Дело № 2а-537/2020
03RS0033-01-2020-000580-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2020 года <адрес>
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гариповой С.И.,
рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к Администрации сельского поселения Ильино-Полянский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании привести в соответствие с действующим законодательством участки улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеприведенным административным исковым заявлением, в котором просил, согласно уточненным требованиям, признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ильино-Полянский сельсовет муниципального района <адрес> РБ по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007 улично-дорожную сеть в непосредственной близости муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> им. ФИО2 муниципального района <адрес> РБ, расположенного по адресу: <адрес>, РБ. Обязать администрацию сельского поселения Ильино-Полянский сельсовет муниципального района <адрес> РБ привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007 улично-дорожную сеть в непосредственной близости муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> им. ФИО2 муниципального района <адрес> РБ, расположенного по адресу: <адрес>, РБ, а именно установить дорожные знаки: 1.23 «Дети» в количестве 1 шт., в соответствии ГОСТ Р 52289-2019 п. ДД.ММ.ГГГГ, 5.20 «Искусственная неровность» в количестве 2 шт., в соответствии ГОСТ Р 52289-2019 п. ДД.ММ.ГГГГ, 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч» в количестве 1 шт., в соответствии ГОСТ Р 52289-2019 п. ДД.ММ.ГГГГ, установить ограничивающее пешеходное ограждение в соответствии ГОСТ Р 52289-2019 п. ДД.ММ.ГГГГ, нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» в соответствии ГОСТР 52289-2019 п. ДД.ММ.ГГГГ, построить тротуар в соответствии ГОСТ Р 52766-2007.
В обоснование требований административный истец указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в феврале 2020 года во исполнение поручения прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ № проведен анализ соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на проезжих частях, расположенных вблизи учебных заведений на территории сельского поселения Ильино-Полянский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.
Изучением информации заместителя министра внутренних дел по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об имеющихся недостатках улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций, в части отсутствия технических средств организаций дорожного движения, установлено, что в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 (пешеходный переход) установлены в непосредственной близости муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> им. ФИО2 муниципального района <адрес> РБ, не по ГОСТ, без желтого фона, отсутствуют дорожные знаки 5.20 (искусственная неровность), не обновлена дорожная разметка 1.5 (разделения транспортных потоков противоположных направлений) и 1.14.1 (для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами) в соответствии с ГОСТ.
По мнению истца, указанные обстоятельства нарушают права несовершеннолетних обучающихся на безопасные условия существования, фактически лишают возможности своевременно отреагировать на возможное чрезвычайное происшествие с участием несовершеннолетних, ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, подрывают систему обеспечения порядка и безопасности дорожного движения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрация сельского поселения Ильино-Полянскийсельсовет муниципального района <адрес> РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которое в установленном порядке фактически не рассмотрено, в межрайонную прокуратуру поступил формальный ответ без принятия каких-либо конкретных мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства.
Административный ответчик администрация сельского поселения Ильино-Полянский сельсовет муниципального района <адрес> РБ письменных возражений на административный иск в суд не представил.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).
В силу статьи 1 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ., задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Указанным Федеральным законом предусмотрен государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Под «обеспечением безопасности дорожного движения» понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных стандартах РФ» со дня вступления в силу Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до ДД.ММ.ГГГГ, признаны национальными стандартами. Указанным постановлением установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Национальным стандартом РФ, Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Все требования национального стандарта, строительных норм и правил являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные требования должны обеспечиваться организациями и учреждениями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Сторонами не оспаривается, что решением Совета муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено соглашение между органами местного самоуправления муниципального района <адрес> РБ и сельского поселения Ильино-Полянский сельсовет муниципального района <адрес> РБ о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района (далее по тексту - Соглашение).
Согласно пункту 1.1. Соглашения администрация муниципального района <адрес> РБ передает администрации сельского поселения Ильино-Полянский сельсовет муниципального района <адрес> РБ часть полномочий по вопросу дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с информацией заместителя министра внутренних дел по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об имеющихся недостатках улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций, в части отсутствия технических средств организаций дорожного движения, установлено, что в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 (пешеходный переход) установлены в непосредственной близости муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> им. ФИО2 муниципального района <адрес> РБ, не по ГОСТ, без желтого фона, отсутствуют дорожные знаки 5.20 (искусственная неровность), не обновлена дорожная разметка 1.5 (разделения транспортных потоков противоположных направлений) и 1.14.1 (для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами) в соответствии с ГОСТ.
Данные обстоятельства выявлены в результате анализа, проведенного Благовещенской межрайонной прокуратурой республики, соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на проезжих частях, расположенных вблизи учебных заведений на территории сельских поселений.
В материалы дела представлена информация Министерства внутренних дел по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. об имеющихся недостатках улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций РБ, в части отсутствия технических средств организаций дорожного движения.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрация сельского поселения Ильино-Полянскийсельсовет муниципального района <адрес> РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Актом врио госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждено наличие вышеуказанных недостатков.
Из сообщения Отдела МВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения проведено обследование улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений, на предмет наличия технических средств организации дорожного движения, в ходе которого были выявлены недостатки.
Сторона ответчика указанные обстоятельства, не оспаривала, также как не оспаривала свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в частности, обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, возложенную на администрацию муниципального образования Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом № «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Каких-либо убедительных, бесспорных и достоверных доказательств обратного представителем ответчика, суду представлено не было.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, является первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства.
Указанные нарушения законов могут быть устранены путем использования прокурором своих полномочий по судебной защите нарушенных прав, поскольку допущенными нарушениями закона затрагиваются не только интересы несовершеннолетних, но и интересы муниципального образования.
Интересы муниципального образования - это обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления при решении местных вопросов, отнесенных к компетенции сельского поселения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019, ░░░░ ░ 52766-2007 ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░. ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019, ░░░░ ░ 52766-2007 ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░. ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░: 1.23 «░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019 ░. ░░.░░.░░░░, 5.20 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019 ░. ░░.░░.░░░░, 3.24 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 40 ░░/░» ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019 ░. ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019 ░. ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1 «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 52289-2019 ░. ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52766-2007.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░