Дело № 2а- 3744/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 14 декабря 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мартынюке О.В. с участием представителя ответчика Орлова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Трача Василия Васильевича к администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, заинтересованные лица Гайдаров Денис Гусейнович, Абулов Фикрат Тофикович, Мамедов Али Тахир Оглы, Гасымова Ольга Ахмед Кызы, Хоменко Игорь Сергеевич, Хведченя Олег Анатольевич, Сусман Александр Маркович, Пивкина Анастасия Александровна, Величко Сергей Александрович,
у с т а н о в и л :
Трач В.В. обратился в суд с административным иском к администрации г. Ялты Республики Крым (далее – администрация г. Ялты) о признании незаконным и отмене постановления от 21 июля 2017 года № 2886-п о приведении Гейдаровым Д.Г., Абуловым Ф.Т., Мамедовым А.Т., Гасымовой О.А., Хоменко И.С., Трачем В.В., Хведченя О.А., Сусманом А.М., Пивкиной А.А., Величко С.А. в первоначальное состояние земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, путем сноса самовольно возведенного семиэтажного торгового павильона литер А, площадью 578,80 кв. м.
Исковые требования обоснованы тем, что истец является одним из застройщиков и собственником 5/23 доли объекта недвижимого имущества в виде торгового павильона литер А площадью 578,80 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> Строительство указанного объекта осуществлялось на основании декларации о начале выполнения строительных работ от 4 сентября 2013 года № 2444 на земельном участке, принадлежащем ФИО1 По окончанию строительства, указанный объект был принят в эксплуатацию путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 17 января 2014 года. Право собственности на указанный объект было зарегистрировано за истцом и заинтересованными лицами в установленном законом порядке. Вместе с тем администрацией г. Ялта 21 июля 2017 года вынесено оспариваемое постановление о приведении в первоначальное состояние земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> путем сноса самовольно возведенного семиэтажного торгового павильона литер А площадью 578,80 кв. м. Основанием для вынесения данного постановления послужил акт проверки от 14 июля 2016 года № 52, которым выявлена самовольная постройка. Сам акт проверки составлен лицом, не имеющим полномочий на его составление и без наличия оснований для проведения проверки, поскольку распоряжение администрацией г. Ялты не оформлялось. Кроме того истец, как участник общей долевой собственности, не уведомлялся о проведении проверки и не присутствовал при ней. Кроме этого, оспариваемое постановление нарушает порядок принятия решений о сносе самовольных построек, поскольку объект недвижимости построен на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве постоянного пользования с видом разрешенного использования «рынки», то есть на земельном участке, предоставленном для этих целей. Оспариваемое постановление создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истца.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, в письменных возражениях указал следующее. Постановлением администрации г. Ялты от 10 февраля 2017 года «Об организации работы по сносу самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялты Республики Крым» утвержден Порядок принятия решений о сносе самовольных построек. Согласно п. 6 указанного Порядка выявление самовольных построек осуществляется муниципальным инспектором при проведении Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля администрации г. Ялта плановых проверок, в том числе на основании поступивших от граждан обращений, свидетельствующих о нарушении земельного градостроительного законодательства. По результатам проведенных мероприятий по выявлению самовольных построек инспекторами составляется акт ее выявления который в течении 14 дней направляется к комиссию. Протокол заседания комиссии является основанием для издания постановления администрации г. Ялты о сносе самовольной постройки. Основанием для проведения данной проверки послужило обращение ФИО2, по результатам проверки составлены акт и протокол комиссии, на основании которого принято оспариваемое постановление. В пункте 1 постановления администрации г. Ялты от 21 июля 2017 года №2886-п предложено Гейдарову Д.Г., Абулову Ф.Т., Мамедову А.Т., Гасымовой О.А., Хоменко И.С., ТрачуВ.В., Хведченя О.А., Сусманому А.М., Пивкиной А.А., Величко С.А. в срок до 29 сентября 2017 года привести в первоначальное состояние земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> путем сноса самовольно возведенного семиэтажного торгового павильона литер А. В соответствии с пунктом 2 постановления в случае неисполнения пункта 1 юридическому отделу поручено обратиться в суд. Таким образом, обжалуемое постановление не может нарушать никаких прав истца, поскольку никаких обязанностей на него не возлагает. Кроме того, сотрудник Муниципального казенного учреждения «Центр информационного и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее – МКУ «ЦИ и МТО») ФИО3 имеет полномочия на составление акт обследования, поскольку согласно пункту 3.2.3 должностной инструкции на него возложена обязанность выполнять поручения, задания начальника Управления земельного и градостроительного муниципального контроля администрации г. Ялты.
Истец, заинтересованные лица Гайдаров Д.Г., Абулов Ф.Т., Мамедов А.Т., Гасымова О.А., Хоменко И.С., Хведченя О.А., Сусман А.М., Пивкина А.А., Величко С.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Представитель истца Батяев А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в удовлетворении его ходатайства об отложении судебного разбирательства судом отказано.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, его представителя, заинтересованных лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Трач В.В. и заинтересованные лица Гайдаров Д.Г., Абулов Ф.Т., Мамедов А.Т., Гасымова О.А., Хоменко И.С., Хведченя О.А., Сусман А.М., Пивкина А.А., Величко С.А. являются собственниками шестиэтажного нежилого помещения торгового павильона литера А, общей площадью 578,80 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
Государственная регистрация права собственности на указанный объект недвижимости была осуществлена на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации от 17 января 2014 года№ КР142140170538, зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым.
Торговый павильон расположен на земельном участке по адресу: Республика Крым, г. Ялта, на территории Кореизского поселкового совета, принадлежащем ФИО1 на праве постоянного пользования на основании государственного акта серии № с видом разрешенного использования «для строительства торгового павильона».
Установлено, что 11 мая 2017 года Фёдоровой Л.Е. в интернет-приемную портала Правительства Республики Крым было направлено обращение к главе Республики Крым по вопросе законности строительства жилого дома по адресу: <адрес>
Указанное обращение было перенаправлено для рассмотрения в администрацию г. Ялты.
8 июня 2017 года Управлением земельного и градостроительного контроля администрации г. Ялты Трачу В.В., Гайдарову Д.Г., Абулову Ф.Т., Мамедову А.Т., Гасымовой О.А., Хоменко И.С., Хведченя О.А., Сусман А.М., Пивкиной А.А., Величко С.А. направлено уведомление о необходимости в срок до 28 июня 2017 года явиться в Управление в связи с необходимостью составления и подписания акта выявления самовольной постройки.
Инспектором должностным лицом Управления земельного и градостроительного муниципального контроля администрации г. Ялты – инспектором МКУ «ЦИ и МТО» произведено обследование фактического использования земельного участка и расположенного на нем объекта по адресу: <адрес>
В ходе обследования установлено, что по вышеуказанному адресу расположено оконченное строительством семиэтажное строение площадью примерно 578,80 кв. м. и сделан вывод о строительстве указанного объекта без оформления разрешительной документации, дающей право на выполнение строительных работ, о чем 14 июня 2017 года составлен акт № 52 выявления самовольной постройки.
Из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты от 16 июня 2017 года, направленного Управлению земельного и градостроительного контроля администрации г. Ялты следует, что градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по адресу: <адрес> не регистрировались.
Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты от 23 июня 2017 года направленного в Управление земельного и градостроительного контроля администрации г. Ялты, отсутствует информация о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> сообщено, что кадастровый № является кадастровым номером объекта капитального строительства, кадастровый номер земельного участка № и согласно данным публичной кадастровой карты Российской Федерации указанный земельный участок с видом разрешенного использования «рынки» имеет статус «ранее учтенный».
Постановлением от 21 июля 2017 года №2886-п Гейдарову Д.Г., Абулову Ф.Т., Мамедову А.Т., Гасымовой О.А., Хоменко И.С., Трачу В.В., Хведченя О.А., Сусману А.М., Пивкиной А.А., Величко С.А. предложено самостоятельно в срок до 29 сентября 2017 года привести в первоначальное состояние земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> путем сноса самовольно возведенного семиэтажного торгового павильона литер А площадью 578,80 кв. м. (пункт 1). данное постановление вынесено на основании протокола от 19 июня 2017 года № 5 заседания комиссии по рассмотрению и пресечению самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Управления земельного и градостроительного контроля администрации г. Ялты.
Пунктом 2 постановления предписано, в случае невыполнения пункта 1 данного постановления юридическому управлению администрации г. Ялты обратиться с иском в суд о приведении земельного участка в первоначальное состояние путем сноса самовольно возведенного семиэтажного торгового павильона литер А площадью 578,80 кв. м.
Указанные обстоятельства дела подтверждены исследованными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемое постановление принято ответчиком 21 июля 2017 года, иск подан в суд 20октября 2017 года, то есть с соблюдением установленного законом трехмесячного срока.
При принятии вышеуказанного постановления администрация г. Ялты руководствовалась, в том числе, Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Ст. 8 ГрК РФ также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 45 Устава муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 года N 78, администрация г. Ялты является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта федеральными законами и законами Республики Крым.
Ст. 53 Устава к полномочиям администрации г. Ялта в области строительства, в том числе, отнесено осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Из представленных сторонами документов следует, что администрацией г. Ялты поступило обращение ФИО2 по вопросу законности строительства жилого дома в <адрес> около дома №. Были представлены ответы различных служб, в том числе Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты о том, что градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по указанному адресу не зарегистрированы.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ одним из признаков самовольной постройки является создание объекта без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, принятие ответчиком 21 июля 2017 года постановления в результате муниципального контроля в области строительства осуществлено в рамках полномочий администрации г. Ялты, установленных нормативно-правовыми актами, с соблюдением порядка, а также содержания совершенных действий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.
Более того, оспариваемое истцом постановление не нарушает и не может нарушать его прав и законных интересов, поскольку администрацией г. Ялты решение о приведении в первоначальное состояние земельного участка путем сноса самовольно возведенного семиэтажного павильона не принималось, а принято постановление, которым истцу и заинтересованным лицам предложено в срок до 29 сентября 2017 года самостоятельно привести земельный участок в первоначальное состояние.
Таким образом, оспариваемое истцом постановление не имеет властного характера, не создает ему препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не влечет для него негативных последствий.
Право лица на обращение в суд с иском, в случае нарушения его прав, предусмотрено Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, в связи с чем указание на данное право в муниципальном правовом акте само по себе прав истца нарушать не может.
С учетом изложенного, исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении исков в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Трача Василия Васильевича к администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева