89RS0004-01-2022-000962-13

Дело № 2-1294/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Новый Уренгой                                18мая 2022 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

Председательствующего судьи Литвинова В.Е.,

при секретаре Файзуллиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Е.В. муниципальному унитарному предприятию автомобильного транспорта о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,

с участием истицыКозловой Е.В., ее представителя Крыловой О.Г., представителя ответчика Чернышевой Л.П.,

УСТАНОВИЛ:

Козлова Е.В. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию автомобильного транспорта о признании приказа [суммы изъяты]-л/с от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование требований указала, что состоит в трудовых отношениях с муниципальным унитарным предприятием автомобильного транспорта (МУПАТ) в должности кондуктора. С ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного приказа отстранена от работы в связи с отказом пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Полагает, что занимаемая ею должность не входит в категорию должностей, для которых профилактическая прививка является обязательной. Также считает не соответствующим закону требование ответчика самостоятельно, без направления работодателя пройти вакцинацию, необеспечение прохождения вакцинации.

В судебном заседании Козлова Е.В., ее представитель Крылова О.Г. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Чернышева Л.П. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на нормы законодательства, в соответствии с которыми отсутствие профилактических прививок работников транспорта влечет отстранение от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.В. была принята в МУПАТ на должность кондуктора, что подтверждается трудовым договором [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 7.2.2 трудового договора работник обязан соблюдать требования, предусмотренные трудовым законодательством РФ и локальными нормативными актами МУПАТ. Аналогичные требования о выполнении приказов директора предприятия содержит и должностная инструкция кондуктора маршрутного автобуса общего пользования (п. ДД.ММ.ГГГГ.).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии с постановлением Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 № 29- ПГ "О введении режима повышенной готовности" с 16 марта 2020 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа был введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - режим повышенной готовности).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Из приведенных законоположений следует, что обязательной вакцинации подлежат не только граждане, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, но и категории граждан, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, так как риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращениялекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний.

Определение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, относится к компетенции Минздрава России.

Во исполнение данных полномочий, Минздравом России вынесен приказ от 09.12.2020 №1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н» и приказ от03.02.2021 №47Н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н».

Перечисленными приказами Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н (далее - Календарь профилактических прививок), дополнен позицией, касающейся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, к лицам, подлежащим обязательной вакцинации, отнесен ряд категорий граждан, в том числе по принципу выполнения работ в определенной сфере деятельности.

Согласно действующей редакции Календаря профилактических прививок в указанной части к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.

Соответственно, для лиц, работающих по отдельным профессиям и должностям в организациях транспорта, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной при наличии эпидемических показаний.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты], в целях стабилизации и снижения показателей заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, стабилизации показателей смертности и летальности населения Ямало-Ненецкого автономного округа, постановлено обеспечить начиная с ДД.ММ.ГГГГ проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемиологическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающими услуги населению ЯНАО в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе работников предприятий транспорта общего пользования.

В соответствии с п.п. 1, 3.1, 3.2 указанного постановления руководителям предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано организовать направление сотрудников в медицинские организации ЯНАО для проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19), а также обеспечить отстранение от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности МУПАТ являются регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.

В силу изложенного, МУПАТ относится к числу организаций, выполняющим работы и (или) оказывающим услуги в сфере обслуживания населения (транспорта общего пользования), и для сотрудников предприятия вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.

На основании ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В целях выполнения мероприятий, направленных на проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции ДД.ММ.ГГГГ МУПАТ был издан приказ [суммы изъяты] «О мерах по реализации постановления Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты]», п. 3 которого предусмотрено поручение отделу кадров обеспечить документарное оформление отстранения от работы с ДД.ММ.ГГГГ работников, не предоставивших в указанные в приказе сроки документы о наличии прививки против новой коронавирусной инфекции, о наличии второго компонента двухкомпонентной вакцины (законченный курс вакцинации) либо о наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19).

Приказ доведен до сведения Козловой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Приложением [суммы изъяты] к приказу [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ «Лист ознакомления с приказом».

На основании ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно п. 6 письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России отДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты]/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Поскольку документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не предоставлены, ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ [суммы изъяты]-л/с об отстранении Козловой Е.В. от работы на основании ст. 76 Трудового кодекса РФ.

В силу положений ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Таким образом, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании пункта 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Что же касается предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 его статьи 5 правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявительницы (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты]-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили В.З. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

В отличие от медицинских осмотров, регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативные акты об обязательной вакцинации, а именно: ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», Приказ Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты]н об утверждении Национального календаря профилактических прививок не предусматривают обязанности работодателя по обеспечению вакцинации. В отношении же работодателей установлена только обязанность при отсутствии профилактических прививок отстранить от работы по правилам ст. 76 ТК РФ (абз. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») тех работников, для которых вакцинация является обязательной.

Таким образом, доводы истицы о том, что работодатель не обеспечил условия для прохождения медицинского осмотра (обследования), суд признает несостоятельными, основанными на неправильном понимании и толковании норм материального права.

Правомерность отстранения истицы от работы фактически подтверждена постановлением главного государственного санитарного врача ЯНАО от 08.10.2021 года № 29 об обязательной вакцинации. Таким образом, требования Козловой Е.В. о признании приказа об отстранении ее от работы в связи с не прохождением вакцинации не могут быть удовлетворены судом.

Иные доводы истицы при установленных судом обстоятельствах также не свидетельствуют о незаконности действий работодателя по ее отстранению от работы и не могут являться основанием для удовлетворения ее требований.

Поскольку судом не установлен факт нарушения трудовых прав истицы со стороны ответчика, оснований для удовлетворении требований о взыскании заработной платы за время отстранения работы, а также денежной компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Козловой Е.В. к муниципальному унитарному предприятию автомобильного транспорта о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Судья                                В.Е. Литвинов

СПРАВКА:

Мотивированное решение составлено 27мая 2022 года.

Судья                                      В.Е. Литвинов

2-1294/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлова Елена Владимировна
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие автомобильного транспорта г.Нового Уренгоя
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Литвинов Владимир Евгеньевич
Дело на сайте суда
novourengoysky.ynao.sudrf.ru
25.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2022Передача материалов судье
28.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2022Судебное заседание
18.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее