Дело № 2-1230/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 26 апреля 2017 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Шутовой Е.В.,
при секретаре Жильцовой О.С.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Ивлиевой О.М., представителя ответчика Коротеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования Ковровский район и неопределенного круга лиц - жителей Ковровского района, к унитарному муниципальному предприятию «Бытсервис» о возложении обязанности зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования Ковровский район и неопределенного круга лиц - жителей Ковровского района, обратился в суд с иском к унитарному муниципальному предприятию «Бытсервис» (далее по тексту – УМП «Бытсервис») о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона при использовании муниципального имущества путем принятия мер по государственной регистрации права хозяйственного ведения на артезианскую скважину <№> по адресу: <адрес>; артезианскую скважину <№> с башней по адресу: <адрес>, <адрес> в территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Ивлиева О.М. заявленные требования поддержала и пояснила, что УМП «Бытсервис» на праве хозяйственного ведения согласно распоряжению администрации Ковровского района от <дата> <№>-р переданы: артезианская скважина <№> и артезианская скважина <№> с башней по адресу: <адрес>. В нарушение требований закона предприятием не зарегистрировало право хозяйственного ведения на указанные объекты муниципальной собственности. Отсутствие государственной регистрации права препятствует распоряжению и использованию закрепленным за предприятием имуществом в установленном законом порядке.
Представитель ответчика УМП «Бытсервис» по доверенности Коротеева А.В. с исковыми требованиями прокурора согласилась, указав, что право хозяйственного ведения на данные объекты не зарегистрировано в связи с отсутствием у предприятия денежных средств. Просила суд установить срок исполнения решения суда 6 месяцев.
Представитель третьего лица администрации Ковровского района в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и установить срок исполнения решения суда - до конца 2017 года.
Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ковровского района, утвержденного решением Совета народных депутатов Ковровского района от 31.07.2015 №34, установлено, что муниципальное образование Ковровский район является собственником принадлежащего ему муниципального имущества.
Полномочия собственника муниципального имущества от имени Ковровского района осуществляют Совет народных депутатов Ковровского района и администрация Ковровского района.
Районный Совет и администрация района от имени Ковровского района владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами в пределах своей компетенции.
В силу ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 6 Закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ст.4 Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях
В силу положений статей 15 Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с распоряжением администрации Ковровского района от <дата> <№>-р ответчику на праве хозяйственного ведения переданы: артезианская скважина <№> и артезианская скважина <№> с башней, расположенные по адресу: <адрес>
В нарушение требований закона УМП «Бытсервис» до настоящего времени не зарегистрировало право хозяйственного ведения на указанные объекты муниципальной собственности.
<дата> прокурором директору УМП «Бытсервис» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной собственности по факту отсутствия регистрации права хозяйственного ведения на указанные объекты муниципального имущества.
По результатам рассмотрения данного представления <дата> УМП «Бытсервис» дан ответ, из которого следует, что право хозяйственного ведения на данные объекты не зарегистрировано в связи с отсутствием у предприятия денежных средств.
Таким образом, в течение длительного периода времени муниципальным предприятием меры по регистрации права хозяйственного ведения на переданное муниципальное имущество не принимались. При этом отсутствие должного финансирования не может являться основанием для не исполнения требований федерального закона.
Государственная регистрация является условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, и призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
В соответствии с уставной деятельностью УМП «Бытсервис» осуществляет оказание коммунальных услуг населению Клязьменского сельского поселения по горячему, холодному водоснабжению, отоплению.
Отсутствие государственной регистрации права препятствует распоряжению и использованию, закрепленным за предприятием имуществом в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а так же надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с искомым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае Ковровский городской прокурор, выступая от имени государства, которое наделило его полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов, действует в интересах муниципального образования Ковровский район и неопределенного круга лиц - жителей Ковровского района, поскольку отсутствие регистрации в установленном законом порядке права хозяйственного ведения на муниципальное имущество может привести к нарушению порядка его использования и сохранности.
При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Между тем суд отмечает, что судебное решение, принимаемое по заявленным истцом требованиям, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и должно отвечать, в том числе, общеправовому принципу исполнимости судебных актов (ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. ст. 13, 210 ГПК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3 Постановления от 14.02.2002 N 4-П, вступившее в законную силу судебное решение должно быть исполнено, - в противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения в эффективности правовых средств защиты.
В связи с тем, что исполнение решения суда потребует значительных финансовых затрат, суд полагает разумным и целесообразным увеличить срок выполнения мероприятий до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Размер государственной пошлины по данной категории дела составляет 6000 рублей.
Суд, учитывая то, что ответчиком является муниципальное предприятие, имеющее на 01 января 2017 года дебиторскую задолженность в размере <данные изъяты> кредиторскую задолженность в размере <данные изъяты> полагает необходимым уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 0 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать унитарное муниципальное предприятие «Бытсервис» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона при использовании муниципального имущества путем принятия мер по государственной регистрации права хозяйственного ведения на артезианскую скважину <№> по адресу: <адрес>; артезианскую скважину <№> с башней по адресу: <адрес>, <адрес> в территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Шутова
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2017 года.