Дело № 2-1131/2018
29RS0017-01-2018-001541-90
г. Каргополь 14 декабря 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Няндомский районный суд Архангельской области
в составе: председательствующего судьи Захарова Е.С.,
при секретаре Гулиевой М.Ю.,
с участием истца Т.А.Н.,
ответчика С.Т.И, ,
третьего лица ФИО7
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Каргополе 14 декабря 2018 года гражданское дело по иску Т.А.Н. к С.Т.И, о признании права собственности на имущество в порядке наследования и о признании свидетельства о праве на наследство недействительным,
у с т а н о в и л:
Т.А.Н. обратился в суд с иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО5, который по наследству от своей матери получил жилой дом и земельный участок в <адрес>. Наследство в виде жилого дома и земельного участка после смерти отца приняла его супруга С.Т.И, Он же с 20 октября 2016 года по 01 мая 2018 года находился на работе в Республике Дагестан, обратился за принятием наследства после возвращения в Каргополь, нотариус ему пояснила, что срок принятия наследства пропущен и необходимо обратиться в суд.
Истец считает, что не пропустил срок для принятия наследства, так как после смерти отца вступил во владения имуществом отца – трактором Т-25 А, велосипедом и домкратом, приняв меры по их сохранности и дальнейшей регистрации прав на трактор.
Поскольку истец принял часть наследства, то просит суд признать свидетельство о праве на наследство, выданное С.Т.И, , недействительным, и признать за ним право собственности на трактор Т-25 А, на ? долю жилого дома и земельного участка.
Истец Т.А.Н. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что еще при жизни отец отдал ему домкрат, а также перед смертью передал ему документы на трактор, чтоб он оформил его регистрацию. О смерти отца он знал, так как был на его похоронах, а через пять дней уехал в Дагестан на работу, приезжал в Каргополь на выходные. Велосипед, принадлежавший отцу, он взял себе после возвращения из Дагестана, трактором не пользовался, поскольку он находится в гараже у дома в <адрес>.
Ответчик С.Т.И, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что состояла в браке с отцом истца – ФИО5 с 2007 года. Истец в 2014 году пытался отца задушить, с тех пор ФИО5 перестал его пускать к себе домой. До дня смерти истец отца не навещал, был на похоронах, но к нотариусу не обращался. Она же обратилась к нотариусу в установленный срок, ей выдано свидетельство о праве на наследство. При обращении к нотариусу она указывала, что наследниками являются также дети ФИО5, при этом истец после смерти отца неоднократно был в Каргополе и в деревне недалеко от <адрес>, мог обратиться к нотариусу, но этого не сделал. Трактор, о котором говорит истец, как при жизни ФИО5, так и до настоящего времени находится в гараже, от которого у неё нет ключей. Велосипед, который принадлежит ей, истец забрал летом 2017 года, домкрат находился у брата мужа, который им пользовался.
Третье лицо ФИО7 в судебном заседании фактов пользования истцом трактором или иным имуществом, оставшимся после смерти отца, не подтвердил, но поддержал требования Т.А.Н.
Третье лицо нотариус ФИО8 извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в отзыве указала, что истец знал об открытии наследства, в 6-месячный срок к нотариусу не обратился, поэтому по истечении этого срока ею выдано свидетельство о праве на наследство супруге наследодателя – С.Т.И,
Суд счел на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица – ФИО8
Изучив письменные материалы дела, выслушав истца, ответчика и третье лицо суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом РФ.
В соответствии со ст. 1154 ГК наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Статья 1153 ГК РФ предусматривает, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, который приходился отцом Т.А.Н. (л.д.16, 17).
Из материалов наследственного дела № видно, что 13 апреля 2017 года за принятием наследства после смерти ФИО5 к нотариусу обратилась его супруга – С.Т.И, , указав в заявлении о принятии наследства, что кроме неё есть еще наследники – сыновья Т.А.Н. и ФИО7 (л.д.35).
В адрес указанных наследников нотариусом направлены сообщения об открывшемся наследстве (л.д.50).
Свидетельство о праве на наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка в <адрес>, выдано С.Т.И, 29 мая 2017 года.
Как установлено судом, Т.А.Н. знал о смерти своего отца ФИО5, также знал и о том, что после смерти отца осталось наследственное имущество.
Однако каких-либо мер по принятию наследства в установленный законом 6-месячный срок не предпринял, какие-либо доказательства, с достоверностью подтверждающие фактическое принятие наследства, суду не представил.
То обстоятельство, что при жизни ФИО5 передал истцу документы на трактор – договор купли-продажи от 20 сентября 2004 года (л.д.7), паспорт самоходной машины (л.д.8), не свидетельствуют о принятии наследства путем вступления во владение указанным имуществом, так как после смерти отца в течение 6 месяцев трактором Т-25 А истец не пользовался, как не пользуется им и в настоящее время.
Меры по регистрации на свое имя трактора истец, как это следует из его пояснений, начал принимать только осенью 2018 года.
Доказательств получения истцом после смерти отца иных предметов, являющихся наследственным имуществом, также не имеется.
Поскольку истцу было известно об открытии наследства, о смерти отца, трудоустройство его с октября 2016 года до мая 2018 года на предприятии, находящемся в Республике Дагестан, не может быть признано уважительной причиной невозможности своевременного обращения к нотариусу за принятием наследства.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска о признании права собственности на наследственное имущество и о признании свидетельства о праве на наследство, выданного С.Т.И, , недействительным не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░.░.░. ░ ░░░░ ░ ░.░.░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░