Решение по делу № 2а-717/2022 от 01.03.2022

                                                  УИД: 47RS0003-01-2022-000446-45

        Дело № 2а–717/2022

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волхов Ленинградской области                                   27 апреля 2022 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.А.,

при секретаре Ильине И.В.,

с участием помощника Волховского городского прокурора Ивановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора к администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился с административным иском к администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование заявленных требований, что Волховской городской прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения в администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в ходе которой установлено, что постановлением администрации муниципального образования Пашское сельское поселение утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, куда включены автомобильные дороги «****** м», «******, 2620 м» Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области

При этом согласно информации, представленной администрацией поселения, по состоянию на 22.02.2022 г., в нарушение требований законодательства право муниципальной собственности на автомобильные дороги не оформлено, земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги «****** м», «******, 2620 м» на кадастровом учете не стоят, межевание не проведено, право собственности на земельные участки не зарегистрировано.

Бездействие администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

На основании ст.ст. 5, 11, 39.9, 39.10 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, п. 5 ч.1 ст. 14, ст. ст. 50-51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 3, 6, 10 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.ст. 1,8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Волховский городской прокурор просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильные дороги «****** м», «******, 2620 м» Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области.

- обязать администрацию муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильные дороги «****** м», «******, 2620 м» Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области.

В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Иванова Ю.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял. На основании ст. 150 КАС дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав помощника Волховского городского прокурора Иванову Ю.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Как следует из ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется (в числе прочего) посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог ( пп. 1, пп. 6 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

При этом, исходя из определений: «полоса отвода автомобильной дороги», «придорожные полосы автомобильной дороги», «защитные дорожные сооружения», «искусственные дорожные сооружения», «производственные объекты», данных в пунктах 2-4, 15-16 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следует вывод, что к земельным участкам, занятым дорогами относятся как земельные участки, занятые непосредственно дорожным полотном, так и земельные участки, предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, а также земельные участки, занятые иными элементами обустройства автомобильных дорог, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.

Областным законом Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, который устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.

Согласно абз. 1 п. 2 вышеуказанного Порядка объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Согласно пунктов 3-4 вышеуказанного Порядка ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

В статье 11 Земельного кодекса, указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

При этом ч. 2 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлено, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

В свою очередь в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости, в соответствии со статьями 8, 9 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Постановлением администрации муниципального образования Пашское сельское поселение от 30.12.2013 № ****** (с учетом изменений, внесенных постановлением № 211 от 16.11.2020 г.) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Пашское сельское поселение. В указанный перечень включены автомобильные дороги общего пользования местного значения: «****** м», «******, 2620 м» Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области.

Как следует из письма администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 22.02.2022 г. земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог «****** м», «******, 2620 м» Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области на кадастровый учет не поставлены, межевание не проведено, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на указанные земельные участки не зарегистрировано, в связи с чем невозможно финансирование содержания данной автомобильной дороги и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, так как земельные участки не сформированы, что противоречит нормам действующего федерального законодательства. Отсутствие границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Согласно Уставу муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, администрация муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, в том числе полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 60, 61, 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку бездействие администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельные участки, занятые вышеуказанными автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Волховским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения «****** м», «******, 2620 м» Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области.

Обязать администрацию муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения «****** м», «******, 2620 м» Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года.

Судья - подпись                                                        Е.А.Назарова

2а-717/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Волховский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Пашское сельское поселение
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Назарова Евгения Анатольевна
Дело на сайте суда
volhovsky.lo.sudrf.ru
01.03.2022Регистрация административного искового заявления
01.03.2022Передача материалов судье
03.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.03.2022Предварительное судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее