№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 12 сентября 2020 г.
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
с участием прокурора Андреева В.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Синкина А.В.,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии Оренбургской области Ивановой Н.С.,
представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Большаевой И.Ю.,
представителя заинтересованного лица Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации Черкасова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крейдина П.Н. к Избирательной комиссии Оренбургской области о признании незаконным и об отмене постановления Избирательной комиссии Оренбургской области от 4 сентября 2020 г. № 246/1531-6 по жалобе Выщепана А.Л. на решение Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от 3 сентября 2020 г. и Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района от 31 августа 2020 г.,
У С Т А Н О В И Л:
22 июня 2020 г. решением Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района № 393 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва.
31 августа 2020 г. решением Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района № гражданину Выщепану А.Л., выдвинутому избирательным объединением «Оренбургское местное отделение Коммунистической партии Российской Федерации», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14.
3 сентября 2020 г. решением Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района № отказано в удовлетворении жалобы Выщепана А.Л. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района от 31 августа 2020 г. № 11/89-6.
4 сентября 2020 г. постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области № по жалобе Выщепана А.Л. решение Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района от 31 августа 2020 г. № и решение Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от 3 сентября 2020 г. № отменены; на Избирательную комиссию муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района возложена обязанность зарегистрировать Выщепана А.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14.
Крейдин П.Н., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что не согласен с таким решением и просил суд признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 4 сентября 2020 г. №
В судебном заседании представитель административного истца Синкин А.В., действующий на основании доверенности, представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Большаева И.Ю., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика секретарь Избирательной комиссии Оренбургской области Иванова Н.С., представитель заинтересованного лица Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации Черкасов В.В., действующий на основании доверенности, с административными исковыми требованиями не согласились.
В судебное заседание не явились административный истец Крейдин П.Н., заинтересованные лица Выщепан А.Л., представитель Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского рай она Оренбургской области, которые были извещены о явке в суд надлежащим образом.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Пунктом 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что областные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий.
Суд считает, что в соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Крейдин П.Н., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии, которым нижестоящая избирательная комиссия обязана зарегистрировать кандидата в депутаты по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 35 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».
В соответствии пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно пунктам 4.12.2. и 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата.
Обязательность для исполнения комиссиями и иными участниками избирательного процесса требований вышеуказанных Методических рекомендаций ЦИК России, отражена в правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении 15 сентября 2016 г. № 1742-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений части 5 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
29 июля 2020 г. Выщепан А.Л. уведомил Избирательную комиссию муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и представил документы, предусмотренные статьей 33 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».
В заявлении о согласии баллотироваться Выщепан А.Л. указал о наличии высшего образования, полученного в «ОВЗРККУ им.Ордзоникидзе» в 1982 году, по специальности инженер по радиоэлектронике.
21 августа 2020 г. Выщепан А.Л. подал в избирательную комиссию сведения об изменениях в сведениях о кандидате в депутаты, где указал, что сведения о высшем образовании следует изменить на отсутствие высшего образования; дополнить сведения о том, что в 1982 году окончил Оренбургское высшее зенитное ракетное командное Краснознамённое училище им. Орджоникидзе (ОВЗРККУ), ввиду утери диплома и невозможности получить дубликат в связи с ликвидацией учебного заведения в 2008 году, просил считать его кандидатом без высшего образования.
31 августа 2020 г. решением Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района № гражданину Выщепану А.Л., выдвинутому избирательным объединением «Оренбургское местное отделение Коммунистической партии Российской Федерации» отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14.
Выщепан А.Л. подал жалобу на решение Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района от 31 августа 2020 г. №.
3 сентября 2020 г. решением Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района № отказано в удовлетворении жалобы Выщепана А.Л. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района от 31 августа 2020 г. №.
В решении территориальной избирательной комиссии указано на нарушение закона, поскольку Выщепан А.Л. не представил в избирательную комиссию ни диплом, ни дубликат диплома в качестве документа, подтверждающего указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании.
Не согласившись с указанными выше решениями, административный истец подал жалобу в Избирательную комиссию Оренбургской области.
4 сентября 2020 г. постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области № по жалобе Выщепана А.Л. решение Избирательной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района от 31 августа 2020 г№ и решение Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от 3 сентября 2020 г. № отменены. На Избирательную комиссию муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района возложена обязанность зарегистрировать Выщепана А.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 14.
Как установлено Избирательной комиссией Оренбургской области при принятии решений Избирательная комиссия муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района и Территориальная избирательная комиссия Оренбургского района исходили из того, что Выщепан А.Л. уведомлен о недостатках документов надлежащим образом. В подтверждение данного вывода представлено направление уведомления о недостатках в документах Выщепана А.Л. избирательному объединению, выдвинувшему кандидата – Оренбургскому местному отделению Коммунистической партии Российской Федерации, а также распечатки звонков на номер кандидата.
Избирательная комиссия Оренбургской области посчитала, что уведомление избирательного объединения, при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе, о недостатках в документах кандидата, не является надлежащим уведомление кандидата. Распечатка телефонных звонков на номер кандидата также не свидетельствует о надлежащем уведомлении кандидата. Извещение об отсутствии вышеуказанного документа направлено избирательной комиссией муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургской области в адрес кандидата 3 сентября 2020 г., что фактически лишило Выщепана А.Л. возможность представить недостающий для регистрации документ, в срок предусмотренный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, Избирательная комиссия Оренбургской области указала, что извещение произведено с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 4.12.2 Методических рекомендаций, так как не содержало сведений о том, каким образом кандидат вправе устранить выявленный комиссией недостаток.
Избирательной комиссией Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не были соблюдены требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Известив с нарушением срока Выщепана А.Л. о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, избирательная комиссия не указала о необходимости внести в заявление о согласии баллотироваться сведения о том, что кандидат не имеет высшего юридического образования.
Неисполнение указанной обязанности в отношении кандидата повлекло нарушение предусмотренных законодательством гарантий направленных на обеспечение всем кандидатом равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, в том числе права кандидата восполнить недостающие сведения о нем в представленных документах.
Оценив представленные доказательства по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает доводы административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку обжалуемое решение областной избирательной комиссии принято в соответствии с действующим законодательством, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При отсутствии у кандидата в депутаты документа, подтверждающего наличие высшего образования, Выщепан А.Л. реализовал предоставленное законом право на внесение изменений в сведения о кандидате до рассмотрения избирательной комиссией вопроса о его регистрации.
В сложившейся ситуации при утере документа о высшем образовании кандидат в депутаты Выщепан А.Л. в заявлении от 21 августа 2020г. дал пояснения относительно сведений о наличии высшего образования, что вопреки доводам представителя административного истца, устраняет противоречия в содержании заявления о согласии баллотироваться с указанием о наличии высшего образования и отсутствием документа, подтверждающего эти сведения.
Доводы представителя административного истца о превышении областной избирательной комиссией своих полномочий суд считает необоснованными.
Пунктом 6 статьи 75 указанного Федерального закона установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Согласно пункту 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», Избирательная комиссия Оренбургской области участвует в подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа в пределах полномочий, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.
Проанализировав приведенные правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта Федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Исходя из указанного, Избирательная комиссия Оренбургской области вопреки доводам административного иска приняла решение в пределах своей компетенции.
Судом не установлено оснований для признания оспариваемого постановления Избирательной комиссии Оренбургской области противоречащим закону либо принятым с превышением установленной компетенции.
При изложенных обстоятельствах установленных частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Учитывая положения статьи 188 и части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Крейдина П.Н. к Избирательной комиссии Оренбургской области о признании незаконным и об отмене постановления Избирательной комиссии Оренбургской области от 4 сентября 2020 г. № оставить без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина