Дело №
УИД: 91RS0№-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2024 <адрес>
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мазаловой М.И.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сакский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение ФИО2 в сфере исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении. Проведенной проверкой установлено, что в границах населенного пункта Молочненское сельское поселение Республики Крым расположен бесхозяйный линейный объект - сеть холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674. Указанная сеть водоснабжения в реестре муниципальной собственности администрации Молочненского сельского поселения <адрес> не числится, на балансе администрации Молочненского сельского поселения <адрес> не состоит, правообладателя не имеет, в связи с чем создает не только сложности в ее техническом обслуживании, но и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью граждан и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности граждан. Вместе с тем в нарушение вышеизложенных норм органом местного самоуправления меры по постановке, принятию на учет и признанию права муниципальной собственности бесхозяйного линейного объекта до настоящего времени не приняты.
Просит:
- признать бездействие администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в связи с непринятием мер по постановке на учет бесхозяйного линейного объекта - сети холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674.
- обязать администрацию Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести процедуру постановки и принятия на учет бесхозяйного линейного объекта - сети холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674.
- обязать администрацию Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым по истечении трех месяцев со дня постановки на учет бесхозяйного линейного объекта - сети холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674, принять меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный линейный объект - сеть холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, уведомлен о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. Возражений на иск не представил.
Суд, учитывая мнения участников процесса, руководствуясь положениями ст.167 ГК РФ, считает возможным рассмотреть судебное заседание при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Сакской межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение ФИО2 в сфере исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
В силу ст. 2 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Вместе с тем, согласно ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19, 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенных выше правовых норм следует, что организация предоставления коммунальных услуг населению возлагается на орган местного самоуправления сельского поселения.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население, а также обеспечить водоотведение в границах муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона № 416-ФЗ водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Закона № 416-ФЗ).
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Устава муниципального образования Молочненского сельское поселение <адрес> Республики Крым (далее - Устав) администрация Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Согласно пп. 2 п. 1.6 ч. 1 ст. 50 Устава к полномочиям администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в том числе относится решение вопросов местного значения по организации в границах Молочненского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0086 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок № П/0086).
Согласно п. 5 Порядка № П/0086 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка включения бесхозяйного имущества, находящегося на территории Республики Крым, в Реестр имущества Республики Крым» объекты бесхозяйного имущества выявляются на основании заявлений об обнаруженных объектах недвижимости, полученных от исполнительных органов Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>, юридических и физических лиц, в том числе в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры Республики Крым.
Проведенной проверкой установлено, что в границах населенного пункта Молочненское сельское поселение Республики Крым расположен бесхозяйный линейный объект - сеть холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674.
Указанная сеть водоснабжения в реестре муниципальной собственности администрации Молочненского сельского поселения <адрес> не числится, на балансе администрации Молочненского сельского поселения <адрес> не состоит, правообладателя не имеет, в связи с чем создает не только сложности в ее техническом обслуживании, но и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью граждан и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности граждан.
Вместе с тем в нарушение вышеизложенных норм органом местного самоуправления меры по постановке, принятию на учет и признанию права муниципальной собственности бесхозяйного линейного объекта до настоящего времени не приняты.
Сакской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В представлении содержались требования о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о принятии в течение месяца со дня внесения представления мер к устранению выявленных нарушений, способствующих им причин и условий, а также рассмотрении представления с участием представителя межрайонной прокуратуры.
Администрацией Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за исх. № направлен ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ № Исорг№/115-20350021, в котором сообщено, что требования данного представления не нашли своего подтверждения.
Ответчиком, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, не представлено.
В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования прокурора в части возложения обязанности совершить определенные действия.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Суд считает шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, реальным для принятия ответчиком необходимых мер по исполнению решения суда.
Суд, на основании ст.103 ГПК РФ, взыскивает с Администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.103, 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в связи с непринятием мер по постановке на учет бесхозяйного линейного объекта - сети холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674.
Возложить обязанность на Администрацию Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым провести процедуру постановки и принятия на учет бесхозяйного линейного объекта - сети холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674.
Установить срок исполнения: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Администрацию Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым по истечении трех месяцев со дня постановки на учет бесхозяйного линейного объекта - сети холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674 принять меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный линейный объект - сеть холодного водоснабжения между централизованной сетью холодного водоснабжения <адрес> и земельным участком с кадастровым номером 90:11:150501:2674.
Взыскать с Администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путём подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Мазалова М.И.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Мазалова М.И.