Решение по делу № 33-642/2024 от 21.05.2024

Председательствующий – Беспалова Т.Е.

Дело № 33-642/2024

номер дела в суде первой инстанции 2-2184/2023

УИД 02RS0001-01-2023-002465-65

строка статистической отчетности 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2024 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Чориной Е.Н., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэра города Горно-Алтайска Сафроновой О.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31 августа 2023 года, которым

исковые требования прокурора города Горно-Алтайска удовлетворены.

Возложена обязанность на Администрацию города Горно-Алтайска сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки на территории, согласно проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска, площадью 25 га, утвержденного распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 года №710-р, для предоставления лицам льготной категории, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, с обеспечением транспортной инфраструктурой в срок в течение 2 лет.

Возложена обязанность на муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» обеспечить водоснабжение указанных земельных участков на территории, согласно проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га, утвержденного распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 года №710-р, для предоставления лицам льготной категории, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, в срок в течение 2 лет.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Горно-Алтайска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском с требованиями: возложить обязанности на Администрацию г. Горно-Алтайска сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки на территории, согласно проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» г. Горно-Алтайска, площадью 25 га, утвержденного распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 17.05.2021 года № 710-р, для предоставления лицам льготной категории, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, с обеспечением транспортной инфраструктурой в срок в течение 2 лет; возложить обязанность на МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации г. Горно-Алтайска» обеспечить водоснабжение указанных земельных участков, в срок в течение 2 лет. Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам анализа исполнения требований земельного законодательства в части бесплатного обеспечения льготной категории граждан земельными участками прокуратурой г. Горно-Алтайска установлено, что распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 17.05.2021 года № 170-р утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» г. Горно-Алтайска, площадью 25 га. По состоянию на 25.05.2023 года указанная территория не обеспечена инфраструктурой и не предоставлена гражданам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, состоящим на учете. Прокурором города в адрес Главы города было вынесено представление с требованием активизировать деятельность по предоставлению земельных участков гражданам для строительства индивидуального жилого дома. Однако, за 2021 год предоставлено всего 14 участков, за 2022 год – 8 участков, в 2023 году – 5 земельных участков, что явно нарушает права граждан на бесплатное получение земельного участка в собственность при существующей очереди граждан в 2 577 человек.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе мэр г. Горно-Алтайска Сафронова О.А. Жалоба мотивирована тем, что исковое заявление не могло быть подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в основании и предмете иска круг определяется категорией граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, следовательно, судом должно быть отказано в удовлетворении исковых требований. При подготовке проектно-сметной документации дорожной инфраструктуры, линий водоснабжения территории микрорайона «Заимка» г. Горно-Алтайска, площадью 25 га, возникла необходимость внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории, в связи с чем изменилась планировочная структура всей проектируемой территории. Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 16.06.2023 года № 28-р были назначены публичные слушания, по результатам которых были внесены изменения в проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории. Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 06.07.2023 года №14/12 утверждена новая редакция проекта планировки территории. Однако судом данные документы не учтены. В судебном решении не приведены нормы права, которые возлагали бы на Администрацию обязанность сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки для предоставления лицам льготной категории. Данная обязанность отсутствует как в Земельном кодексе РФ, так и в Законе Республики Алтай № 68-РЗ. Судом необоснованно было отклонено ходатайство администрации г. Горно-Алтайска о привлечении к делу Управления имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска. В решении суда отсутствует нормативное обоснование, с какого времени начинает течь срок «в течение 2 лет», то есть вопреки требованиям ст. 191 ГК РФ не определено начало срока, определенного периодом времени.

В письменных возражениях прокурор г. Горно-Алтайска Латышков А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 06.12.2023 года решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31.08.2023 года отменено, административное исковое заявление прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Горно-Алтайск» оставлено без рассмотрения.

02.05.2024 года определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 06.12.2023 года отменено, гражданское дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель администрации МО «город Горно-Алтайск» ФИО1 апелляционную жалобу поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить.

В судебном заседании прокурор Дедин А.С. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить в силе.

Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Алтай.

Изучив материалы дела, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке абз.2 ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, дополнительные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела прокурором г. Горно-Алтайска по поручению прокуратуры республики по результатам анализа исполнения требований земельного законодательства в части бесплатного обеспечения льготной категории граждан земельными участками.

