Дело № 2-1225/2030
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
под председательством судьи : Шестаковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой М.Н.
с участием: представителя истца- Кудрявцевой О.Н., представителя ответчика- Смолич Н.В.,
1 марта 2023 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцева С.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решение об отказе в перерасчете страховой пенсии, возложении обязанности учесть страховые взносы, установлении размера страховой пенсии, произвести перерасчет страховой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии,
установил:
Кудрявцев С.Л. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решение № К-2663-3629/47/22 от 11 марта 2022 года об отказе в перерасчете страховой пенсии, возложении обязанности учесть страховые взносы на 3 июня 2021 года за период с 1 апреля 2021 года по 2 июня 2021 года, установлении размера страховой пенсии на 3 июня 2021 года из расчета 159,434 пенсионных бала, произвести перерасчет страховой пенсии с 3 июня 2021 года, установив размер страховой части пенсии 15 761 рубль 41 копейка, взыскании с ответчика невыплаченную часть пенсии за период с 3 июня 2021 года по 31 декабря 2022 года в размере 3 876 рублей 41 копейку, а также просил взыскать расходы по госпошлине в размере 400 рублей, мотивируя заявленные требовании тем, что 18 мая 2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии и с 3 июня 2021 года является получателем страховой пенсии по старости. При назначении страховой пенсии по старости ответчиком при оценке его пенсионных прав не были учтены страховые взносы за второй квартал 2021 года. После поступления от работодателя сведений об уплаченных взносах ответчик их не учел, размер пенсии не изменился. 11 октября 2021 года он обратился к ответчику о пересчете пении. В своем решении от 10 ноября 2021 года № К-5180-5510/47/21 ответчик указал, что размер пенсии установлен и выплачивается верно, перерасчет будет возможен не раньше 1 августа 2022 года. Также в соответствии с решением № к-2663-3629/47/29 от 11 марта 2022 года ответчик указал, что страховые взносы за период с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года будут учтены при перерасчете пенсии с 1 августа 2022 года с ограничением в 3 балла. Таким образом размер пенсии был увеличен с 1 августа 2022 года на 296 рублей 58 копеек. Однако согласно «Карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2021 год» база для начисления страховых взносов за период апрель, май, 1,2 июня 2021 года составила 30 342 рубля 12 копеек, начислены страховые взносы в размере 48 547 рублей, поэтому за этот период подлежат начислению балы в размере 2,071. При таких обстоятельствах размер страховой части пенсии должен быть установлен истцу из расчета 159,434 балла и составит 15 761 рубль 65 копеек. Полагает, что отказ ответчика произвести перерасчете страховой части пенсии с учетом страховых взносов за период работы с 1 апреля 2021 года по 2 июня 2021 года, является незаконным, так как перерасчет пенсии должен производиться в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 18 указанного закона.
Истец- - Кудрявцев С.Л., о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.
Представитель истца – Кудрявцева О.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ранее Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, реорганизовано с 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации») – Смолич Н.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Кудрявцеву С.Л. начисление и выплата пенсии производится в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, приведены формулы расчета.
Статьей 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен порядок определения размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчета размера страховой пенсии.
В силу части первой указанной статьи, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу пункта 1 части второй указанной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится, в том числе, в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяются по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчёте страхового стажа периоды работы и иной деятельности подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными(муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, представляемых организациями - работодателями.
Периоды трудовой деятельности, имевшие место после 1 января 2002 года, при определении размера пенсии учитываются только в виде суммы страховых взносов, начисленных работодателями в Пенсионный фонд РФ.
На основании п. 4 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года № 407 страховые взносы, поступившие в Фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются в расчетном пенсионном капитале нарастающим итогом.
Пунктом 5 Правил № 407 установлено, что в составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.
Согласно п. 7 Правил № 407 включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год.
В судебном заседании установлено, что Кудрявцев С.Л. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 9 июня 1999 года.
18 мая 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С 3 июня 2021 года Кудрявцеву С.Л. назначена страховая пенсия по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Размер страховой пенсии на дату назначения составил 15 556 рублей 91 копейка и был рассчитан без учета страховых взносов за период с 1 апреля 2021 года по 2 июня 2021 года, сведения об уплате которых с учетом положения п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» на дату назначения истцу страховой пенсии 3 июня 2021 года в пенсионном органе отсутствовали.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении производится ее перерасчет. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Согласно части 4 статьи 18 данного Закона максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом № 250-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 1 января 2017 года администратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, на основании данных, представляемых налоговыми органами относительно уплаченных страховых взносов, территориальный орган пенсионного фонда осуществляет перерасчет размера страховой пенсии с 1 августа.
При этом, исходя из положений пункта 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 766н, согласно которым территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", на момент назначения Кудрявцеву С.Л. страховой пенсии 3 июня 2021 года пенсионный орган не располагал сведениями о страховых взносах и не мог их учесть при начислении пенсии, так как 2 квартал 2021 года не закончился.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Указанная норма применима к ситуациям, когда страхователь (работодатель) подает сведения, которые не были отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то есть, речь идет о сведениях, которые работодатель обязан был передать, но не передал.
Из приведенных нормативных положений следует, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании данных, имеющихся в распоряжении пенсионного органа по состоянию на день, в который пенсионным органом выносится решение об установлении страховой пенсии. Впоследствии размер страховой пенсии ежегодно корректируется.
Таким образом, учитывая, что при назначении истцу страховой пенсии 3 июня 2021 года сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении Кудрявцева С.Л. за второй квартал 2021 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с учетом страховых взносов за период с 1 апреля 2021 года по 2 июня 2021 года по правилам, установленным в части 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, у суда не имеется.
Исходя из приведенных норм права, в отношении Кудрявцева С.Л. сведения о страховых взносах, начисленных работодателем за апрель, май 2021 года представлены в налоговый орган не ранее чем в июле 2021 года, соответственно, после даты назначения ему пенсии.
Ответчик правомерно произвел расчет и начисление пенсии без учета платежей за оспариваемый период времени, произведя последующий перерасчет пенсии в связи с продолжением трудовой деятельности после назначения пенсии истцу в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 1 августа 2019 года с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за второй квартал 2021 года, при этом максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренное пунктом 3 части 2 настоящей статьи, обоснованно учтено пенсионным органом в размере 3,0 балла.
Учитывая, что положения пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ подлежат применению в случае увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за счет страховых взносов, которые на момент назначения пенсии были уплачены, но не учтены налоговым органом, сведения по которым не поступили в территориальный ПФР, в то время как часть 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ подлежит применению в случае подачи страхователем сведений, которые не были отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которые работодатель обязан был передать, но не передал, в том числе о льготном стаже, о страховых взносах, которые на момент назначения страховой пенсии не были оплачены, перерасчет пенсии истцу произведен ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
То есть, после отражения в сведениях персонифицированного учета страховых взносов индивидуального пенсионного коэффициента за период с 1 апреля 2021 года по 2 июня 2021 года учтен истцу в размере 3,00 балла в беззаявительной корректировке 1 августа 2022 года.
Что касается требований Кудрявцева С.Л. о признании незаконным решение ОСФР по Волгоградской области № К-2663-3629/47/22 от 11 марта 2022 года об отказе в перерасчете страховой части пенсии, то суд, исходя из того, что такого решения ответчиком не принималось, а 11 марта 2022 года отделение пенсионного фонда РФ в Волгоградской области направил ответ № К-2663-3625/47/22 на письменное обращение поступившее из прокуратуры города Волжского Волгоградской области, где был разъяснен порядок исчисления размера пенсии, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
При таких данных суд приходит к выводу, исковые требования Кудрявцева С.Л. о признании незаконным решение № К-2663-3629/47/22 от 11 марта 2022 года об отказе в перерасчете страховой пенсии, возложении обязанности учесть страховые взносы на 3 июня 2021 года за период с 1 апреля 2021 года по 2 июня 2021 года, установлении размера страховой пенсии на 3 июня 2021 года из расчета 159,434 пенсионных бала, произвести перерасчет страховой пенсии с 3 июня 2021 года, установив размер страховой части пенсии 15 761 рубль 41 копейка, взыскании с ответчика невыплаченную часть пенсии за период с 3 июня 2021 года по 31 декабря 2022 года в размере 3 876 рублей 41 копейку, удовлетворению не подлежат. Соответственно, не подлежит удовлетворению и требования истца о взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Кудрявцеву С.Л. в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решение об отказе в перерасчете страховой пенсии, возложении обязанности учесть страховые взносы, установлении размера страховой пенсии, произвести перерасчет страховой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, а также о взыскании расходов по уплате госпошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья- С.Г. Шестакова
Справка: мотивированное решение изготовлено 6 марта 2023 года.
Судья- С.Г. Шестакова