ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-1745/2020 (№ 33-14350/2020)
г. Уфа 5 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Голубевой И.В., Фагманова И.Н.,
при секретаре судебного заседания Нафикове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия
установила:
Валишин И.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе о признании протокола незаконным, об обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий пенсионеров.
Требования мотивированы тем, что Валишин И.Ф. состоит в единой очереди на улучшение жилищных условий пенсионеров МВД РФ по г. Уфе под номером ... по заявлению от 24 февраля 1993 года. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по г. Уфе №... от 13 февраля 2020 года он исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с указанием на обеспеченность жилым помещением, однако ни у Валишина И.Ф., ни у его супруги недвижимость в собственности отсутствует. В 2019 году УМВД России по г. Уфе уведомило истца о невозможности предоставления жилого помещения, никаких указаний по поводу несоответствия нахождения его в очереди в письме не указывалось.
В связи с чем, просит признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по г. Уфе №... от 13 февраля 2020 года об исключении Валишина И.Ф. из списка сотрудников (пенсионеров) нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить Валишина И.Ф. в очереди на улучшение жилищных условий.
Решением октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2020 года постановлено:
Удовлетворить исковые требования Валишина И.Ф. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.
Признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по городу Уфе №... от 13 февраля 2020 года об исключении Валишина И.Ф. из списка сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить Валишина И.Ф. в очереди на улучшение жилищных условий.
В апелляционной жалобе Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований Валишина И.Ф. отказать, поскольку судом были нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование указывает, что в 2013 году семья Валишиных имела обеспеченность общей жилой площадью выше учетной нормы на основании подпункта «а» 2 пункта 6 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в РСФСР (Валишин И.Ф. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период действия Жилищного кодекса РСФСР). Кроме того, по месту регистрации Валишина И.Ф., в настоящее время проживает сестра Валишина И.Ф. с супругом. Ссылка суда первой инстанции на статью 56 ЖК РФ не является обоснованной поскольку, противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, о том, что срок указанный в статье 56 ЖК РФ не является пресекательным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Министерства внутренних дел российской Федерации по городу Уфе - Манахова Н.П., поддержавшего доводы жалобы, представителя Валишина И.Ф. – Федорова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Валишина И.Ф. суд первой инстанции указал, что оспариваемый протокол вынесен за пределами установленного статьей 56 ЖК Российской Федерации срока, в протоколе в нарушение положений части 2 статьи 56 ЖК Российской Федерации отсутствует конкретное основание для исключения из очереди, предусмотренное частью 1 статьей 56 ЖК Российской Федерации, кроме того ответчик учитывал истца в очереди на улучшение жилищных условий с составом семьи 2 человека и исключение из очереди со ссылкой на приобретение квартиры лицом, которое ранее включалось в состав семьи в связи с несовершеннолетним возрастом и не учитывалось самим ответчиком позднее.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они постановлены в соответствии с установленными обстоятельствами, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными доказательствами.
Данный вывод суда является правильным.
Согласно пункту 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления (пункт 14). Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (пункт 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (пункт 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (пункт 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (пункт 19). При этом в пункте 20 указанного Постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ № 169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД № 345 от 24 мая 2003 года.
Согласно пункту 2 Положения № 345 от 24 мая 2003 года постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пунктов 3, 4, 7 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территориях которых расположены данные подразделения.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции № 169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Согласно пункту 16 Инструкции № 169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил право предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев - внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).
Согласно статье 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Валишин И.Ф. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, является пенсионером МВД, по состоянию на дату увольнения 8 августа 2006 года имеет выслугу 20 лет 01 месяц 12 дней.
23 февраля 1993 года Валишиным И.Ф. подан рапорт о включении в список очередников для получения жилой площади, с указанием на работу в органах МВД с 10 мая 1989 года.
С указанного времени поставлен в очередь на получение жилья, что сторонами по делу не оспаривалось.
Таким образом, до исключения из очереди истец состоял в ней 26 лет.
Протоколом от 13 февраля 2020 года Валишин И.Ф. с составом семьи в количестве 2 человек (супруга Валишина Л.Т.) исключен из единого списка сотрудников (пенсионеров) УМВД Росси по городу Уфе, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на данный учет до 1 марта 2005 года как утратившего право состоять на данном учете.
Из указанного протокола следует, что основанием к снятию с учета явилось то обстоятельство, что в период с 6 сентября 2013 года по 28 октября 2013 года Валишин И.Ф, и члены его семьи имели обеспеченность общей жилой площадью и жилой площадью выше учетной нормы.
Из протокола следует, что основанием к снятию истца и его семьи с учета нуждающихся послужили сведения из ЕГРН о правах дочери истца Валишиной Э.Ф. от 22 ноября 2019 года.
Между тем, в силу положений статьи 56 ЖК Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Однако оспариваемый протокол вынесен 13 февраля 2020 года со значительным пропуском указанного срока.
Кроме того, Валишин И.Ф. состоял на учете нуждающихся с составом семьи – Валишин И.Ф. и его супруга Валишина Э.Т., о чем также свидетельствует и письмо от 27 февраля 2019 года, в котором указано, что Валишин И.Ф. состоит на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 года под номером 45 с составом семьи: супруга Валишина Л.Т. и сообщает также о норме предоставления на состав семьи из двух человек 42.0 кв.м.
Ответчик на протяжении длительного времени не учитывал дочь истца как члена его семьи, уведомлял о составе семьи для учета нормы предоставления жилья в количестве двух человек, и исключение его из очереди на получение жилья по основанию приобретения дочерью истца в 2013 году квартиры, спустя 6 лет, является неправомерным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по г. Уфе № 2 от 13 февраля 2020 года об исключении Валишина И.Ф. из списка сотрудников (пенсионеров) нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, нарушающим права и законные интересы истца на улучшение жилищных условий.
В остальной части решение суда в апелляционном порядке не обжаловано, поэтому в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется законность и обоснованность решения суда в остальной части.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья 1-ой инстанции: У.В. Зинова