Прокурором города в адрес Главы города было вынесено представление с требованием активизировать деятельность по предоставлению земельных участков гражданам для строительства индивидуального жилого дома.

На указанное представление дан ответ, что в ноябре 2017 года решением Горно-Алтайского городского совета депутатов № 3-1 утвержден генеральный план муниципального образования «Город Горно-Алтайск». Распоряжением администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 №710-р утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га. Проектом планируется сформировать 85 земельных участков под индивидуальное жилищное смтроительство, котрорые впоследствии возможно предоставить льготной категории граждан. По состоянию на 25.05.2023 указанная территория не обеспечена инфраструктурой и не предоставлена гражданам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, состоящим на учете.

При рассмотрении дела установлено, что в администрации г. Горно-Алтайска на учете для внеочередного получения земельных участков состоят: многодетные семьи 745, молодые семьи 1263, ветераны боевых действий 224, инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов-342, труженики тыла-3. Однако, за 2021 год предоставлено всего 14 участков, за 2022 год – 8 участков, в текущем 2023 году – 5 земельных участков, что явно нарушает права граждан не бесплатное получение земельного участка в собственность при существующей очереди граждан в 2577 человек.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора с учетом уточнения, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Горно-Алтайска не исполняет надлежащим образом возложенную на нее законом обязанность по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков согласно утвержденного проекта планировки территории в целях предоставления льготным категориям граждан, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, обеспечению транспортной инфраструктуры.

Суд также пришел к выводу о необеспечении таких земельных участков объектами инженерной инфраструктуры (водоснабжение), в связи с чем возложил на МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» обеспечить водоснабжение указанных земельных участков согласно проекта планировки территории.

МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» решение суда первой инстанции не обжаловано.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения администрацию г. Горно-Алтайска исполнить возложенные законом обязанности у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.

В соответствии с п. 4 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно подп.1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ, который к таковым относит предоставление земельного участка отдельным категориям граждан по основаниям, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Алтай указанное право реализуется гражданами на основании Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» (далее – Закон № 68-РЗ).

Согласно п.1 ст.2 Закон № 68-РЗ земельные участки предоставляются в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в случаях: индивидуального жилищного строительства; ведения личного подсобного хозяйства; ведения садоводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 68-РЗ учет граждан в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа в Республике Алтай, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии с федеральным законодательством, раздельно по каждой категории граждан.

Статьей 6 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года №68-РЗ установлено, что бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района, городского округа в Республике Алтай, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых не позднее последнего дня каждого квартала утверждает уполномоченный орган. Информация о сформированных земельных участках размещается на официальном интернет-сайте муниципального образования (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) информационном стенде уполномоченного органа (ч.1); Количество земельных участков, предлагаемых к предоставлению из перечня, для каждой категории граждан рассчитывается пропорционально отношению количества граждан, стоящих на учете в каждой категории граждан, к общему количеству граждан, стоящих на учете во всех категориях граждан. В случае, если при расчете количества предоставляемых земельных участков отдельной категории граждан предусматривается предоставление менее одного земельного участка, количество предоставляемых земельных участков равно единице (ч.1.1); Решение о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность принимается уполномоченным органом не позднее 30 календарных дней со дня утверждения перечня (ч.2); Для принятия решения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган повторно рассматривает заявления граждан, поставленных на учет в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка (ч.3); Бесплатное предоставление земельных участков в собственность осуществляется в порядке очередности постановки на учет раздельно по каждой категории граждан, указанной в ч.1 ст. 3 настоящего Закона. В случае наличия нескольких земельных участков предоставление земельных участков осуществляется в порядке возрастания кадастрового номера (ч.6).

Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 24.03.2020 № 329-р утверждены меры по реализации Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».

В соответствии с указанным Распоряжением Перечень сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков формируется Комиссией по формированию проекта перечня сформированного для целей бесплатного представления гражданам земельных участков. Ежеквартально не позднее последнего дня каждого квартала перечень утверждается распоряжением Администрации города Горно-Алтайска.

Также установлено, что МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» проводит мероприятия по выявлению сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет в установленном порядке земельных участков свободных от прав третьих лиц, не являющихся предметом аукциона, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства); выявляет территории, на которых возможно формирование земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства) в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации; обеспечивает проведение кадастровых работ, постановку земельных участков на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства); ежеквартально не позднее 10 числа последнего месяца квартала направляет в Комиссию перечень земельных участков, из которых может быть сформирован проект Перечня, с учетом абзацев пятого - седьмого настоящего подпункта, за исключением случаев отсутствия таких земельных участков.

В соответствии с положением о Комиссии по формированию проекта перечня сформированного для целей бесплатного представления гражданам земельных участков количество земельных участков, подлежащих включению в проект Перечня для целей бесплатного представления гражданам должно составлять 70 процентов от количества земельных участков в перечне земельных участков, предназначенных к предоставлению.

Таким образом, на территории г. Горно-Алтайска нормативно урегулировано распределение предназначенных к предоставлению земельных участков.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, действующим законодательством закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой. При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и, соответственно, возможность реализации льготным категориям гражданами мер социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

В п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации города Горно-Алтайска от 17.05.2021 № 710-р утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га, в соответствии с которым на участке проектирования для целей ИЖС предполагалось образование 81 земельного участка площадью 10 соток и 4 участка по 9 соток. Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 06.07.2023 № 14/12 внесены изменения в проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га.

Между тем, как следует из материалов дела, указанный проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска до настоящего времени не реализован, земельные участки в полном объеме не сформированы, на государственный кадастровый учет для целей предоставления льготным категориям граждан не поставлены (согласно общедоступных сведений публичной кадастровой карты РФ на кадастровый учет постановлены 3 земельных участка блокированной застройки), соответствующей инфраструктурой не обеспечены.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования прокурора.

То обстоятельство, что распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 06.07.2023 № 14/12 внесены изменения в ранее утвержденный проект планировки территории не освобождает орган местного самоуправления от исполнения вышеизложенных обязанностей по формированию и предоставлению льготным категориям граждан земельных участков, а также обеспечению таких участков необходимой инфраструктурой. Внесение изменений в проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га вопреки доводам апеллянта не препятствует его реализации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у администрации г. Горно-Алтайска отсутствует обязанность по формированию земельных участков судебная коллегия отклоняет.

Образование и предоставление земельных участков гражданам в соответствии с настоящим Законом осуществляется с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий» (ч.3 ст. 1).

Статьей 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу ст. ст. 43, 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации и (или) региональными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.4).

Общий порядок предоставления земельных участков, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ. Указанный порядок включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Между тем, положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (ч.7 п.1).

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки и межевания территории «Заимка», обязанность по формированию земельных участков возложена на администрацию г. Горно-Алтайска правомерно, а доводы об обратном не могут быть приняты во внимание.

Доводы апелляционной жалобы об осуществлении указанных полномочий иными лицами судебной коллегией отклоняются. Обжалуемый судебный акт не является препятствием в реализации соответствующими муниципальными учреждениями возложенных на них полномочий по предметам их деятельности, а передача администрацией своих полномочий муниципальным учреждениям является способом их реализации и не влечет освобождение ее от выполнения обязанностей.

Понуждение органа государственной власти либо органа местного самоуправления к совершению действий, входящих в его компетенцию, не является ограничением права на самостоятельное решение вопроса в пределах, предоставленных законодательством полномочий, и не нарушает принцип разделения властей, тогда как длительное не рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков льготным категориям гражданам, состоящим на учете на обеспечение земельными участками, со стороны ответчика нарушает установленные законом социальные права граждан, относящихся к льготной категории, и подрывает гарантии социальной защиты, установленные государством для многодетных семей и иных отдельных категорий граждан.

Довод что проект планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска, площадью 25 га, утвержденный распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 года №710-р фактически утратил силу в связи с внесением в него изменений распоряжением от 06 июля 2023 года № 14/12 не может повлечь отмену принятого решения, поскольку внесение изменений в проект планировки и межевания территории не свидетельствует о том, что указанный проект межевания утратил силу. Указанное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности поставить на кадастровый учет соответствующие земельные участки, подлежащие образованию согласно указанного проекта межевания с учетом внесенных изменений.

Доводы о том, что прокурор не вправе обращаться с настоящим иском, поскольку круг лиц, в интересах которых действует прокурор, является определенным, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Количество лиц, чьи интересы затрагивает разрешение требований, вытекающих из правоотношений по формированию, утверждению и предоставлению земельных участков в собственность бесплатно гражданам льготных категорий по месту проживания на территории города, не постоянно и персонально изменчиво.

Обращение прокурора в суд с требованием об обязании ответчика сформировать земельные участки для бесплатного предоставления льготным категориям граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что формирование таких земельных участков напрямую не связано с заранее индивидуально определенным кругом лиц, поскольку количество граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, изменяется в связи с постановкой на учет новых граждан, снятием граждан с учета по различным основаниям, в том числе по результатам актуализации (предоставление земельного участка в собственность, утрата статуса льготной категории).

Не влияет на законность обжалуемого судебного акта и довод об установлении срока устранения нарушений, так как указанный срок с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов, является разумным.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из ст. 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу. По смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).

В п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 указано, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку осуществление работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, обеспечению их транспортной инфраструктурой требует временных затрат, применительно к правилам ст.204 ГПК РФ, суд первой инстанции в соответствии с п.2 ст. 206 ГПК РФ определил срок для исполнения постановления суда в течение двух лет, которые подлежат исчислению с момента вступления в законную силу решения суда.

Срок, установленный судом первой инстанции в порядке ч.2 ст.206 ГПК РФ для исполнения решения по данному делу, является разумным, учитывает объем необходимых работ и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств того, что указанный срок недостаточен для исполнения судебного решения, в материала дела не представлено.

Кроме того данный вопрос может быть решен судом в ином порядке, ответчик не лишен права обратиться в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, предоставив доказательства проведения необходимых работ в другой срок.

Судебная коллегия принимает во внимание, что невозможность исполнения решения суда в предусмотренном процессуальном законодательстве порядке не установлена.

В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые суд в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67, 196, 198 ГПК РФ тщательно исследовал в процессе рассмотрения данного спора. Само по себе несогласие апеллянта с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэра города Горно-Алтайска Сафроновой О.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи М.В. Плотникова

Е.Н. Чорина

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июля 2024 года.

Председательствующий – Беспалова Т.Е.

Дело № 33-642/2024

номер дела в суде первой инстанции 2-2184/2023

УИД 02RS0001-01-2023-002465-65

строка статистической отчетности 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2024 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Чориной Е.Н., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэра города Горно-Алтайска Сафроновой О.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31 августа 2023 года, которым

исковые требования прокурора города Горно-Алтайска удовлетворены.

Возложена обязанность на Администрацию города Горно-Алтайска сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки на территории, согласно проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска, площадью 25 га, утвержденного распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 года №710-р, для предоставления лицам льготной категории, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, с обеспечением транспортной инфраструктурой в срок в течение 2 лет.

Возложена обязанность на муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» обеспечить водоснабжение указанных земельных участков на территории, согласно проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га, утвержденного распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 года №710-р, для предоставления лицам льготной категории, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, в срок в течение 2 лет.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Горно-Алтайска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском с требованиями: возложить обязанности на Администрацию г. Горно-Алтайска сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки на территории, согласно проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» г. Горно-Алтайска, площадью 25 га, утвержденного распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 17.05.2021 года № 710-р, для предоставления лицам льготной категории, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, с обеспечением транспортной инфраструктурой в срок в течение 2 лет; возложить обязанность на МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации г. Горно-Алтайска» обеспечить водоснабжение указанных земельных участков, в срок в течение 2 лет. Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам анализа исполнения требований земельного законодательства в части бесплатного обеспечения льготной категории граждан земельными участками прокуратурой г. Горно-Алтайска установлено, что распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 17.05.2021 года № 170-р утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» г. Горно-Алтайска, площадью 25 га. По состоянию на 25.05.2023 года указанная территория не обеспечена инфраструктурой и не предоставлена гражданам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, состоящим на учете. Прокурором города в адрес Главы города было вынесено представление с требованием активизировать деятельность по предоставлению земельных участков гражданам для строительства индивидуального жилого дома. Однако, за 2021 год предоставлено всего 14 участков, за 2022 год – 8 участков, в 2023 году – 5 земельных участков, что явно нарушает права граждан на бесплатное получение земельного участка в собственность при существующей очереди граждан в 2 577 человек.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе мэр г. Горно-Алтайска Сафронова О.А. Жалоба мотивирована тем, что исковое заявление не могло быть подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в основании и предмете иска круг определяется категорией граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, следовательно, судом должно быть отказано в удовлетворении исковых требований. При подготовке проектно-сметной документации дорожной инфраструктуры, линий водоснабжения территории микрорайона «Заимка» г. Горно-Алтайска, площадью 25 га, возникла необходимость внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории, в связи с чем изменилась планировочная структура всей проектируемой территории. Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 16.06.2023 года № 28-р были назначены публичные слушания, по результатам которых были внесены изменения в проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории. Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от 06.07.2023 года №14/12 утверждена новая редакция проекта планировки территории. Однако судом данные документы не учтены. В судебном решении не приведены нормы права, которые возлагали бы на Администрацию обязанность сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки для предоставления лицам льготной категории. Данная обязанность отсутствует как в Земельном кодексе РФ, так и в Законе Республики Алтай № 68-РЗ. Судом необоснованно было отклонено ходатайство администрации г. Горно-Алтайска о привлечении к делу Управления имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска. В решении суда отсутствует нормативное обоснование, с какого времени начинает течь срок «в течение 2 лет», то есть вопреки требованиям ст. 191 ГК РФ не определено начало срока, определенного периодом времени.

В письменных возражениях прокурор г. Горно-Алтайска Латышков А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 06.12.2023 года решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31.08.2023 года отменено, административное исковое заявление прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Горно-Алтайск» оставлено без рассмотрения.

02.05.2024 года определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 06.12.2023 года отменено, гражданское дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель администрации МО «город Горно-Алтайск» ФИО1 апелляционную жалобу поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить.

В судебном заседании прокурор Дедин А.С. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить в силе.

Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Алтай.

Изучив материалы дела, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке абз.2 ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, дополнительные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела прокурором г. Горно-Алтайска по поручению прокуратуры республики по результатам анализа исполнения требований земельного законодательства в части бесплатного обеспечения льготной категории граждан земельными участками.

Прокурором города в адрес Главы города было вынесено представление с требованием активизировать деятельность по предоставлению земельных участков гражданам для строительства индивидуального жилого дома.

На указанное представление дан ответ, что в ноябре 2017 года решением Горно-Алтайского городского совета депутатов № 3-1 утвержден генеральный план муниципального образования «Город Горно-Алтайск». Распоряжением администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 №710-р утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га. Проектом планируется сформировать 85 земельных участков под индивидуальное жилищное смтроительство, котрорые впоследствии возможно предоставить льготной категории граждан. По состоянию на 25.05.2023 указанная территория не обеспечена инфраструктурой и не предоставлена гражданам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, состоящим на учете.

При рассмотрении дела установлено, что в администрации г. Горно-Алтайска на учете для внеочередного получения земельных участков состоят: многодетные семьи 745, молодые семьи 1263, ветераны боевых действий 224, инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов-342, труженики тыла-3. Однако, за 2021 год предоставлено всего 14 участков, за 2022 год – 8 участков, в текущем 2023 году – 5 земельных участков, что явно нарушает права граждан не бесплатное получение земельного участка в собственность при существующей очереди граждан в 2577 человек.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора с учетом уточнения, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Горно-Алтайска не исполняет надлежащим образом возложенную на нее законом обязанность по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков согласно утвержденного проекта планировки территории в целях предоставления льготным категориям граждан, состоящих на учете нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, обеспечению транспортной инфраструктуры.

Суд также пришел к выводу о необеспечении таких земельных участков объектами инженерной инфраструктуры (водоснабжение), в связи с чем возложил на МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» обеспечить водоснабжение указанных земельных участков согласно проекта планировки территории.

МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» решение суда первой инстанции не обжаловано.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения администрацию г. Горно-Алтайска исполнить возложенные законом обязанности у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.

В соответствии с п. 4 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно подп.1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ, который к таковым относит предоставление земельного участка отдельным категориям граждан по основаниям, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Алтай указанное право реализуется гражданами на основании Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» (далее – Закон № 68-РЗ).

Согласно п.1 ст.2 Закон № 68-РЗ земельные участки предоставляются в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в случаях: индивидуального жилищного строительства; ведения личного подсобного хозяйства; ведения садоводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 68-РЗ учет граждан в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа в Республике Алтай, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии с федеральным законодательством, раздельно по каждой категории граждан.

Статьей 6 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года №68-РЗ установлено, что бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района, городского округа в Республике Алтай, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых не позднее последнего дня каждого квартала утверждает уполномоченный орган. Информация о сформированных земельных участках размещается на официальном интернет-сайте муниципального образования (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) информационном стенде уполномоченного органа (ч.1); Количество земельных участков, предлагаемых к предоставлению из перечня, для каждой категории граждан рассчитывается пропорционально отношению количества граждан, стоящих на учете в каждой категории граждан, к общему количеству граждан, стоящих на учете во всех категориях граждан. В случае, если при расчете количества предоставляемых земельных участков отдельной категории граждан предусматривается предоставление менее одного земельного участка, количество предоставляемых земельных участков равно единице (ч.1.1); Решение о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность принимается уполномоченным органом не позднее 30 календарных дней со дня утверждения перечня (ч.2); Для принятия решения о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган повторно рассматривает заявления граждан, поставленных на учет в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка (ч.3); Бесплатное предоставление земельных участков в собственность осуществляется в порядке очередности постановки на учет раздельно по каждой категории граждан, указанной в ч.1 ст. 3 настоящего Закона. В случае наличия нескольких земельных участков предоставление земельных участков осуществляется в порядке возрастания кадастрового номера (ч.6).

Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 24.03.2020 № 329-р утверждены меры по реализации Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».

В соответствии с указанным Распоряжением Перечень сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков формируется Комиссией по формированию проекта перечня сформированного для целей бесплатного представления гражданам земельных участков. Ежеквартально не позднее последнего дня каждого квартала перечень утверждается распоряжением Администрации города Горно-Алтайска.

Также установлено, что МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» проводит мероприятия по выявлению сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет в установленном порядке земельных участков свободных от прав третьих лиц, не являющихся предметом аукциона, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства); выявляет территории, на которых возможно формирование земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства) в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации; обеспечивает проведение кадастровых работ, постановку земельных участков на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства); ежеквартально не позднее 10 числа последнего месяца квартала направляет в Комиссию перечень земельных участков, из которых может быть сформирован проект Перечня, с учетом абзацев пятого - седьмого настоящего подпункта, за исключением случаев отсутствия таких земельных участков.

В соответствии с положением о Комиссии по формированию проекта перечня сформированного для целей бесплатного представления гражданам земельных участков количество земельных участков, подлежащих включению в проект Перечня для целей бесплатного представления гражданам должно составлять 70 процентов от количества земельных участков в перечне земельных участков, предназначенных к предоставлению.

Таким образом, на территории г. Горно-Алтайска нормативно урегулировано распределение предназначенных к предоставлению земельных участков.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, действующим законодательством закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой. При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и, соответственно, возможность реализации льготным категориям гражданами мер социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

В п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации города Горно-Алтайска от 17.05.2021 № 710-р утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га, в соответствии с которым на участке проектирования для целей ИЖС предполагалось образование 81 земельного участка площадью 10 соток и 4 участка по 9 соток. Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 06.07.2023 № 14/12 внесены изменения в проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га.

Между тем, как следует из материалов дела, указанный проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска до настоящего времени не реализован, земельные участки в полном объеме не сформированы, на государственный кадастровый учет для целей предоставления льготным категориям граждан не поставлены (согласно общедоступных сведений публичной кадастровой карты РФ на кадастровый учет постановлены 3 земельных участка блокированной застройки), соответствующей инфраструктурой не обеспечены.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования прокурора.

То обстоятельство, что распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 06.07.2023 № 14/12 внесены изменения в ранее утвержденный проект планировки территории не освобождает орган местного самоуправления от исполнения вышеизложенных обязанностей по формированию и предоставлению льготным категориям граждан земельных участков, а также обеспечению таких участков необходимой инфраструктурой. Внесение изменений в проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска площадью 25 га вопреки доводам апеллянта не препятствует его реализации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у администрации г. Горно-Алтайска отсутствует обязанность по формированию земельных участков судебная коллегия отклоняет.

Образование и предоставление земельных участков гражданам в соответствии с настоящим Законом осуществляется с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий» (ч.3 ст. 1).

Статьей 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу ст. ст. 43, 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации и (или) региональными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.4).

Общий порядок предоставления земельных участков, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ. Указанный порядок включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Между тем, положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (ч.7 п.1).

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки и межевания территории «Заимка», обязанность по формированию земельных участков возложена на администрацию г. Горно-Алтайска правомерно, а доводы об обратном не могут быть приняты во внимание.

Доводы апелляционной жалобы об осуществлении указанных полномочий иными лицами судебной коллегией отклоняются. Обжалуемый судебный акт не является препятствием в реализации соответствующими муниципальными учреждениями возложенных на них полномочий по предметам их деятельности, а передача администрацией своих полномочий муниципальным учреждениям является способом их реализации и не влечет освобождение ее от выполнения обязанностей.

Понуждение органа государственной власти либо органа местного самоуправления к совершению действий, входящих в его компетенцию, не является ограничением права на самостоятельное решение вопроса в пределах, предоставленных законодательством полномочий, и не нарушает принцип разделения властей, тогда как длительное не рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков льготным категориям гражданам, состоящим на учете на обеспечение земельными участками, со стороны ответчика нарушает установленные законом социальные права граждан, относящихся к льготной категории, и подрывает гарантии социальной защиты, установленные государством для многодетных семей и иных отдельных категорий граждан.

Довод что проект планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории микрорайона «Заимка» города Горно-Алтайска, площадью 25 га, утвержденный распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 17 мая 2021 года №710-р фактически утратил силу в связи с внесением в него изменений распоряжением от 06 июля 2023 года № 14/12 не может повлечь отмену принятого решения, поскольку внесение изменений в проект планировки и межевания территории не свидетельствует о том, что указанный проект межевания утратил силу. Указанное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности поставить на кадастровый учет соответствующие земельные участки, подлежащие образованию согласно указанного проекта межевания с учетом внесенных изменений.

Доводы о том, что прокурор не вправе обращаться с настоящим иском, поскольку круг лиц, в интересах которых действует прокурор, является определенным, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Количество лиц, чьи интересы затрагивает разрешение требований, вытекающих из правоотношений по формированию, утверждению и предоставлению земельных участков в собственность бесплатно гражданам льготных категорий по месту проживания на территории города, не постоянно и персонально изменчиво.

Обращение прокурора в суд с требованием об обязании ответчика сформировать земельные участки для бесплатного предоставления льготным категориям граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что формирование таких земельных участков напрямую не связано с заранее индивидуально определенным кругом лиц, поскольку количество граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, изменяется в связи с постановкой на учет новых граждан, снятием граждан с учета по различным основаниям, в том числе по результатам актуализации (предоставление земельного участка в собственность, утрата статуса льготной категории).

Не влияет на законность обжалуемого судебного акта и довод об установлении срока устранения нарушений, так как указанный срок с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов, является разумным.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из ст. 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу. По смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).

В п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 указано, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку осуществление работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, обеспечению их транспортной инфраструктурой требует временных затрат, применительно к правилам ст.204 ГПК РФ, суд первой инстанции в соответствии с п.2 ст. 206 ГПК РФ определил срок для исполнения постановления суда в течение двух лет, которые подлежат исчислению с момента вступления в законную силу решения суда.

Срок, установленный судом первой инстанции в порядке ч.2 ст.206 ГПК РФ для исполнения решения по данному делу, является разумным, учитывает объем необходимых работ и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств того, что указанный срок недостаточен для исполнения судебного решения, в материала дела не представлено.

Кроме того данный вопрос может быть решен судом в ином порядке, ответчик не лишен права обратиться в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, предоставив доказательства проведения необходимых работ в другой срок.

Судебная коллегия принимает во внимание, что невозможность исполнения решения суда в предусмотренном процессуальном законодательстве порядке не установлена.

В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые суд в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67, 196, 198 ГПК РФ тщательно исследовал в процессе рассмотрения данного спора. Само по себе несогласие апеллянта с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэра города Горно-Алтайска Сафроновой О.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи М.В. Плотникова

Е.Н. Чорина

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июля 2024 года.

33-642/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Горно-Алтайска
Ответчики
Администрация МО город Горно-Алтайск
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на сайте суда
vs.ralt.sudrf.ru
21.05.2024Передача дела судье
03.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее