Именем Российской Федерации
11 ноября 2024 г. г. Ливны Орловская область
Ливенскийрайонный суд Орловской области в составепредседательствующего судьи Орловой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Иваниловой М.В.,
с участием старшего помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Блынской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересахЗаниной И.П., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским изделием, взыскании расходов на приобретение медицинского изделия,
установил:
заместитель Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересахЗаниной И.П.,уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским изделием, взыскании расходов на приобретение медицинского изделия, в обоснование указав, что по обращению Заниной И.П.Ливенской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения медицинскими изделиями. В ходе проверки было установлено, что Заниной И.П. поставлен диагноз «<данные изъяты>, является региональным льготником, в связи с чем, в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Установлено, что, несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области Занина И.П.медицинским изделием по <данные изъяты>» обеспечивалась несвоевременно и не в полном объеме.
Вместе с тем, лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ на имя Заниной И.П. выписан рецепт № на получение медицинского изделия по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, ДД.ММ.ГГГГ аннулирован по истечении срока действия рецепта.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Заниной И.П. выписан рецепт № на получение медицинского изделия по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, находится на отсроченном обеспечении.
Поскольку указанное медицинское изделие не выдано своевременно,Заниной И.П. ДД.ММ.ГГГГ приобретено медицинское изделие <данные изъяты>» на общую сумму 3 686 рублей.
Просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Занину И.П. медицинским изделием «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области расходы на приобретение медицинского изделия по <данные изъяты>» в размере 3 686 рублей.
В судебном заседании старший помощникЛивенского межрайонного прокурора Орловской области Блынская О.В. уточненные исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской области поддержала в полном объеме, просила обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Занину И.П. медицинским изделием по <данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области расходы на приобретение медицинского изделия по <данные изъяты>» в размере 3 686 рублей.
Истец Занина И.П. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление об отказе от исковых требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора,исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят в том числе препараты для лечения сахарного диабета (инсулины и их аналоги, инсулины короткого действия и их аналоги для инъекционного введения, инсулины средней продолжительности действия и их аналоги для инъекционного введения, инсулины средней продолжительности действия или длительного действия и их аналоги в комбинации с инсулинами короткого действия для инъекционного введения, инсулины длительного действия и их аналоги для инъекционного введения, гипогликемические препараты, кроме инсулинов и др.).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение таких вопросов, как организация обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Орловской области от 07 февраля 2024 г.№ 73 (ред. от 30 сентября 2024 г.) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее по тексту – Программа), предусматривающее обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечениикоторых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24 ноября2021 г.№1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
В силу пункта 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. №403н отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что Занина И.П. имеет диагноз <данные изъяты>», является региональным льготником, в связи с чем, имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Согласно ответу на запрос, предоставленному БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» потребность у Заниной И.П. имеется в лекарственных препаратах: <данные изъяты> (л.д.16).
Согласно данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра в отношенииЗаниной И.П. рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск медицинского изделия «<данные изъяты>» недействителен, возвращен льготнику (л.д.19-20).
Согласно данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра в отношении Заниной И.П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск медицинского изделия «<данные изъяты>» находится на отсроченном обеспечении.
Из кассового и товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Заниной И.П. приобретено медицинское изделие «<данные изъяты> 50» 1 упаковка, стоимостью одной упаковки 1350 рублей(л.д.14).
Согласно товарного чека № от ДД.ММ.ГГГГ Занина И.П. приобрела медицинское изделие «<данные изъяты>», в количестве 1 упаковка, стоимостью 2336 рублей (л.д.15).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обеспечение Заниной И.П. медицинским изделием с нарушением установленного законом срока создает условия, угрожающие ее здоровью, нарушает ее право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Также суд находит обоснованным требование истца о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области обязанности возместить Заниной И.П. денежные средства, потраченные на приобретение медицинского изделия «<данные изъяты>», поскольку приобретение данного медицинского изделия было осуществлено в период его отсутствия в аптеке № ГУП ОО «Орелфармация».
Руководствуясь статьями 194-198, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Заниной И.П., удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ОГРН №) в полном объеме обеспечиватьЗанину И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, гражданку Российской Федерации, паспорт №, медицинским изделием по МНН «<данные изъяты>», в соответствии медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН №) за счет казны Орловской области в пользу Заниной И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, паспорт №, расходы, произведенные на приобретение медицинского изделия по МНН «<данные изъяты>» в размере 3 686 (три тысячи шестьсот восемьдесят шесть) рублей.
Решение в части обязанияДепартамента здравоохранения Орловской области в полном объеме обеспечивать Занину И.П. медицинским изделием по МНН «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия.
Судья