Решение по делу № 2-119/2022 (2-2537/2021;) от 15.07.2021

ДЕЛО № 2-119/2022

УИД 92RS0004-01-2021-003087-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2022 года                                              город Севастополь

Резолютивная часть оглашена 25 января 2022 года.

Полный текст решения составлен 31 января 2022 года.

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Чан В.П.,

при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,

с участием представителя истцов Карпенко Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-119/2022 по исковому заявлению Ремез А.И., Ремез Н.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО, Ремез Д.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаменту по имущественным земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Ремез Н.А., Ремез А.И., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО, Ремез Д.А. обратились в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаменту по имущественным земельным отношениям города Севастополя, в котором просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, состоящее из комнат и , площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м, соответственно, расположенное по адресу: <адрес>. Требования иска мотивированы тем, что истец Ремез Н.А. вселена в указанное жилое помещение с семьей в ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера, с указанного времени истцы зарегистрированы в жилом помещении по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение передано истцам по договору социального найма в бессрочное владение и пользование. На обращение истца с заявлением о предоставлении государственной услуги «заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилого фонда города Севастополя (приватизация)», ДД.ММ.ГГГГ Департаментом капитального строительства города Севастополя заявителю отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, кроме того, спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Полагая отказ необоснованным, истцы просил суд признать за ними право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

Истцы Ремез Н.А., Ремез А.И., Ремез Д.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили заявление, в котором просили рассматривать дело в их отсутствие, воспользовались правом на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.

Представитель истцов Карпенко Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленному в материалы дела заявлению, просил рассматривать дело в отсутствие представителя. Также направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик полагает заявленные истцами требования необоснованными, поскольку спорное жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития, является специализированным жилым помещением и в силу закона приватизации не подлежит, в связи с чем полагает, что Департаментом принято законное решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)».

Представители ответчиков Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного разбирательства.

С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, состоящее из комнат и , расположенное в <адрес>, предоставлено Ремез Н.А. на основании ордера на жилую площадь в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве членов семьи в ордер включены также Ремез А.И., муж, Ремез Д.А., дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ Ремез Н.А., Ремез А.И., Ремез Д.А. и ФИО зарегистрированы в комнатах №, по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, комнаты №, включено в Реестр собственности города Севастополя как имущество, находящееся в казне города Севастополя.

ДД.ММ.ГГГГ между Ремез Н.А. и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения , согласно которому нанимателю в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, состоящее из двух комнат в общежитии, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, комнаты №,. В соответствии с пунктом <данные изъяты> договора социального найма совместно с нанимателем в помещение вселены члены семьи: Ремез А.И., муж, Ремез Д.А., дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года за № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

На основании части 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно положениям статей 49, 60 ЖК РФ и пункта 1 статьи 672 ГК РФ, договор социального найма может быть заключен только в отношении жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности договор социального найма заключен быть не может.

В силу статьи 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» Ремез Н.А. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения.

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении соответствующей государственной услуги заявителю было отказано со ссылкой на передачу жилого помещения в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя, и, соответственно, отсутствие у Департамента капитального строительства города Севастополя полномочий на передачу указанного помещения в собственность заявителю в порядке приватизации. Также указано, что заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: сведения о технических характеристиках жилого помещения (кадастровый паспорт (поэтажный план и экспликация жилого помещения); в нотариально заверенной доверенности на совершение действий по участию граждан в приватизации отсутствует указание доли в праве в праве долевой собственности; в заявлении о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту заявителем не заполнен пункт 2 раздела «дополнительные сведения»; в представленной заявителем справке от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту жительства ФИО отсутствует дата постановки и снятия с регистрационного учета по месту жительства в формате ддммгггг. Установлено наличие разночтений в предоставленных документах относительно периода регистрации по месту жительства ФИО: согласно данным справки от ДД.ММ.ГГГГ заявитель зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, согласно данным, представленным ГУПС «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме того, в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Оценивая отказ Департамента капитального строительства города Севастополя о передаче в собственность истцам занимаемого жилого помещения, суд принимает во внимание положения статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» которым определено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Принимая во внимание, что в силу требований статьи 49, 63 ЖК РФ допускается заключение договора социального найма исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда социального использования, то сам факт предоставления Ремез Н.А. спорных комнат в бессрочное владение и пользование по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельствует о том, что данное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и поступило в жилищный фонд социального использования.

Доводы возражений Департамента капитального строительства города Севастополя о том, что до настоящего времени спорные комнаты относятся к помещениям специализированного жилищного фонда, поскольку были включены в Реестр собственности города Севастополя как жилые помещения общежития и решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя из специализированного жилищного фонда не исключались, несостоятельны, основаны на неверном толковании приведённых выше норм жилищного законодательства.

Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцам на законном основании, документов, свидетельствующих о том, что право заявителя на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено в материалах дела не имеется, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя с Ремез Н.А. был заключен договор социального найма, а решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма не оспорено, суд, приходит к выводу о наличии у Ремез Н.А. права на приватизацию жилого помещения в силу закона. При этом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны Ремез Н.А. при вселении в спорное жилое помещение и заключении договора социального найма судом не установлено.

Указание в решении Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ на разночтения в представленных документах относительно периода регистрации по месту жительства Ремез Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не основано на законе, поскольку в соответствии с подпунктом 8 пункта 15, подпункта 8 пункта 16 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» (в редакции, действующей на момент принятия решения об отказе в приватизации) не требуется подтверждать регистрацию по месту жительства в период до достижения 18-летнего возраста гражданам, достигшим на момент подачи заявления о приватизации жилого помещения совершеннолетия на момент подачи заявления о приватизации жилого помещения.

Кроме того, согласно Регламенту предоставления государственной услуги (пункта 17) заявитель вправе представить самостоятельно документы, необходимые для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих услугу, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, в том числе: сведения о технических характеристиках жилого помещения (технический или кадастровый паспорт (поэтажный план и экспликация жилого помещения)), в том числе сведения о незаконной перепланировке, реконструкции; сведения из ГУП «БТИ» и Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о ранее зарегистрированных правах на жилое помещение; сведения, содержащиеся в БГИР или ГУПС «ЕИРЦ», о регистрации по месту жительства из всех мест проживания после 4 июля 1991 года - в отношении граждан, изменивших место жительства после 4 июля 1991 года на территории Российской Федерации, или документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства с 4 июля 1991 года по 17 марта 2014 года, в случае, если Заявитель ранее был гражданином иного государства.

Документы (сведения, в них содержащиеся), а также иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, запрашиваются органом, предоставляющим государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах и органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам организациях и учреждениях, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения), если заявитель не представил их самостоятельно.

Учитывая изложенное, отказ Департамента капитального строительства в заключении договора о передаче в собственность истцов жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация) нельзя признать законным.

В соответствии с пунктом 3.1.2.1. Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановление Правительства города Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя участвует в формировании жилищного фонда города Севастополя, принимает решения о распоряжении жилищным фондом города Севастополя. Департамент наделен полномочиями по заключению с собственниками жилых помещений договоров передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации, в связи с чем, указанный исполнительный орган государственной власти города Севастополя является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно письму ГУП города Севастополя «БТИ» право собственности на комнаты , по <адрес> не зарегистрировано (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Из инвентарного дела на указанные жилые помещения усматривается, что комната имеет жилую площадь <данные изъяты> кв.м, комната <данные изъяты> кв.м.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках указанного объекта недвижимости.

Неучастие истцов Ремез Н.А., Ремез А.И., Ремез Д.А. и ФИО в приватизации жилого помещения подтверждается справками Департамента капитального строительства города Севастополя , , , от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ Ремез Н.А., Ремез А.И., Ремез Д.А. и ФИО не имеют на праве собственности какие-либо объекты недвижимости на территории Российской Федерации.

В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Как разъяснено в пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закон № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При изложенных обстоятельствах, установив, что Ремез Н.А., Ремез А.И. и их дети – Ремез Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, занимают на законных основаниях спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, участия в приватизации жилых помещений не принимали, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Ремез Н.А., Ремез А.И., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО, Ремез Д.А. удовлетворить.

Признать за Ремез Н.А., Ремез А.И., ФИО, Ремез Д.А. право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящее из комнаты , площадью <данные изъяты> кв.м и комнаты , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                   В.П. Чан

2-119/2022 (2-2537/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ремез Александр Иванович
Ремез Надежда Анатольевна
Информация скрыта
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Департамент по имущественным земельным отношениям города Севастополь
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Карпенко Татьяна Григорьевна
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Чан Виктория Павловна
Дело на сайте суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее