуска СЃ 03.02.2014 Рі. Рё РІ нарушение Рї. 11 С‡. 1 СЃС‚. 16 ФЗ «О ветеранах» Рё СЃС‚. 123 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤ РЅРµ предоставил ему отпуск СЃ 03.02.2014 Рі.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Применяя данную норму права необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, описанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор контроль).
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, полномочное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Таким образом, СЃСЂРѕРє привлечения Рє административной ответственности юридического лица, РїРѕ факту непредставления отпуска ветерану боевых действий, < Р¤.Р.Рћ. >20. РЅР° момент вынесения постановления РЅРµ истек, поскольку СЃСЂРѕРє давности РІ данном случае начал течение СЃРѕ РґРЅСЏ выявления административного правонарушения, С‚.Рµ. СЃ 28 марта 2014 РіРѕРґР°.
Вышеуказанные обстоятельства и требования действующего законодательства оставлены судьей без внимания, соответствующая правовая оценка им не дана, что привело к необоснованному прекращению судьей производства по делу.
При этом вина Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждается представленными материалами дела об административном правонарушении.
Действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение постановления <...> от 16 апреля 2014 года не установлено.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Мезенцевой О.А. является законным и обоснованным, а решение Ленинского районного суда г.Новороссийска от 25 июня 2014 года таковым признано быть не может.
С учетом изложенного, судья вышестоящего суда полагает необходимым решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска от 25 июня 2014 года отменить, а постановление Государственной инспекции труда в Краснодарском крае <...> от 16 апреля 2014 года оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 25 июня 2014 года отменить.
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Мезенцевой О.А. <...> от 16 апреля 2014 года о привлечении Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 35000 руб. оставить без изменения, а жалобу представителя Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по доверенности Деготь О.А. без удовлетворения.
РЎСѓРґСЊСЏ: