Судья Порубова ОН Дело № 2-347/2020
Дело № 33-1286/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 мая 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной ЛА,
судей Жолудевой МВ, Радикевич МА,
при секретаре-помощнике судьи К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Магомедова Багатыра Гасаналиевича к Администрации города Томска о понуждении предоставить по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 27 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА (помощник судьи К.), пояснения прокурора Кофман ЕГ, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Ленинского района г. Томска в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Магомедова БГ обратился в суд с иском к Администрации города Томска о возложении на ответчика обязанности предоставить Магомедову БГ по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м. В обоснование заявленных требований указано, что Магомедов БГ, /__/ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Ш. лишена родительских прав на основании решения Октябрьского районного суда г. Томска от 06.04.2017, отец М. умер 28.06.2010. Магомедов БГ собственником жилого помещения либо нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения не является. Распоряжением Администрации Ленинского района г. Томска от 11.11.2019 № 1617 Магомедов БГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, соответствующего нормативно установленным требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Соколова ГС исковые требования поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие Магомедова БГ, представителя ответчика Администрации города Томска, представителя третьего лица Администрации Томской области.
Обжалуемым решением суд, руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томкой области», п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации города Томска Пичугина АС просит решение суда отменить, иск оставить без удовлетворения. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при принятии решения не было учтено, что денежных средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета Томской области для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, недостаточно для исполнения возложенной на Администрацию города Томска обязанности по финансированию переданных ей государственных полномочий. Полагает, что судом не принято во внимание, что Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных государственных полномочий, а материалы дела не содержат доказательств получения ответчиком субвенции, специально предоставляемой из бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения. Обращает внимание на то, что исполнение требований неимущественного характера, в частности, таких, как предоставление жилого помещения, сопряжено с соблюдением обязательного порядка, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем ответчику требуется значительное количество времени для осуществления всех мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд, однако из обжалуемого решения не следует, что судом установлен разумный и достаточный срок для его исполнения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г. Томска Соколова ГС полагает, что решение суда не подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Магомедова БГ, представителей Администрации города Томска и Администрации Томской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в Томской области регулируются Законом Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области».
Пунктом 1 ст. 15 указанного Закона предусмотрены аналогичные вышеприведенным положения.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно при наступлении предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г.№ 159-ФЗ и Законе Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ обстоятельств.
Механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда определен в Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденном постановлением Администрации Томского области от 29.12.2012 № 562а (с последующими изменениями).
В соответствии с данным Порядком специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории поселения, городского округа Томской области, в Список которого включено лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп. 4, 6 Порядка).
Предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - уполномоченные органы поселений, городских округов), после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении в пользование специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом поселения, городского округа (пп. 3, 11 Порядка).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Магомедов БГ, /__/ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Мать истца Ш. лишена в отношении него родительских прав, что следует из решения Октябрьского районного суда г.Томска от 06.04.2017, отец М. умер 28.06.2010, что подтверждается свидетельством о смерти /__/ от 09.07.2010.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района г. Томска от 11.11.2019 № 1617 Магомедов БГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Согласно уведомлению от 10.01.2019 № КУВИ-001/2020-169036 информация о правах Магомедова БГ на объекты недвижимого имущества в ЕГРН отсутствует.
Из справки от 28.10.2019 ООО «ЖЭК-Жилищник» следует, что Магомедов БГ зарегистрирован по адресу: /__/ (в качестве подопечного). Согласно личному заявлению истца в Администрацию Ленинского района г. Томска от 29.08.2019 и протоколу заседания комиссии по вопросам опеки и попечительства Ленинского района г. Томска от 28.10.2019 Магомедов БГ фактически проживает в /__/ (общежитие).
При таких обстоятельствах, поскольку Магомедов БГ до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, будучи включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору специализированного найма на территории МО «Город Томск», суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.
Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Довод ответчика о том, что у Администрации города Томска отсутствуют денежные средства, выделенные из бюджета Томской области для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для исполнения возложенной на Администрацию города Томска обязанности по финансированию переданных государственных полномочий, судебной коллегией отклоняется как не влияющий на законность принятого судебного акта.
Частью 1 статьи 1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ (ред. от 12.11.2015) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии со ст. 3 данного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Поскольку Законом государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа переданы органам местного самоуправления, правоотношения указанных субъектов по предоставлению субвенций на реализацию государственных полномочий не должны влиять на жилищные права указанных в Законе категорий граждан.
Довод апеллянта о необходимости соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отклоняются как необоснованные, поскольку указанные апеллянтом обстоятельства могут служить основанием для заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
Кроме того, как следует из текста оспариваемого судебного акта, судом срок исполнения решения суда не установлен, о его установлении участники процесса ходатайств не заявляли, а потому данный срок регулируется нормами действующего законодательства.
Иных оснований к отмене либо изменению решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Все доводы апелляционной жалобы фактически являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом, подробно изложены в постановленном решении и основаниями для отмены решения суда не являются.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом также не допущено.
Таким образом, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Советского районного суда г. Томска от 27 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: