Дело № 2-3284/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Пенкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 02 ноября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Суркиной С.Г. к Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка, обязании включить в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Истец Суркина С.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Морозовского СП ОМР Омской области о признании пострадавшими от паводка, обязании включить в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи, в обоснование исковых требований указав, что она с семьей проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Собственником дома является истец Суркина С.Г., также в доме прописаны Сучков Е.И., С.А.Е., С.А.Е. В апреле 2016 г. дом и земельный участок оказались в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми водами. Вода дошла до уровня пола, подмыло фундамент и стены дома, фундамент печи и печь разрушены. На садовом участке погибли яблоня, смородина, вишня, виктория. На земельном участке обвалился погреб и дальнейшему использованию не подлежит. Право истца и членов ее семьи на получение единовременной материальной помощи было нарушено, так как на обращение в Администрацию Морозовского СП ОМР Омской области был получен письменный отказ от 08.08.2016 г., согласно которого истец и члены ее семьи не были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с поздним обращением. Прием заявлений от граждан не был организован Администрацией Морозовского СП, и разъяснительная работа о необходимости обращения граждан с указанным заявлением не проводилась. Просит признать пострадавшими от паводка, обязать Администрацию Морозовского СП ОМР Омской области включить ее и членов ее семьи в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи.
В судебном заседании истец Суркина С.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что в результате паводка ее огород был в воде, в самом доме вода отсутствовала, однако в подполе была вода. Паводок случился в середине апреля 2016 г., об этом был составлен акт, подписанный соседями. У них ежегодно весной в результате таяния снега подтапливает огород. Доказательств, подтверждающих факт того, что дом истца попал в зону чрезвычайной ситуации, у нее не имеется.
Представитель ответчика Администрации Морозовского СП ОМР Омской области Криворучко А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что дом Суркиной С.Г. не входит в зону подтопления. Постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 52 от 01.04.2016 г. границы зоны чрезвычайной ситуации в д. Ракитинка Морозовского СП ОМР Омской области четко обозначены. Эти границы зафиксированы в постановлении в результате комиссионного обследования территории д. Ракитинка в присутствии главы Администрации, его заместителя. Комиссия определила, что дом и земельный участок истца в зону подтопления не входил. Не все улицы и дома населенного пункта попали в зону чрезвычайной ситуации, а только те, ситуация с подтоплением которых паводковыми водами была действительно критичной. Режим функционирования чрезвычайной ситуации введен в д. Ракитинка 01.04.2016 г. в связи с массовым потоком воды с прилегающих к населенному пункту земель сельскохозяйственного назначения. В этот день Администрацией Морозовского СП ОМР Омской области были организованы мероприятия по ликвидации чрезвычайной обстановки, в частности организовано рытье канав, траншей для стока воды, откачка воды. В результате уже на следующий день обстановка в населенном пункте нормализовалась, режим функционирования чрезвычайной ситуации был отменен постановлением от 02.04.2016 г. В ходе подготовки к судебному разбирательству 24.10.2016 г. был осуществлен комиссионный осмотр земельного участка истца, по результатом которого не установлено признаков подтопления территории истца, т.к. на придомовом участке имеются многолетние насаждения, следы от грядок, которые возделывались в весенне-летний период. Следов очертания уровня воды на хозяйственных постройках, находящихся на участке, не имеется. Истец допустимых и достоверных доказательств того, что ее дом и земельный участок вошли в границы чрезвычайной ситуации, не предоставила. При таких обстоятельствах, правом на включение ее и членов семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства РФ истец не имеет. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Главного управления региональной безопасности Омской области Гарус М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в связи с тем, что требования истцов не входят в компетенцию главного управления – оно не является стороной по делу.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Омской области Алексеенок В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц Администрации ОМР Омской области, Правительства Омской области, третье лицо Сучков Е.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С.А.Е., С.А.Е. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. №110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на человека).
Из методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из названного фонда, утвержденных МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 и Приказа МЧС от 29.08.2014 № 470 «Об утверждении порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» следует, что списки граждан формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне чрезвычайной ситуации, подтвержденному регистрацией.
Таким образом, в соответствии с установленным порядком выплата единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека предоставляется гражданину при условии, если он постоянно проживал в зоне чрезвычайной ситуации, обратился с заявлением о включении в списки лиц на оказание материальной помощи, и был включен в данные списки.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В судебном заседании установлено, что 01.04.2016 г. на территории населенного пункта д. Ракитинка Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сложилась чрезвычайная ситуация в результате обильного паводка.
Постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 52 от 01.04.2016 г. на территории Морозовского сельского поселения введен режим функционирования «Чрезвычайной ситуации». Этим постановлением определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории д. Ракитинка Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в которые дом истца не входит.
Из пояснений представителя ответчика следует, что органом местного самоуправления были предприняты меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в результате чего паводковая ситуация уже на следующий день стабилизировалась. Указанные доводы истцом не оспаривались.
Постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 53 от 02.04.2016 г. на территории д. Ракитинка Морозовского сельского поселения режим функционирования «Чрезвычайной ситуации» отменен.
Установлено, что собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, является истец Суркина С.Г., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 10.01.2016г. серии 55-АБ № и серии 55-АБ №.
10.08.2016 г. Суркина С.Г. обратилась к Главе Морозовского сельского поселения ОМР Омской области с заявлением о включении истца и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи, т.к. дом и земельный участок, где истец и члены ее семьи проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации на территории Морозовского сельского поселения, вызванной подтоплением паводковыми водами.
24.08.2016 г. Администрацией Морозовского СП ОМР Омской области Суркиной С.Г. был дан ответ № 02-20/705, в котором содержится отказ включить истца и членов ее семьи в соответствующие списки.
Оценивая доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истца.
Дом и земельный участок истца, расположенные по адресу: <адрес>, не вошли в границы зоны чрезвычайной ситуации, установленные постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 52 от 01.04.2016 г.
Указанное постановление истцом не оспорено, не признано в судебном порядке недействительным, незаконным, самостоятельно органом местного самоуправления не отменено и не изменено.
Тем самым, факт нахождения адреса истца в зоне чрезвычайной ситуации документально не подтвержден.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен акт осмотра земельного участка от 16.04.2016г. Между тем, режим функционирования чрезвычайной ситуации на территории д. Ракитинка в обозначенных границах был введен 01.04.2016 г., и отменен уже 02.04.2016 г. Следовательно, представленный истцом акт также не подтверждает факта нахождения адреса истца в зоне чрезвычайной ситуации. В середине апреля 2016 г. режим функционирования чрезвычайной ситуации на территории Морозовского СП ОМР Омской области не вводился.
Приобщенные истцом в материалы дела фотоснимки ее дома, территории земельного участка, хозяйственных строений не отображают паводковую ситуацию, выполнены уже в летнее время, доводов истца не подтверждают.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», регулируя основные понятия, определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Описывая события апреля 2016 г. в тексте искового заявления и в ходе судебного разбирательства истец указала, что в ее огороде стояла вода и была вода в погребе и подполе, при этом в доме воды не было. Указанные истцом обстоятельства не свидетельствуют о возникновении и наличии чрезвычайной ситуации, так как не могли повлечь за собой и в действительности не повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Стороной ответчика в ходе рассмотрения дела произведено обследование домовладения истца, по результатам которого, признаков наличия обстановки причинения истцу значительных материальных потерь, нарушения условий жизнедеятельности семьи истца в результате поводковых явлений, происходивших весной 2016 г., не установлено.
Допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих нахождение дома и земельного участка истца в границах зоны чрезвычайной ситуации в дни ее введения и функционирования на территории д. Ракитинка Морозовского СП ОМР Омской области, а именно 01.04.2016 г., 02.04.2016 г., истцом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Суркиной С.Г. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2016 ░.