Дело № 2-23/2020
УИД- 22RS0039-01-2019-000396-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Петропавловское 13 января 2020 года
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Л.И.Глущенко,
при секретаре Л.Ю.Заздравных,
с участием истцов Попова О.А., Поповой Л.Н., Поповой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова О.А., Поповой Л.Н., действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Поповой Ю.О., Поповой А.О. к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Попов О.А., Попова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Поповой Ю.О., Поповой А.О. обратились в суд с иском к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края, признании права на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края.
В обосновании требований истцы указали, что решением Петропавловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт их постоянного проживания в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по <адрес>. В период чрезвычайной ситуации были нарушены условия жизнедеятельности истцов: в результате неблагоприятных погодных условий был полностью затоплен приусадебный участок, что затрудняло передвижение истцов из дома на работу, в магазины, на территории приусадебного участка были затоплены расположенные на нем хозяйственные постройки, уличный туалет, из-за чего содержимым выгребной ямы произошло загрязнение прилегающей территории, уголь и дрова были полностью затоплены, что затрудняло возможность поддерживать нормальную температуру в доме, был затоплен погреб, в результате чего находящиеся в нем овощи уничтожены.
Истцы были включены межведомственной комиссией в соответствующие списки для выплат единовременной материальной помощи, однако письмом Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №/П/1501 истцам было сообщено, что Министерством МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> возвращены документы, направленные для единовременных денежных выплат, для устранения имеющихся недостатков.
В судебном заседании истцы Попов О.А., Попова Л.Н. на заявленных исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что на основании решения Петропавловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцы были включены в соответствующие списки для осуществления денежной выплаты, однако, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий комплект документов был возвращен Правительству Алтайского края на доработку, поскольку необходимо, чтобы в резолютивной части решения суда указывалось на необходимость включения граждан в списки нуждающихся в оказании помощи, вид и размер оказываемой помощи, а также содержалась информация об источнике финансирования.
Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до судебного заседания предоставил заявление о признании исковых требований о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, из содержания которого усматривается, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понятны.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Представители Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. От начальника Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району поступило заявление о рассмотрения дела без их участия. От министра Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление, из которого усматривается, что не возражают в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, представителей третьих лиц: Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив письменные доводы Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон Алтайского края).
На основании ст. 25 закона Алтайского края граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 (в редакции от 30.05.2018) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 627 внесен ряд изменений в Правила.
В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).
В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Администрацией Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением №179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).
Данный Порядок предусматривает оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края необходимо наличие одновременно следующих условий:
постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.
Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой, на территории Алтайского края был отменен.
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которому домовладение, расположенное по <адрес>, в котором истцы проживали на момент наводнения, вошло в зону затопления.
Акт обследования домовладения Администрацией Петропавловского района Алтайского края не составлялся.
Факт проживания в период чрезвычайной ситуации в марте 2018 года истцов в жилом доме, попавшем в зону затопления по <адрес>, в <адрес>, установлен решением Петропавловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений истцов Попова О.А., Поповой Л.Н., показаний свидетелей ФИО7, ФИО8, исследованных материалов дела, следует, что территория приусадебного участка, расположенного по <адрес>, в <адрес> была полностью покрыта водой – талыми, дождевыми водами, затоплены надворные постройки и огород, по причине паводка перемещение по территории домовладения было затруднено.
В судебном заседании установлено, что во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, в результате паводка, были нарушены условия жизнедеятельности истцов, они были лишены возможности свободно передвигаться по участку; было затруднено отопление жилого помещения, в связи с намоканием дров и угля, находившихся в хозяйственных постройках (в доме истцов печное отопление). В связи с чем, суд приходит к выводу, что у истцов имелись нарушения условий нормальной жизнедеятельности, что явилось последствием природного явления-наводнения.
Как следует из представленных документов, 18.02.2019 МЧС России возвратило Правительству Алтайского края комплект документов на доработку, так как в резолютивной части судебного решения не указана информация о включении истцов в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в виде и размере оказываемой помощи, об источнике финансирования.
Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные МЧС России ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что признание судом одного факта проживания гражданина по конкретному адресу в зоне чрезвычайной ситуации является недостаточным для решения вопроса о включении его в списки граждан на получение соответствующих компенсационных выплат; требуется установить, где именно проживал гражданин - по месту жительства или месту пребывания, а также признать право гражданина на определенную компенсационную выплату, обязать орган местного самоуправления включить его в список граждан на получение соответствующей компенсационной выплаты.
Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 №110 (в ред. от 30.05.2018 года) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены, в связи с чем, суд удовлетворяет требование истцов о признании за ними права на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Таким образом, истцы Попов О.А., Попова Л.Н., Попова Ю.О., Попова А.О., постоянно проживающие в жилом помещении, расположенном по <адрес> (что установлено решением Петропавловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), которое находилось в зоне затопления (что подтверждается постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №), где были нарушены условия их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации-паводка (домовладение, расположенное по <адрес> было затоплено водой - надворные постройки и огород; по причине паводка перемещение по территории домовладения было затруднено; отопление жилого помещения, в связи с намоканием дров и угля, находившихся в хозяйственных постройках, продолжительное время было не возможно), являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район в марте 2018 года и как следствие имеют право быть включенными в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края, в связи с чем, требование иска об обязании ответчика включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Алтайского края в марте 2018 года в результате паводка направлено на обеспечение прав истцов на получение выплат за счет резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Поскольку единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, указанное требование истцов следует удовлетворить.
При таких обстоятельствах, с учетом признания иска ответчиком, суд полагает требования истцов правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Попова О.А., Поповой Л.Н., действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Поповой Ю.О., Поповой А.О. к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Признать Попова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>; Попову Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>; Попову Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>; Попову А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <адрес> в марте 2018 года.
Признать за Поповым О.А., Поповой Л.Н., Поповой Ю.О., Поповой А.О. право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края включить Попова О.А., Попову Л.Н., Попову Ю.О., Попову А.О. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.
Судья