86RS0<...>-27

Дело № 2-294/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года                                  г.Лангепас

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Майоровой И.В.,

при секретаре Томиной Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-501/2020 по иску акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к Арсланову А. Р., Арслановой Д. И. о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Истец акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» (далее – истец, Агентство) обратилось в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указало следующее.

По заявлению от 09.04.2012 Арсланов А.Р., Арсланова Д.И. признаны участниками подпрограмм 4 «Ипотечное жилищное кредитование», 2 «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 и на период до 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2011 №108-п составом семьи 3 человека (в том числе, несовершеннолетний ФИО2).

20.09.2012    по договору купли-продажи квартиры ответчиками приобретена квартира общей площадью 54,1 кв.м., расположенная по адресу: ХМАО-Югра, г.Лангепас, <адрес> с использованием кредитных средств, предоставленных ОАО «Сбербанк России по кредитному договору №00755 от 20.09.2012.

20.09.2012    между ОАО «Ипотечное агентство Югры», ОАО «Сбербанк России» и ответчиками было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору № 00755 от 20.09.2012 (трехстороннее соглашение).

В соответствии с трехсторонним соглашением, истец принял на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчикам в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита по кредитному (далее № 00755 от 20.09.2012 - кредитный договор), предоставленному за счет средств ОАО «Сбербанк России» на строительство (приобретение) жилого помещения, при условии целевого использования и исполнения обязательств участником в соответствии с условиями, установленным кредитным договором и Соглашением, в течение 240 месяцев.

В настоящее время, указывает истец, выявлен факт незаконной постановки ответчиков на учет по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» ввиду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

На момент признания участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» ответчики с сыном проживали в жилом помещении по договору №16-102/12 найма жилого помещения от 27.02.2012 по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, обшей площадью 33.4 кв.м.

С учетом изложенного, ответчики признаны не обеспеченными жилыми помещениями, и были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет с целью предоставления государственной поддержки.

В заявлении о постановке на учет от 09.04.2012 в графе «В настоящее время я и члены моей семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и других субъектов Российской Федерации не имеем (имеем)», ответчиками указано: «не имеем».

Однако установлено, что в собственности ответчика Арсланова А.Р. в период с 29.01.2009 по настоящее время находится 17/20 долей в праве на жилое помещение общей площадью 57,1 кв.м, (что составляет 48,54 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>.

Следовательно, расчет нуждаемости на дату постановки на учет, было произвести следующим образом: 57,1 кв.м : 17/20 доли : 20*17 = 48,54кв.м - обеспеченность семьи ответчиков на дату постановку на учёт. 48,54кв.м./3 членов семьи собственника (ответчик, ответчик, сын) = 16,18кв.м. - обеспеченность каждого члена семьи ответчиков.

Таким образом, на момент постановки на учет по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» и заключения трехстороннего соглашения у ответчика отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 12 кв.м.

Указав изложенные обстоятельства и правовые основания в своем исковом заявлении, а также после уточнения исковых требований, истец просит признать трехстороннее соглашение от 20.09.2012 о компенсации части процентной ставки по кредитному договору №00755 от 20.09.2012 года недействительным, применить последствия недействительности сделки и взыскать солидарно с Арсланова А.Р., Арслановой Д.И., пользу АО «Ипотечное агентство Югры» сумму выплаченной компенсации за период с 20.12.2012 по 18.09.2020 в размере 584 312 руб. 19 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 043 руб. 12 коп.

В судебное заседание истец АО «Ипотечное агентство Югры» своего представителя не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчики Арсланов А.Р., Арсланова Д.И., в судебное заседание также не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Воспользовавшись правом. Предоставленным сторонам ст.48 Гражданского процессуального кодекса РФ, направили в суд своего представителя.

Представитель ответчиков – адвокат Кокорин В.Ю., действующий на основании ордера, исковые требования АО «Ипотечное агентство Югры» не признал, просил отказать в их удовлетворении. Кроме того, заявил о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности. Также полагает, что в настоящее время истец не имеет полномочий на обращение с указанным иском.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Сбербанк России» своего представителя не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание также своего представителя не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. В суд представили ходатайство, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии с положениями ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ (в редакции статьи закона, действовавшей на момент спорных правоотношений) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

На основании п. 2 указанной статьи закона требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Согласно требованиям п. 1 ст. 179 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент подписания оспариваемого соглашения), сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.

В действующей редакции п. 2 ст. 179 ГК РФ также предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Потерпевшим, обладающим правом на обжалование сделки, совершенной под влиянием обмана, признается лишь то лицо, которое принимало решение о заключении сделки и при отсутствии обмана оспариваемую сделку не заключило бы, то есть ее сторона.

Судом установлено следующее. В момент возникновения спорных правоотношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действовал целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденная Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 №368-п.

В указанной программе предусмотрены следующее подпрограммы:

- подпрограмма 1 «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям»;

- подпрограмма 2 «Доступное жилье молодым»;

- подпрограмма 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- подпрограмма 4 «Ипотечное жилищное кредитование»;

- подпрограмма 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан»;

- подпрограмма 2.1 «Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 №108-п утвержден порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года (далее - Порядок).

Согласно п. 1 ст. 6 Порядка участником целевой программы (подпрограммы) является гражданин Российской Федерации, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 настоящего Порядка (за исключением участников подпрограммы 1) и отнесенный к одной из приведенных в указанном пункте категорий.

В соответствии с п. 2 ст.3 Порядка, в целях настоящего Порядка нуждающимся в улучшении жилищных условий признается заявитель:

- состоящий на учете по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до 1 марта 2005 года;

- признанный органом местного самоуправления по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 1 марта 2005 года.

В силу п. 1 ст.3 Порядка, в иных случаях нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются граждане:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

- не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

- являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

- проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания.

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

- состоявшие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений. Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители (п.п.4,5 Порядка).

Также, п. 11 ст. 4 Порядка установлено, что уполномоченная организация для подтверждения целевого использования участником целевой программы (подпрограммы) государственной поддержки в течение 10 рабочих дней по истечении сроков, установленных пунктами 7, 9, запрашивает у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о наличии или отсутствии в собственности у участника целевой программы (подпрограммы) и членов его семьи жилого помещения по месту жительства на территории автономного округа.

09.04.2012 Арсланов А.Р. обратился в адрес истца с заявлениями на признание его семьи составом 3 человека (он, супруга Арсланова Д.И., сын ФИО2) участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (л.д.19-21) и подпрограммы «Доступное жилье молодым» (л.д.23-25) целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

В вышеуказанных заявлениях ответчик Арсланов А.Р. указал, что он и члены его семьи:

- ранее не получали государственную поддержку за счёт средств бюджетной системы всех уровней на приобретения и (или) строительство жилых помещений;

- жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и других субъектов Российской Федерации не имеют;

- в период за 5 лет, предшествующих подаче заявления свои жилищные условия путем отчуждения жилого помещения не ухудшали.

При обращении с вышеуказанными заявлениями, ответчик и его члены семьи проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: г.Лангепас, ул.Ленина, д.58А, ком.8, общей площадью 16,3 кв.м. Указанное жилое помещение было предоставлено Арсланову А.Р. и членам его семьи на основании договора найма жилого помещения №16-102/12 от 27.02.2012 (л.д.36-39). Из выписок Росреестра от 03.04.2012 следует, что ответчики собственниками жилых помещений не являются (л.д.40-42).

Решениями от 09.04.2012 ответчик Арсланов А.Р. признан участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым», целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с составом семьи 3 человека, в том числе: супруга – Арсланова Д. И., сын – ФИО2 (л.д. 22, 26).

20.09.2012 между ОАО «Сбербанк России» и ответчиками Арслановым А.Р., Арслановой Д.И., заключен кредитный договор № 00755, согласно которому заемщику предоставлен кредит на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 997 000 рублей (л.д.44-48).Также, 20.09.2012 между Агентством, ОАО «Сбербанк России» и ответчиками Арслановым А.Р., Арслановой Д.И. заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору № 00755 от 20.09.2012, согласно условиям которого, истец предоставляет ответчику государственную поддержку в форме компенсации части процентной ставки, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита, предоставленному за счет средств Банка на приобретение жилого помещения в течение 240 месяцев. Компенсация предоставляется за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, предоставленных агентству для реализации мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (л.д.53-44). 06.02.2013 между сторонами заключено дополнительное соглашение к трехстороннему соглашению от 20.09.2012 (л.д.55).

08.10.2012 ответчиками Арслановым А.Р., Арслановой Д.И. и ФИО5 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение приобретено за счёт средства, а также кредитных средств ОАО «Сбербанк России» (л.д.50-52). Право собственности зарегистрировано за ответчиками (л.д.56-58).

Вместе с тем, Агентством установлено, что ответчик Арсланов А.Р. с 29.01.2009 по настоящее время является собственником по 17/20 доли в праве в жилом помещении общей площадью 57,1 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства установлены из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.08.2010 (л.д.59-61). При этом, как следует из текста данной выписки, получена она была Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Таким образом, на момент заключения трехстороннего соглашения обеспеченность ответчиков жилым помещением на одного члена семьи составляла 16,18 кв.м. общей площади (17/20 доли * 57,1 кв.м.) : 3), что превышает уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи установленный Порядком (менее 12 квадратных метров).

Ввиду выявления вышеуказанных обстоятельств, истцом принято решение (№НЮ от 09.01.2020) о снятии ответчиков с учета и исключении из Единого списка участников мероприятия Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим до 31.12.2013 заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 №346-п. Основанием для исключения является пп.2, пп.7 п. 7 Приложения 15 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы»: - утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий); - выявление в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений (л.д.62).

Вместе с тем, Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» вступило в силу с 01.01.2019.

Согласно ст.9 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.04.2011 N 108-п были установлены следующие основания для исключения из Единого списка участников подпрограммы.

1. Уполномоченный орган принимает решение об исключении гражданина из Единого списка участников подпрограммы по следующим основаниям:

1.1. Приобретение (строительство) участником целевой программы жилья до признания участником, за исключением участников подпрограммы 1.

1.2. Выезд участника целевой программы из автономного округа в другой субъект Российской Федерации на постоянное место жительства.

1.3. Письменное заявление участника целевой программы.

1.4. Смерть участника целевой программы.

1.5. Получение участником целевой программы или членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), участия в подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" и получения в установленном порядке гражданами, имеющими трех и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома.

1.6. Изменение условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.

1.7. Для участников подпрограммы 1 в случае письменного отказа гражданина от получения жилищной субсидии в текущем году и (или) непредставления документов, необходимых для вынесения решений о предоставлении субсидии и направлении Уведомления, а также о предоставлении жилищной субсидии в течение установленных сроков.

Решение об отказе в признании заявителя участником целевой программы или исключении из Единого списка участников целевой программы должно быть обоснованным, со ссылкой на положения настоящего Порядка, и может быть обжаловано им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть такого основания для исключения из программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», как утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий); выявление в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений Целевой Программой, действующей на момент постановки на учет и принятия решения АО «Ипотечным агентством Югры» решения о признании ответчиков Арсланова А.Р. с составом семьи три человека – жена Арсланова Д.И. и сын ФИО2 участниками программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» не было.

Данное основание установлено Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки для исключения из Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 N 346-п.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчики были неправомерно исключены из Программы Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

    В соответствии с пп.4 п.1 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы» от 11.11.2005 № 103-ФЗ составными частями Программы являются следующие подпрограммы, направленные на решение задач, поставленных настоящей

Программой: 4. «Ипотечное жилищное кредитование».

Статьей 18 (ч.ч.1,2) вышеприведенного закона предусмотрено, что Государственным заказчиком подпрограммы 4 является Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    Субъектами отношений по реализации мероприятий подпрограммы 4 являются: в том числе, организация, привлеченная исполнителем для реализации подпрограммы 4 в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа;

    Согласно ст.19 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы» от 11.11.2005 № 103-ФЗ Финансирование подпрограммы 4 осуществляется из средств бюджета автономного округа и внебюджетных источников.

    Объем финансирования настоящей подпрограммы за счет средств бюджета автономного округа определяется ежегодно при составлении бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период исходя из действующих и принимаемых обязательств по компенсации части процентной ставки и предоставлению льготного жилищного займа.

     Компенсация расходов организации, привлеченной для реализации подпрограммы 4, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, предусмотренных для реализации подпрограммы 4.

Согласно представленному в материалы дела государственному контракту № 01872000017190011980001 по организации и исполнению отдельных мероприятий Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.12.2019, заключенному между Департаментом строительства ХМАО-Югры (заказчик) и АО «Ипотечное агентство Югры» (исполнитель), согласно п.1.1 которого исполнителя принял на себя обязательства своевременно оказать на условиях контракта услуги по исполнению и организации отдельных мероприятий государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы» путем: приема и регистрации заявлений граждан на участие в программе, формирования списков граждан, предусмотренных мероприятиями программы, рассмотрения документов и формирования учетных дел заявителей, принятия решений, предусмотренных мероприятиями программы, оказания мер государственной поддержки участникам программы, контроля подтверждения целевого использования мер государственной поддержки, полученной участниками программы, ведения претензионно-исковой работы в случае выявления фактов целевого использования мер государственной поддержки, а также в случаях выявления неправомерного получения мер государственной поддержки в соответствии с условиями программы; ведения реестра по учету граждан, получивших государственную поддержку; ведения реестра по учету граждан, получивших государственную поддержку, информирования о реализации мероприятий государственной программы, о формах и порядке предоставления мер государственной поддержки, о преимуществах и положительных результатах в целях формирования позитивной общественной оценки, предоставления отчетности о ходе исполнения услуги и итогах ее реализации; расчета и перечисления мер государственной поддержки на условиях, установленных нормативными правовыми актами, указанными в разделе 3 технического задания; расчета и перечисления по ранее заключенным трехсторонним соглашениям и принятым решениям о компенсации части процентной ставки за счет средств бюджета автономного округа, а заказчик принял на себя обязательства оплатить услуги.

    Исходя из анализа перечисленных выше полномочий, которые были предоставлены данным контрактом истцу АО «Ипотечное агентство Югры», он не имеет полномочия для обращения в суд с иском о взыскании в свою пользу бюджетных денежных средств, выплаченных участникам программы в качестве компенсаций.

Пунктом 4.1 данного контракта предусмотрен срок действия данного контракта с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Требуя признать трехстороннее соглашение от 28.06.2011 о компенсации части процентной ставки по кредитному договору № 04335/06-2011 от 28.06.2011 недействительным, истец ссылается на положения ст.ст.166-167, 179 Гражданского кодекса РФ. Разрешая заявленные требования в данной части, суд приходит к следующему.

Из разъяснений, содержащихся в п. 99 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота (пункт 2 статьи 179 ГК РФ). Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман.

Таким образом, сделка, совершенная под влиянием обмана, является оспоримой и может быть признана недействительной по иску стороны в сделке, которая была обманута другой стороной с целью вступить в договорные отношения

Из материалов дела следует, что сторонами в оспариваемой сделке являются, ОА «Ипотечное агентство Югры», ОАО «Сбербанк России» (в настоящее время ПАО «Сбербанк России), а также ответчики Арсланов А.Р., Арсланова Д.И.

Однако, как следует из анализа вышеприведенных нормативных актов, АО «Ипотечное агентство Югры» в силу полномочий, возложенных на него государственному контракту № 01872000017190011980001 от 20.12.2019 являлись лишь организацией, которая занималась расчетом и перечислением денежных средств, которые являлись мерами государственной поддержки. Источником поступления данных денежных средств являлся бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что в настоящее время контракт № 01872000017190011980001 от 20.12.2019 прекратил свое действие в связи с истечением срока контракта, права АО «Ипотечное агентство Югры» оспариваемым соглашением не нарушены, на момент рассмотрения настоящего спора полномочий у АО «Ипотечное агентство Югры» на получение бюджетных средств, выплаченных в качестве компенсации части процентной ставки, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита (истец же просит взыскать спорную денежную сумму именно в свою пользу), не имеется, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к ответчикам Арсланову А.Р. и Арслановой Д.И.

Руководствуясь ст.12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к Арсланову А. Р., Арслановой Д. И., о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в гражданскую коллегию суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                 И.В.Майорова

2-294/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Акционерное общество "Ипотечное агенство Югры"
Ответчики
Арсланова Дина Ильгизовна
Арсланов Артур Робертович
Другие
ПАО "Сбербанк России"
Департамент строительства ХМАО-Югры
Кокорин Валерий Юрьевич
Суд
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Майорова И.В.
Дело на сайте суда
langepas.hmao.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее