Дело № 2-207/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2017 года с Здвинск
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Пахомова И.В.
при секретаре Сарапуловой Е.С.
с участием помощника прокурора Эртель В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Здвинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Здвинского района Новосибирской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Здвинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог (статья 13 данного закона) относит осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
С целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог осуществляется технический учет, паспортизация дорог, которому подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет, паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Инструкция по учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования разработана Министерством автомобильных дорог РСФСР.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения и закрепляется за сельскими поселениями Новосибирской области.
Согласно ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ, недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности только с момента государственной регистрации.
Юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения права собственности на недвижимое имущество, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним», а также согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, является государственная регистрация указанного права.
Оформление права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах населенных пунктов необходимо для обеспечения осуществления администрацией Нижнечулымского сельсовета установленных федеральными законами полномочий, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Прокурорской проверкой установлено, что инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в нарушение названных требований законов администрацией Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области не проведена.
В границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета расположены автомобильные дороги общей протяженностью 18,7 км. Вместе с ним, на автомобильные дороги протяженностью 6,362 км. право собственности Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в нарушение названных требований законодательства администрацией Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области не зарегистрировано.
На момент проверки в администрации Нижнечулымского сельсовета отсутствовали правоустанавливающие документы на автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области.
Нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог.
Кроме того, отсутствие необходимых правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на автомобильные дороги, препятствует их содержанию и обслуживанию, так как расходование средств бюджета поселения на содержание объектов, не относящихся к муниципальной собственности, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Оформление права собственности на автомобильные дороги необходимо для обеспечения осуществления сельсоветом установленных федеральными законами полномочий, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, просили суд обязать администрацию Нижнечулымского Здвинского района Новосибирской области в срок до 01 февраля 2018 года зарегистрировать право собственности Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области на автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области и в срок до 01 апреля 2018 года провести инвентаризацию и паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области.
В судебном заседании помощник прокурора Эртель В.А, исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, возражений относительно исковых требований не представил.
Суд выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог (статья 13 данного закона) относит осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
С целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог осуществляется технический учет, паспортизация дорог, которому подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет, паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Инструкция по учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования разработана Министерством автомобильных дорог РСФСР.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения и закрепляется за сельскими поселениями Новосибирской области.
Согласно ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ, недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности только с момента государственной регистрации.
Юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения права собственности на недвижимое имущество, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним», а также согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, является государственная регистрация указанного права.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Здвинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления, в ходе которой было выявлено, что инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в нарушение названных требований законов администрацией Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области не проведена.
Согласно ответа администрации Нижнечулымского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.), в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета расположены автомобильные дороги общей протяженностью 18,7 км.
При этом, на автомобильные дороги протяженностью 6,362 км. право собственности Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в нарушение названных требований законодательства администрацией Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области не зарегистрировано. Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.-л.д.)
На момент проверки в администрации Нижнечулымского сельсовета отсутствовали правоустанавливающие документы на автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области.
Оформление права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах населенных пунктов необходимо для обеспечения осуществления администрацией Нижнечулымского сельсовета установленных федеральными законами полномочий, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог.
Кроме того, отсутствие необходимых правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на автомобильные дороги, препятствует их содержанию и обслуживанию, так как расходование средств бюджета поселения на содержание объектов, не относящихся к муниципальной собственности, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Оформление права собственности на автомобильные дороги необходимо для обеспечения осуществления сельсоветом установленных федеральными законами полномочий, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что доказательств в опровержение исковых требований ответчиком не представлено, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Здвинского района Новосибирской области государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Здвинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать администрацию Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в срок до 01 февраля 2018 года зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области.
Обязать администрацию Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в срок до 01 апреля 2018 года провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области.
Взыскать с администрации Нижнечулымского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в доход бюджета Здвинского района Новосибирской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Доволенский районный суд, в течение одного месяца.
Судья И.В.Пахомов