УИД 76RS0014-01-2021-000206-23
Дело № 2а –1481/2021 Мотивированное решение
изготовлено 31.05.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Погодиной Д.И.,
с участием:
лица, участвующие в деле, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области к Шаталову Алексею Викторовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области (далее - Межрайонная ИФНС России №7 по Ярославской области) обратилась в суд с административным иском к Шаталову А.В. о взыскании в доход бюджета земельного налога в сумме 353 руб., в том числе за 2015 г. – 140 руб., за 2017 г. -213 руб., пени в размере 16,72 руб.; земельного налога в размере 5 руб., пени 0,17 руб.; земельного налога в сумме 506 руб., в том числе: за 2015 г. – 296 руб., за 2017 г. - 210 руб., пени в размере 21,97 руб., ссылаясь на ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязательств. Одновременно административным истцом заявлено о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, который был пропущен по уважительной причине: большого количества налогоплательщиков не уплачивающих в установленные сроки причитающихся налогов, что приводит к необходимости одновременной проработки большого объема информации и документов; документы о выявлении недоимки, подлежащей взысканию в судебном порядке, формируются в автоматическом режиме с использованием программы АИС. В связи с программным сбоем указанный документ в установленные сроки сформирован не был.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о проведении судебного заседания без его участия.
Административный ответчик Шаталов А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался по имеющимся в деле адресам, почтовые отправления возвращены по причине истечения срока хранения.
Применительно к правилам ч.2 ст.100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Дело рассмотрено судом без участия сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст.57 Конституции РФ, а также ч.1 ст. 3, п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.1 ст. 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п.4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Пунктом 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению сумм налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления за взыскиваемый период.
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст.62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Материалами дела подтверждена принадлежность ответчику в 2015 и 2017 годах земельных участков, являющихся объектами налогообложения.
В связи с неуплатой в установленные законом сроки земельного налога по налоговым уведомлениям №145622643 от 10.10.2016, №43302183 от 29.08.2018, налогоплательщику направлено требование №6145 от 16.03.2017 о необходимости уплаты земельного налога и пеней в срок до 12.05.2017, №31201 от 09.07.2019 об уплате земельного налога и пеней в срок до 01.11.2019.
Факт направления налоговых уведомлений и требований подтвержден списками почтовых отправлений.
В установленный требованием срок ответчик свою обязанность по уплате недоимки по налогам не исполнил.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции на момент возникновения правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с административного ответчика – 12.05.2017. Обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам в судебный участок №3 Кировского судебного района г.Ярославля последовало 16.11.2020, то есть с пропуском срока обращения в суд.
Абзацем 3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ, ч.7 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока, в качестве причины указано на большое количество налогоплательщиков не уплачивающих в установленные сроки причитающихся налогов, что приводит к необходимости одновременной проработки большого объема информации и документов, а также на то, что документы о выявлении недоимки, подлежащей взысканию в судебном порядке, формируются в автоматическом режиме с использованием программы АИС. В связи с программным сбоем указанный документ в установленные сроки сформирован не был.
Суд не усматривает оснований для восстановления процессуального срока, поскольку указанные административным истцом причины к уважительным отнесены быть не могут. Иных доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом представлено не было, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░