Дело №12-651/2018
РЕШЕНИЕ
г. Абакан 12 сентября 2018 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,
при секретаре Коротаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу министра социальной защиты Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 28.06.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты Республики Хакасия, <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 28.06.2018 г. Министерство социальной защиты Республики Хакасия привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, министр социальной защиты Республики Хакасия Карамашева Н.Н. обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе приводит доводы об отсутствии вины Министерства в неисполнении требования судебного пристава исполнителя в установленный срок, поскольку исполнение решения Ширинского районного суда Республики Хакасия от 06.05.2014 г. находится в прямой зависимости от волеизъявления граждан, указанных в решении, обусловленное их личной позицией. С целью исполнения решения специалистами Министерства на каждого проживавшего на день вынесения судебного решения у ФИО3 сформирован пакет документов, позволяющий гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации проживать в учреждениях социального обслуживания для инвалидов и престарелых, при наличии их согласия. В ходе работы по размещению граждан в учреждения социального обслуживания, с ними систематически проводятся индивидуальные беседы, однако указанные лица отказываются от оформления и размещения в соответствующих социальных учреждениях, их отказы зафиксированы в письменной форме.
Обращает внимание, что с 25.01.2017 г. ФИО3 учреждена Хакасская региональная общественная организация содействия пенсионерам и инвалидам «Дом попечения» по адресу: <адрес>, которая осуществляет оказание социальных услуг указанной категории граждан в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12. 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Дополнительными видами деятельности организации являются предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам, деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания. Министерством в настоящее время осуществляется работа по включению данной организации в реестр поставщиков социальных услуг, регулярно осуществляется контроль за ее деятельностью, что подтверждается актами проверок.
По мнению заявителя обстоятельства, послужившие причиной неисполнения требования судебного пристава-исполнителя, не были исследованы и учтены должностным лицом при рассмотрении дела. Считает, что вина Министерства социальной защиты Республики Хакасия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отсутствует.
В судебном заседании защитник ФИО4 поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 06.05.2014 г. на Министерство возложена обязанность организовать работу по оказанию помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим у ИП ФИО3 на день принятия решения, по сбору документов, и обеспечении размещения указанных граждан в учреждениях социального обслуживания для инвалидов и престарелых при наличии их согласия. Истребование согласия обусловлено принципом добровольности. Своего согласия на размещение в соответствующие социальные учреждения данные граждане не дают, их отказ зафиксирован в письменных заявлениях. При отсутствии согласия граждан их размещение в социальных учреждениях невозможно. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии вины Министерства социальной защиты Республики Хакасия в совершении вменяемого административного правонарушения.
Административный орган Межрайонный отдел УФССП России по Республике Хакасия будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в суд не направил.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, Абаканский городской суд Республики Хакасия находит обжалуемый акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного дела в отношении Министерства социальной защиты Республики Хакасия указанные требования закона административным органом не соблюдены, поскольку не все имеющиеся доказательства проверены и получили оценку.
Ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из смысла положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов административного дела, решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 06.05.2014 г. на Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (переименованного в Министерство социальной защиты Республики Хакасия постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2016 г. №656) и ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Ширинского района» возложена обязанность организовать работу по оказанию помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на день принятия решения судом по данному гражданскому делу у ИП ФИО3, по сбору пакета документов, обеспечить размещение указанных граждан в учреждения социального обслуживания для инвалидов и престарелых при наличии их согласия.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам от 20.05.2014 г. на основании исполнительного листа, выданного Ширинским районным судом Республики Хакасия по указанному решению, возбуждено исполнительное производство №.
31.08.2017 г. судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Министерству социальной защиты Республики Хакасия (должник) выдано требование об исполнении в пятидневный срок обязанности, содержащейся в исполнительном документе № от 06.05.2014 г.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, 03.05.2018 Г. в отношении Министерства социальной защиты Республики Хакасия составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Привлекая Министерство социальной защиты Республики Хакасия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, административный орган не учел, что из представленных Министерством документов и объяснений следует, что граждане, указанные в решении суда, выразили свое несогласие, зафиксированное в письменной форме, на оформление в социальные учреждения Республики Хакасия. Кроме того, данные граждане отказались предоставлять личные документы и проходить медицинское обследование для оформления в социозащитные учреждения.
Указанная выше информация была доведена до сведения судебного пристава-исполнителя и не обоснованно не принята во внимание при вынесении постановления.
В материалы дела представлены письменные заявления граждан, подтверждающие доводы защиты об отсутствии согласия граждан на оказание им помощи и на размещение в учреждениях социальной защиты.
Акты комиссии ГКУ РХ «УСПН Ширинского района» от 09.01.2018 г., 12.02.2018 г., 28.03.2018 г. также подтверждают отсутствие согласия граждан на предоставление сотрудникам Министерства документов и переселение в учреждения социальной защиты.
При этом суд обращает внимание на то, что по решению суда Министерство социальной защиты Республики Хакасия обязано организовать работу по оказанию социальной помощи гражданам, только при наличии на это их согласия.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе № от 06.05.2014 г. требования об устройстве граждан в учреждения социального обслуживания для инвалидов и престарелых Республики Хакасия у Министерства социальной защиты Республики Хакасия, принявшего для этого все зависящие от него меры, не имелось, обратное административным органом не доказано, что свидетельствует об отсутствии вины данного юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 28.06.2018 г., которым Министерство социальной защиты Республики Хакасия привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30 000 рублей, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 28.06.2018 г. по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты Республики Хакасия отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья Ю.Н. Лоцкий