№ г.
УИД 0
РЕШЕНИЕ
г. Воскресенск 10 сентября 2024 года
Судья Воскресенского городского суда Московской области Ильин С.М., при секретаре Шишкаревой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи 199 судебного участка Воскресенского судебного района мирового судьи 17 судебного участка Воскресенского судебного района ФИО3 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.12.15 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи 199 судебного участка Воскресенского судебного района мирового судьи 17 судебного участка Воскресенского судебного района ФИО3 от <дата> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
Будучи не согласным с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Воскресенский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя свою жалобу тем, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Указывает, что мировым судьей было нарушено его право на рассмотрение дела по месту его жительства, поскольку им в протоколе об административном правонарушении было заявлено ходатайство о направлении материалов дела по месту его жительства в <адрес>.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.
Допрошенный в качестве свидетеля инспектор ДПС ФИО4 в судебном заседании пояснил, что на ФИО1 был составлено протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в связи с совершением ФИО1 обгона в зоне действия дорожного знака 3.20 ПДД РФ. Однако проверить факт привлечения ФИО1 ранее к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ им не представилось возможным, поскольку были технические неполадки с базой данных, в связи с чем на ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. После проверки по базе данных ФИО1 был вызван повторно для составления протокола по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, ему были направлены уведомления о дате составления протокола и копия протокола по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. О том, что ФИО1 извещен он затрудняется ответить, скорее всего, он убедился об извещении созвонившись по телефону с почтовым отделением.
Исследовав представленные материалы дела, доводы жалобы, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 5), составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, не является недостатком протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 5 разъяснено, что поскольку названный кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением по делу об административном правонарушении, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Как усматривается из материалов дела, <дата> в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в котором он заявил ходатайство о направлении материалов дела по месту его жительства в <адрес>.
<дата> в отношении ФИО1 был составлен протокол по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ в его отсутствие.
В материалах дела имеются кассовые чеки от <дата> об оплате почтовых отправлений на имя ФИО1 содержащие номер почтового отправления 14020090028480, при отслеживании которого усматривается, что указанное отправление было вручено <дата>.
Таким образом, у должностного лица на момент составления протокола об административном правонарушении <дата> не имелось сведений о надлежащем извещении ФИО1 о дне составления протокола.
Указанное обстоятельство повлекло нарушение права ФИО1 на заявление ходатайства о рассмотрении дела по месту его жительства, которое он заявил при составлении протокола по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ <дата>.
Вышеизложенное также оставлено без внимания мировым судьей при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе, и должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Частью 1 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, производится по месту их жительства (ч. 2 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Системный анализ положений ст. ст. 25.1, 25.15, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обязано заблаговременно известить (уведомить) лицо, в отношении которого составляется протокол, рассматривается дело об административном правонарушении о факте, времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии.
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении или при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о нарушении права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В связи с изложенным протокол об административном правонарушении от <дата> в силу ст. 26.7 КоАП РФ не может быть признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административных правонарушениях, является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятых по делу актов, возможность устранения данных недостатков в настоящем судебном заседании невозможно, поэтому постановление и.о. мирового судьи 199 судебного участка Воскресенского судебного района мирового судьи 17 судебного участка Воскресенского судебного района ФИО3 от <дата> подлежит отмене, а производство по делу в отношении ФИО1 прекращению в связи, с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п.1 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи 199 судебного участка Воскресенского судебного района мирового судьи 17 судебного участка Воскресенского судебного района ФИО3 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.12.15 КоАП РФ в отношении ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить в связи, с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке гл. 30 КоАП РФ.
Судья (подпись) С.М. Ильин
Копия верна