Судья Струкова П.С. дело № 2-335/2021 г.
(первая инстанция)
дело № 33-3078/2022 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,
при участии секретаря – Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Департамента здравоохранения города Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Филиппова Е.А. к Департаменту здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истица Филлипова Г.Ф. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту здравоохранения города Севастополя и просила взыскать с ответчика в ее пользу 798 000 руб. в качестве расходов на приобретение лекарственного препарата, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 180 руб. В обоснование заявленных требований истица указала, что по медицинским показаниям в связи с онкологическим заболеванием ей был прописан препарат помалидомид (торговое наименование имновид), право обеспечения которым она имела за счет средств бюджета. ДД.ММ.ГГГГ истица по льготному рецепту на указанный лекарственный препарат в количестве 1 упаковки 4 мг обратилась в аптечное учреждение № по адресу <адрес>, где ее рецепт связи с отсутствием препарата был поставлен на отсроченное обслуживание. Поскольку указанное лекарственное средство было необходимо истице по жизненным показаниям, то ДД.ММ.ГГГГ, состоялось его приобретение за счет собственных денежных средств Филлиповой Г.Ф. Расходы на его приобретение за две упаковки составили в общей сумме 798 000 руб., которые истица полагала подлежащими ей возмещению.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 08.09.2021 г. в связи со смертью Филлиповой Г.Ф. проведена замена истицы на ее правопреемника Филиппова Е.А.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен частично, с Департамента здравоохранения города Севастополя в пользу Филиппова Е.А. взысканы убытки, понесенные на приобретение лекарственного препарата в размере 399 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 590 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, Департаментом здравоохранения города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано на незаконность решения в виду допущенных судом нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права. Также, апеллянт считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, установленные судом обстоятельства не доказаны.
В возражениях на апелляционную жалобу стороной истца указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы и законность выводов состоявшегося по делу решения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с п. п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 2, п. п. 5-8, п. 12 «Порядка расходования субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города Севастополя, на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, средства Субвенции направляются на финансовое обеспечение расходов бюджета города Севастополя на оказание социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Лекарственное обеспечение) отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники).
Главным администратором доходов бюджета города Севастополя и главным распорядителем средств бюджета города Севастополя, источником которых является Субвенция, является Департамент здравоохранения города Севастополя.
Средства Субвенции направляются непосредственно на закупку Лекарственного обеспечения, в том числе на организацию процесса осуществления закупок Лекарственного обеспечения (далее также - Закупка лекарственного обеспечения), а также на обеспечение деятельности по приемке, ответственному хранению, обработке, распределению, комплектованию, транспортировке, контролю качества и передаче Лекарственного обеспечения аптечным организациям для отпуска льготным категориям граждан (далее - Услуги по лекарственному обеспечению).
Департамент здравоохранения осуществляет Закупку лекарственного обеспечения в соответствии с потребностью в Лекарственном обеспечении.
Полномочия по Закупке лекарственного обеспечения или часть их по решению Департамента здравоохранения могут быть переданы государственному казенному учреждению (государственным казенным учреждениям), подведомственному (подведомственным) Департаменту здравоохранения.
В целях оказания федеральным льготникам социальной услуги по Лекарственному обеспечению Департамент здравоохранения, в частности, осуществляет мониторинг Лекарственного обеспечения федеральных льготников за счет средств Субвенции.
В соответствии с п. 3.1 Регламента взаимодействия участников реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача (фельдшера) при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения набора социальных услуг, в городе федерального значения Севастополе, утвержденным Приказом Департамента здравоохранения г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент здравоохранения города Севастополя – исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере здравоохранения, осуществляющий организацию и контроль за процессом льготного лекарственного обеспечения; Государственное казенное учреждение здравоохранения Севастополя «Медицинский склад №» – организация, уполномоченная Департаментом на закупку лекарственных препаратов за счет средств федерального и регионального бюджетов; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного» – организация, подведомственная Департаменту, которая исполняет государственное задание на оказание услуг по приемке, распределению, хранению, учету, контролю, доставке до пунктов отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, закупленных за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан.
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент здравоохранения города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, в частности осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования на территории города Севастополя, включая вопросы развития здравоохранения, профилактики заболеваний и лекарственного обеспечения.
Положениями п. 2.1. вышеуказанного Положения определено, что основными задачами Департамента являются обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны здоровья на территории города Севастополя; развитие и создание условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; осуществление на территории города Севастополя государственного управления и нормативно-правового регулирования в сфере охраны здоровья в пределах своей компетенции; организация оказания медицинской помощи на территории города Севастополя в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя; развитие государственной системы здравоохранения города Севастополя, обеспечение качественной и доступной медицинской помощи; осуществление в пределах своих полномочий мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Севастополя; содействие развитию конкуренции в городе Севастополе на рынке медицинских услуг, услуг в сфере лекарственного обеспечения; осуществление переданных полномочий Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Также, в силу вышеуказанного Положения, Департамент утверждает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний и программы научных исследований в сфере охраны здоровья, предусматривающие их координацию, а также правовые акты по организации льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в городе Севастополе, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Севастополь в лице его компетентного исполнительного органа – Департамента здравоохранения города Севастополя, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте и назначенного по решению врачебной комиссии, рецепт обслуживается в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Судом установлено, что Филипповой Г.Ф. в 2020 году в связи с диагнозом «множественная миелома диффузно-очаговой формы» было назначено лечение препаратом помалидомид (торговое наименование имновид) 4 мг №.
Согласно заключению главного гематолога от ДД.ММ.ГГГГ, выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного №, медицинского заключения консилиума ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Филипповой Г.Ф. по жизненным показаниям было прописано лечение препаратом помалидомид 4 мг (21 капсула в упаковке), по одной упаковке в месяц для минимального курса лечения в течение 6 месяцев. То есть, назначенный Филипповой Г.Ф. лекарственный препарат помалидомид (торговое наименование имновид) 4 мг № являлся для нее жизненно важным, необходимым.
Решением врачебной комиссии ГБУЗ Севастополя «Городская больница № им. Н.И. Пирогова», оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ и подписанным врачами Беловой О.В., Ильиной Н.В., Ротаенко С.В., пациентка Филипповой Г.Ф. по жизненным показаниям подлежала обеспечению лекарственным препаратом, не включенным в Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, помалидомид в количестве 3 упаковок в рамках льготного лекарственного обеспечения.
Судом также установлено, подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании принятого врачебной комиссией решения врачом Беловой О.В. Филипповой Г.Ф. был выписан и передан льготный рецепт серии 67-20 № на получение лекарственного препарата помалидомид 4 мг №.
ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.Ф. указанный рецепт предъявила в аптечное учреждение №, подведомственное ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер имени А.А. Задорожного». Однако, по причине отсутствия в наличии указанного лекарственного препарата на момент предъявления рецепта он был поставлен на отсроченное обслуживание.
Указанные обстоятельства стороной ответчика в ходе разрешения дела в суде первой инстанции не оспаривались.
Из обстоятельств дела следует, что Филиппова Г.Ф., учитывая высокую степень риска наступления тяжких последствий для жизни вплоть до летального исхода вследствие промедления применения прописанного ей лекарственного препарата, ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных средств приобрела одну упаковку лекарственного препарата помалидомид (торговое название имновид) дозировкой 4 мг по 21 капсуле стоимостью 399 000 руб., что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ Филипповой Г.Ф. за счет собственных средств была приобретена вторая упаковка данного лекарственного препарата также стоимостью 399 000 руб.
В связи с чем, обращаясь в суд с данным иском, Филиппова Г.Ф. полагала, что понесенные ей расходы на приобретение указанного лекарственного препарата подлежат ей возмещению, поскольку в установленный законом срок она им обеспечена не была.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Филиппова Г.Ф., обладающая правом на обеспечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом, в установленный законом срок обеспечена им не была, то требования о возмещении реального ущерба в связи с его приобретением за счет собственных денежных средств основаны на законе.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что препарат помалидомид был выдан Филипповой Г.Ф. ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ее обращение по рецепту на льготное лекарственное обеспечение на основании принятого врачебной комиссией решения имело место ДД.ММ.ГГГГ
Материалами дела также установлено, что закупка препарата по рецепту Филипповой Г.Ф. осуществлялась медицинской организацией <адрес> ГКУС «Медицинский склад №», подведомственной Департаменту здравоохранения <адрес>.
Процедура закупки препарата была предметом тщательного изучения суда первой инстанции, которым в ходе разрешения дела достоверно установлено, что закупка лекарственного препарата помалидомид государственным заказчиком могла быть произведена исключительно на основании решения врачебной комиссии. Однако же решение врачебной комиссии, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком было направлено в адрес ГКУС «Медицинский склад №» лишь ДД.ММ.ГГГГ Изначально ДД.ММ.ГГГГ в составе заявки на закупку препарата протокол врачебной комиссии Департаментом здравоохранения города Севастополя в ГКУС «Медицинский склад №» направлен не был. В связи с чем, отсутствие протокола врачебной комиссии исключило своевременную возможность закупки препарата. Протокол врачебной комиссии поступил в распоряжение ГКУС «Медицинский склад №» ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, в силу Приказа Департамента здравоохранения Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, ГКУС «Медицинский склад №» наделен полномочиями только в части закупки лекарственных препаратов. Органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами, является Департамент здравоохранения города Севастополя.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несвоевременно произведенной закупке препарата помалидомид для пациента Филипповой Г.Ф. по вине Департамента здравоохранения города Севастополя.
Доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения города Севастополя об осуществлении всех функций в сроки менее предельных, указанных выводов суда, основанных на материалах дела и произведенной по правилам ст. 67 ГПК РФ оценке доказательств, не опровергают, оснований с ними согласиться исходя из установленного выше судебной коллегией не усматривается.
Поскольку Филиппова Г.Ф. в целях восстановления своего нарушенного права была вынуждена самостоятельно приобрести за счет собственных средств необходимый ей по жизненным показаниям лекарственный препарат, то денежные средства, вынужденно потраченные Филипповой Г.Ф. на его приобретение для лечения онкологического заболевания, в соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ, суд обосновано отнес к убыткам в форме реального ущерба, подлежащего ответчиком возмещению.
То обстоятельство, что Филиппова Г.Ф., наделанная безусловным правом на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ей по медицинским жизненным показаниям, таковым своевременно обеспечена не была, доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Ссылки апеллянта на отсутствие у Департамента здравоохранения города Севастополя права плановой закупки на начало 2020 года указанного лекарственного препарата и отсутствие ранее установленной потребности в нем, выводов суда первой инстанции не опровергают и наступление гражданско-правовой ответственности ответчика не отменяют.
Доводам Департамента здравоохранения города Севастополя о том, что представленные истицей суду чеки по приобретению препарата помалидомид надлежащими доказательствами не являются, судом первой инстанции в ходе разрешения дела по существу дана надлежащая правовая оценка, результаты которой отражены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ в объеме, достаточном для разрешения возникшего спора. Оснований для иной оценки доказательств, для вывода о не исследованности имеющих юридическое значение для дела обстоятельств, судебная коллегия не находит. В связи с чем, указанные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения не являются.
Иных доводов, имеющих правовое значение для дела, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, доводы апелляционной жалобы выводов обжалуемого решения не опровергают, на правильность выводов суда не влияют, о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не свидетельствуют.
В связи с чем, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения города Севастополя – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 14.10.2022 г.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб