Решение по делу № 7-169/2021 от 01.04.2021

Судья Котин Е.И.                           Дело № 7-169/2020

РЕШЕНИЕ

13 мая 2021 года                          город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «УК «Октябрьская» Перфиловой Я.Е. на решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «УК «Октябрьская»,

установил:

постановлением № 444 заместителя главного государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору Хаванцева А.Ю. от 29 сентября 2020 года ООО «УК «Октябрьская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «УК «Октябрьская» Перфилова Я.Е. обратилась в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 декабря 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, защитник ООО «УК «Октябрьская» Перфилова Я.Е. просит решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «УК «Октябрьская» состава административного правонарушения.

Указывает, что при отсутствии обращений, проверок и предписания Управляющая компания самостоятельно установила факт наличия нарушения в виде незаконно установленной собственником квартиры перегородки и провела работу по его устранению, в том числе подготовительную досудебную работу. Полагает необоснованным вывод суда о том, что принятие мер к собственнику квартиры не может исключать ответственности управляющей организации по контролю за соблюдением противопожарных требований.

Утверждает, что ООО «Управляющая компания «Октябрьская» осуществляет управление многоквартирным домом № 3 по ул. Федосеева с 9 декабря 2015 года. С момента начала осуществления управления каких-либо изменений в расположении ВРУ не производилось, из чего можно сделать вывод о том, что имеющаяся схема расположения ВРУ на первых этажах 1, 3 и 6 подъездов МКД предусмотрена изначальным проектом здания. Документы, подтверждающие обратное, в материалах дела отсутствуют. Пункт 36 (б) ППР РФ, нарушение требований которого вменяется в вину Управляющей компании, введен в действие Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947. Таким образом, в действиях Управляющей компании не усматривается несоблюдение каких-либо требований противопожарной безопасности. Отдельное внимание обращает на тот факт, что судом не учтено Экспертное заключение № 2809/2020 от 28 октября 2020 года, в соответствии с которым ВРУ, установленные на лестничных площадках подъездов № 1, № 3, № 6 между 1-м и 2-м этажами многоквартирного дома, не создают никаких препятствий для движения жителей по лестничным маршам. Более того, необходимо возведение кирпичной перегородки с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа и металлической входной дверью в электрощитовую на лестничных площадках подъездов №1, №3, № 6 между 1-м и 2-м этажами многоквартирного дома.

Полагает, что при определении субъекта ответственности за нарушение обязательных требований контролирующему органу следовало определить, в результате каких виновных действий (бездействия) юридического лица наступили выявленные в ходе проведенной проверки нарушения, а также установить могли ли выявленные нарушения быть вызваны объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для её рассмотрения не имеется.

В судебном заседании защитник ООО «УК «Октябрьская» Перфилова Я.Е. пояснила, что время установки перегородки не было установлено, управляющая компания установила данные обстоятельства только 3 сентября 2020 г. В настоящее время имеется судебное решение о понуждении собственников квартиры снести перегородку. При передаче многоквартирного дома по адресу: ул. Федосеева, 3, в управление в 2015 г. какая-либо техническая документация на дом не передавалась, в связи с чем в 2020 г. была составлена схема электроснабжения многоквартирного дома.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее Правила).

Пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

В соответствии с положениями части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Пунктом 36 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Действующими с 1 января 2021 г. Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР в РФ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 в пункте 23 установлены аналогичные ранее действовавшему пункту 33 Правил требования.

Пункт 27(б) действующих ППР РФ № 1479 изложен в следующей редакции: при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса, подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

ООО «УК «Октябрьская» осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: ул. Ключ-Камышенское плато дом 8, ул. Федосеева дом 3 в городе Новосибирске.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6,61 и 7 настоящей статьи.

Как следует из материалов настоящего дела, 15 и 17 сентября 2020 года государственными инспекторами города Новосибирска по пожарному надзору проводилась внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УК «Октябрьская» по адресам: город Новосибирск, ул. Федосеева, 3, ул. Ключ-Камышенское плато, 8.

Указанная проверка проводилась на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору Гаврильченко А.О. № 1005 от 11 сентября 2020 года.

В ходе проведенной проверки были выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности, установленных пунктами 33 и 36 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, выразившиеся в следующем:

- по ул. Ключ-Камышенское плато, 8, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов), в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - в 3 подъезде на 8 этаже (кв. 101) установлена кирпичная перегородка;

- по ул. Федосеева, 3, на путях эвакуации на лестничных площадках размещено электрооборудование (в 1, 3, 6 подъездах между 1-м и 2-м этажами установлены вводно-распределительные щиты (ВРУ).

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «УК «Октябрьская» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства выявлены в ходе проверки и установлены актом проверки ООО «УК «Октябрьская» органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 1005 от 17 сентября 2020 года с фототаблицами и отражены в протоколах об административном правонарушении № 753 и № 754 от 22 сентября 2020 года.

Соглашаюсь с выводом судьи о том, что размещение перегородки на лестничной площадке в нарушение планировочных решений образует нарушение правил пожарной безопасности. Лестничная площадка, коридоры являются общим имуществом собственников многоквартирного дома в силу статьи 37 Жилищного кодекса РФ и обязанность по содержанию общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности возложена на управляющую компанию. Принятые в отношении собственников квартиры, рядом с которой установлена перегородка, меры не освобождают управляющую компанию от административной ответственности в силу вышеуказанных норм законодательства.

Вместе с тем, доводы заявителя по поводу нарушений противопожарных норм, связанных с установкой вводно-распределительных устройств на путях эвакуации, заслуживают внимания. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ наступает при наличии специальных норм, предусматривающих конкретные нарушения. ООО «УК «Октябрьская» вменено нарушение пункта 36 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утративших свою силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1034. Действующими на момент рассмотрения настоящей жалобы Новосибирским областным судом нормами ППР в РФ (пункт 27 (б)) предусмотрено, что нарушения требований пожарной безопасности имеют место, только если установленное на лестничных площадках оборудование препятствует безопасной эвакуации.

Как следует из материалов дела, в том числе акта проверки с фотографиями, заключения эксперта ООО «КапСтройПроект» № 28009/2020 от 28.10.2020 – вводно-распределительные устройства, установленные на лестничных площадках подъездов 1, 3, 6 не создают препятствий для эвакуации, что следует из нормативных значений ширины лестничных маршей и площадок (л.д. 71-80). Из мотивированного отзыва должностного лица ОНД и ПР по г.Новосибирску УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области также следует, что данные вводно-распределительные устройства не препятствуют эвакуации и не сужают допустимую ширину путей эвакуации (л.д. 99-100).

Кроме того, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что вводно-распределительные устройства как электрооборудование создают дополнительную опасность возгорания и задымления не основаны на обвинении, содержащемся в протоколе об административном правонарушении № 754 от 22 сентября 2020 г. по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Нарушения правил эксплуатации электрооборудования (вводно-распределительных устройств) подлежат рассмотрению в рамках административного производства о нарушении ООО «УК «Октябрьская» правил устройства и эксплуатации энергопотребляющих установок, возбужденного государственным инспектором Сибирского управления Ростехнадзора 04.09.2020 по статье 9.11 КоАП РФ (л.д. 61-69).

Таким образом, нарушения ООО «УК «Октябрьская» пункта 36 (б) ППР в РФ № 390 от 25.04.2012 подлежат исключению из обвинения юридического лица.

В части нарушений при содержании общего имущества и незаконной установке перегородки фактические обстоятельства правонарушения судьей установлены исходя из положений статей 24.1, 26.1 КоАП РФ. Выводы о доказанности наличия в действиях ООО «УК «Октябрьская» в указанной части состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нашли свое подтверждение совокупностью вышеперечисленных согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц указанный Кодекс формы вины не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части настоящего Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 указанного Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

При этом материалы дела свидетельствуют о том, что у ООО «УК «Октябрьская» имелась возможность для соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности. Доводы заявителя не свидетельствуют о том, что принимаемые им меры в полной мере способствовали обеспечению соблюдения указанных требований.

Вместе с тем обстоятельства, связанные с принятыми юридическим лицом мерами по устранению допущенного нарушения, а также родом деятельности юридического лица, осуществляющего лицензируемую деятельность по управлению многоквартирными домами, его финансовым положением могут быть признаны исключительными обстоятельствами и в силу положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит изменению.

В остальной части постановление должностного лица и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ООО «УК «Октябрьская», изменить, исключив нарушение пункта 36 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей, жалобу защитника ООО «УК «Октябрьская» Перфиловой Я.Е. — частично удовлетворить.

Судья                              Ю.А. Конева

7-169/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ООО Управляющая Компания "Октябрьская"
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Конева Юлия Александровна
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
05.04.2021Материалы переданы в производство судье
13.05.2021Судебное заседание
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее