Решение по делу № 33а-5813/2020 от 22.06.2020

Судья Рыков Е.Г. Дело №33а-5813/2020

(№ 2а-456/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 17 августа 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Сеттарова Сейдамета Бакиевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту 1 категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Григорьеву М.З., о признании незаконным решения от 11 марта 2020 г. № 90/001/2020-29802 об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, возложении обязанности совершить определённые действия

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 16 апреля 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Кваши С.А., судебная коллегия

установила:

Сеттаров С.Б., в лице представителя Шумкова В.С. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11 марта 2020 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества – жилого дома общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что вступившим в законную силу решением Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2020 г. по делу установлен факт принятия Сеттаровым С.Б. наследства после смерти ФИО13, смерть которой последовала ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из жилого дома, общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и за административным истцом признано право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования. 3 марта 2020 г. административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте вышеуказанного объекта недвижимого имущества, приложив копию решения Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2020 г. по делу . Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11 марта 2020 г. отказано во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости на основании пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что в результате проверки представленных документов выявлено отсутствие основания для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом, а именно, отсутствием правоустанавливающих документов и технической документации (технического паспорта, выданного субъектом, имеющим право проводить инвентаризацию). По мнению административного истца, названное решение является незаконным, поскольку установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства являются обязательными для всех органов власти.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 16 апреля 2020 г. административное исковое заявление Сеттарова С.Б. удовлетворено.

Признано незаконным решение об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости от 11 марта 2020 г. .

На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества – жилого дома общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Сеттарова С.Б. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое решение принято в связи с отсутствием в представленных заявителем документах правоустанавливающих документов и технической документации (технического паспорта, выданного субъектом, имеющим право проводить инвентаризацию) на объект недвижимого имущества. Решение Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2020 г. по делу не является документом, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В рамках обработки поданного административным истцом заявления, в целях уточнения сведений, 11 марта 2020 г., в порядке межведомственного взаимодействия, административным ответчиком направлен запрос в филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Судаке о предоставлении информации по материалам инвентаризационного дела вышеуказанного объекта недвижимости. По состоянию на 7 апреля 2020 г. ответ не поступил.

Сеттаров С.Б. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Его представитель по нотариально удостоверено доверенности от 24 апреля 2018 г. Кваша С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что вступившим в законную силу 26 февраля 2020 г. решением Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2020 г. по делу установлен факт принятия Сеттаровым С.Б. наследства после смерти ФИО13, смерть которой последовала ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из жилого дома, общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и за административным истцом признано право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования.

3 марта 2020 г. Сеттаров С.Б. через представителя Шумкова В.С. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимого имущества – жилом доме общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, приложив к нему копию решения Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2020 г. по делу .

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11 марта 2020 г. , подписанным специалистом 1 категории Григорьевым М.З., административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в отношении вышеуказанного жилого дома на основании пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с выявлением в результате проверки отсутствия в представленных заявителем документах правоустанавливающих документов и технической документации (технического паспорта, выданного субъектом, имеющим право проводить инвентаризацию) на объект недвижимого имущества. В рамках обработки поданного административным истцом заявления, в целях уточнения сведений, 11 марта 2020 г., в порядке межведомственного взаимодействия, направлен запрос в организацию по государственному кадастровому учёту и (или) технической инвентаризации.

Полагая, что вышеуказанное решение должностного лица является незаконным, Сеттаров С.Б. обратился в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, исходил из того, что представленное для осуществления государственного кадастрового учёта жилого дома вступившее в законную силу решение суда от 21 января 2020 г. включено в перечень документов, необходимых для государственной регистрации, является обязательным для исполнения, в связи с чем обстоятельства, указанные в оспариваемом решении не могут быть основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости.

Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, полномочия перечисленных лиц на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Федеральный законодатель определил, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

По смыслу пункта 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, и не прекращены, вносятся в Государственный кадастр недвижимости по правилам, установленным частью 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ.

Согласно частей 2, 5, 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 г. № 301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.

Пунктами 3,4 раздела I Порядка установлено, что включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа кадастрового учёта (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган кадастрового учёта с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок).

Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:

документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);

документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно части 4 статьи 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 Перечня документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность.

Отказывая решением от 11 марта 2020 г. во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, административный ответчик исходил из отсутствия в представленных заявителем документах правоустанавливающих документов и технической документации (технического паспорта, выданного субъектом, имеющим право проводить инвентаризацию) на объект недвижимого имущества.

Вместе с тем, при обращении 3 марта 2019 г. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта в части внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, представителем административного истца был представлен вступивший в законную силу судебный акт, устанавливающий факт принятия Сеттаровым С.Б. наследства и признания за ним права собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования, как того требует пункт 2 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и подпункт 23 пункта 1 Перечня.

Согласно представленным в суд апелляционной инстанции документам, на момент приобретения 2 ноября 1977 г. наследодателем ФИО13 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с надворными строениями, его жилая площадь составляла 40 кв.м., что также подтверждается техническим планом здания от 25 июня 2019 г., согласно которому его общая площадь составляет 101,1 кв.м. (40 кв.м. – основная, 41,6 кв.м – подсобная).

Кроме того, как усматривается из материалов административного дела, межведомственный запрос при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта, направлен должностным лицом регистрирующего орган в день принятия оспариваемого решения - от 11 марта 2020 г.

Приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 7 марта 2017 г. № П/47 утверждён Административный регламент Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Административный регламент).

Согласно подпункту 9 пункта 130 Административного регламента, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В силу положений части 6 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное предоставление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что заявитель не может нести ответственность за неполучение государственным регистратором ответа на межведомственный запрос от соответствующего органа.

Таким образом, неполучение ответчиком ответа на запрос, направленный в день принятия оспариваемого решения от 11 марта 2020 г., не могло послужить основанием для отказа во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств административного дела, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости по причинам, указанным в оспариваемом решении должностного лица регистрирующего органа от 11 марта 2020 г. .

При этом, исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вопроса о государственном кадастровом учёте вышеуказанного недвижимого имущества – жилого дома.

Учитывая установление нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением административного ответчика, документальное подтверждение уплаты государственной пошлины в размере 300,00 руб. за подачу административного искового заявления в суд с требованиями неимущественного характера, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Сеттарова С.Б. судебные расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.

Доводы представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Судакского городского суда Республики Крым от 16 апреля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский

33а-5813/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сеттаров Сейдамет Бакиевич
Ответчики
Ведущий специалист Госкомрегистра РК Григорьев М.З.
Госкомрегистр РК
Другие
Администрация г. Судака РК
Борзенков Андрей Вячеславович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мостовенко Наталья Рудольфовна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
22.06.2020Передача дела судье
10.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
17.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее