дело № 2-1250/2015г.
решение в окончательной форме
принято 04.08.2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2015г. г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего О.В.Галкиной,
с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Я.Л.Горлановой,
при секретаре Т.В. Лангольф,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Карпенко <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Алейска Алтайского края» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Карпенко Т.И. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Алейска Алтайского края» (далее МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска») о возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы, указывая на то, что Карпенко Т.И. работает в МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска». При начислении и выплате заработной платы Карпенко Т.И. размер районного коэффициента составляет 1,20. Ч. 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов. Данная компенсационная выплата на территории г. Алейска законом определена в размере 1,25. Просит обязать МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска» произвести перерасчет заработной платы Карпенко Т.И. с применением районного коэффициента в размере 1,25 с 01.01.2015г. по день вынесения решения; обязать ответчика производить начисление заработной платы Карпенко Т.И. со дня вынесения решения с применением районного коэффициента в размере 1,25.
Истец Карпенко Т.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была надлежащим образом извещена.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Горланова Я.Л. доводы искового заявления поддержала в полном объёме. Дополнила, что постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. установлен районный коэффициент для жителей г. Алейска в размере 1,25, в связи, с чем именно данный размер районного коэффициента должен применяться при начислении заработной платы истца.
Представитель МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска», третьего лица Комитета по образованию и делам молодёжи администрации города Алейска, третьего лица Комитета Администрации Алтайского края по финансам, кредитной и налоговой политике, Администрации г. Алейска в судебном заседании не присутствовали, о месте и времени судебного заседания были надлежащим образом извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В отзывах на исковое заявление указали следующее. Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Так как заработная плата выплачивается непосредственно работнику, то в данном случае, о нарушении своего права (о выплате заработной платы не в полном размере) истец узнал или должен был узнать в момент получения заработной платы за соответствующий месяц. Таким образом, истцом пропущен срок на обращение в суд. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера и входит в состав заработной платы работника. В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» для Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,15. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края» районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в Алейском районе Алтайского края, недостаточно обеспеченным питьевой водой, особенно подвергающемся засухе, повышен с 1,15 до 1,20. Указанные документы до настоящего времени не отменены и не изменены. Согласно ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997г. № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение Администрации Алтайского о повышении с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории Алейского района. Указанное постановление не содержит императивных предписаний, то есть не устанавливает обязательный для применения в расчете заработной платы районный коэффициент. По своему содержанию правовые предписания в рассматриваемом постановлении имеют диспозитивный характер, то есть их наличие создаёт правовые границы, в рамках которых субъект правоприменения полномочен, совершить определенные действия (принять или не принимать правовой акт об увеличении районного коэффициента до 1,25) или наоборот воздержаться от их совершения. Указанное в полной мере согласуется с конституционной нормой об обязательности исполнения постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции РФ), поскольку выбор одной из возможных моделей поведения, в том числе и в форме бездействия, свидетельствует о реализации диспозитивной нормы и исполнении правового акта, в котором эта норма содержится. Таким образом, на территории г. Алейска для расчета заработной платы применяется районный коэффициент 1,20. Ст. 22 ТК РФ устанавливает, что выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы является обязанностью работодателя. Согласно ст. 15 и 20 ТК РФ в трудовые отношения с работником вступает работодатель. Из материалов дела следует, что предусмотренную действующим законодательством обязанность по выплате заработной платы истцу МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска» в полном объеме. Просили отказать Алейскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд считает в соответствии со ст. 167 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Горланову Я.Л., настаивавшего на удовлетворении исковых требований, исследовав представленные материалы, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со ст. 37 Конституцией РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы (оплаты труда работника) включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 2 ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).
Системное толкование положений ст. ст. 129, 146, 148 ТК РФ позволяет сделать вывод, что в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями путём применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Такими нормативно-правовыми актами являются постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р, Постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г., установившими применение районного коэффициента к заработной плате всех работников на отдельных территориях Алтайского края, включая г. Алейск.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р установлены размеры районных коэффициентов к заработной плате работников на отдельных территориях Алтайского края, включая Алейский район.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для г. Алейска. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять работникам бюджетной сферы за счёт средств бюджета Алтайского края.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. районный коэффициент к заработной плате на территории г. Алейска определён в размере 1,25.
Как установлено судом и подтверждается трудовым договором № 4 от 01.01.2009г., дополнительными соглашениями к трудовому договору Карпенко Т.И. работает зам. директора по АХЧ в МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска».
Из материалов дела следует, что размер районного коэффициента, начисляемый на заработную плату истца, составляет 1,20.
При таких обстоятельствах право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25 нарушено и подлежит восстановлению.
Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.
Постановление № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом – Правительством РФ; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, включая г. Алейск, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие, и источники финансирования затрат на эти цели.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25, по мнению суда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
В связи с чем ссылка ответчика и третьих лиц о необходимости принятия регионального акта не состоятельна.
Не состоятельна ссылка ответчика и третьих лиц на положения ст. 316 ТК РФ, поскольку Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не включён в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 (в ред. от 03.03.2012г.). В связи, с чем положения ст. 316 ТК РФ, регулирующие выплату районных коэффициентов к заработной плате для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на возникшие между Карпенко Т.И. и МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска» правоотношения не распространяются.
В судебном заседании представителем ответчика и третьими лицами заявлены требования о применении срока давности обращения в суд за нарушенным правом.
При разрешении спора, суд учитывает, что требования заявлены Алейским межрайонным прокурором в пределах срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
Так, начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 14 ТК РФ течение сроков, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Между тем о нарушении права на оплату труда в установленном законом размере работник может узнать не ранее получения заработной платы.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ расчетный листок является письменной формой извещения работника работодателем о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей к выплате; расчетный листок выдается работнику при выплате заработной платы.
Алейский межрайонный прокурор обратился 22.07.2015г. в суд в интересах истца с заявлением о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет зарплаты с 01.04.2015г.
В судебном заседании установлено, что выплата заработной платы за апрель 2015г. произведена Карпенко Т.И. 30.04.2015г., расчётный листок вручён 30.04.2015г. Следовательно, о составных частях заработной платы, причитающейся ей за апрель 2015г., она узнала 30.04.2015г. Таким образом, заявление о восстановлении нарушенного права подано в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах Карпенко <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска» установить Карпенко <данные изъяты> с 01 апреля 2015г. районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25.
Обязать МБОУ «СОШ № 4 г. Алейска» произвести Карпенко <данные изъяты> перерасчёт заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,25 с 01 апреля 2015г. по 04 августа 2015г.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через отдел судопроизводства Алейского городского суда.
Судья О.В.Галкина