РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2018 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре Тарасенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> к Королеву А. Е. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обратилось в Кировский районный суд <адрес> с иском к Королеву А.Е., требуя взыскать с ответчика в его пользу неосновательное обогащение в размере 743 164-87 руб. за пользование земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований указано, что земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для эксплуатации существующего административного здания, площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит Российской Федерации на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №. На указанном земельном участке находится объект недвижимости – одноэтажное нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №. Данное недвижимое имущество принадлежит на праве собственности Королеву А.Е., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ была сделана запись о регистрации №. Межрегиональным территориальным управлением в адрес Королева А.Е. была направлена претензия № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании неосновательного обогащения за пользование указанным земельным участком в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени плата за пользование федеральным земельным участком с кадастровым № в федеральный бюджет не поступала. Таким образом, ответчик длительное время бесплатно пользуется земельным участком, за пользование которым законом предусмотрена плата. При таких обстоятельствах, ответчик обязан возместить стоимость неосновательного обогащения, сбереженного в виде экономии от бесплатного пользования земельным участком Российской Федерации, определенную по правилам п. 2 ст. 1105 ГК РФ. Согласно расчету неосновательного обогащения за пользование земельным участком по адресу: <адрес>, сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.
В ходе судебного разбирательства по делу истец Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> заявленные требования уточнил, просил взыскать с ответчика Королева А.Е. в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> неосновательное обогащение в размере <данные изъяты> руб. за пользование земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Заочным решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> были удовлетворены. С Королева А.Е. в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> взыскано неосновательное обогащение в размере <данные изъяты> руб. за пользование земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель истца Иванцова А.П., действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении.
Ответчик Королев А.Е., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, реализовал свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по доверенности Мироновой А.А.
В судебном заседании представитель ответчика Королева А.Е. – Миронова А.А., действующая на основании доверенности, не оспаривая сам факт неосновательного обогащения, с расчетами истца не согласилась, указывая, что рассчитанная в отчете рыночная стоимость не может быть применена к расчету долга в ДД.ММ.ГГГГ представила в материалы дела свой расчет, согласно которому размер неосновательного обогащения Королева А.Е. составляет 446 808-64 руб., а также указывая на то, что фактически используемая площадь земельного участка не соответствует заявленной площади в иске.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
В соответствии с п. 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 N 454 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (п. 4.1.2 Положения).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по запросу суда, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с главой 60 Гражданского кодекса РФ, обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
По смыслу вышеприведенной нормы права под неосновательным обогащением следует понимать приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (обогащение) без каких-либо правовых оснований.
В соответствии с п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Судом установлено, что на земельном участке, расположенным по адресу: <адрес>, находится нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, которое в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежало на праве собственности Королеву А.Е., о чем свидетельствует представленная истцом в материалы дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
Государственная услуга по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов осуществляется Росимуществом, а также территориальные органы Росимущества, в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 166.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, фактически использовался ответчиком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, правоотношения по аренде или по приобретению в собственность в отношении земельного участка ответчиком не оформлены, оплата за пользование данным земельным участком не производилась, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку ответчиком земельный участок использовался для эксплуатации здания без законного основания, без установления арендной платы, без оплаты земельного налога, следовательно, за фактическое бесплатное использование земельного участка с ответчика подлежат взысканию денежные средства как неосновательное обогащение в виде сбереженной арендной платы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Королева А.Е. Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> была направлена претензия о внесении оплаты за пользование земельным участком, на котором расположено принадлежащее ответчику на праве собственности недвижимое имущество, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При этом, до настоящего времени оплата за пользование земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, ответчиком не произведена.
Указанные обстоятельства стороной ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Определяя размер подлежащего взысканию с ответчика неосновательного обогащения, суд учитывает, что истцом указан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету истца, общий размер неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 801 219-59 руб.
При этом, годовой размер арендной платы за 2013 г. в сумме 93 798-79 руб. определен, исходя из рыночной стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с отчетом ООО «<данные изъяты>», произведенным в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, в размере 1 136 955 руб. и действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на начало 2013 г. в соответствии с указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №
Годовой размер арендной платы на 2014 г. – 98 488-73 руб. определен путем индексации годового размера арендной платы на 2014 г. на 5,0% (уровень инфляции на 2014 г. установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ и применен в соответствии с п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Годовой размер арендной платы за 2015 г. в сумме 407 550 руб. рассчитан истцом, исходя из рыночной стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с отчетом ООО «Сибирской оценочной компании», произведенным в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, в размере 4 940 000 руб. и действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на начало 2013 г. в соответствии с указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №У.
Годовой размер арендной платы на 2016 г. – 433 633-20 руб. определен путем индексации годового размера арендной платы на 2015 г. на 6,4% (уровень инфляции на ДД.ММ.ГГГГ, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 359-ФЗ) в соответствии с п. 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, по расчетам истца, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (89 дней) размер неосновательного обогащения составляет 24 015-06 руб., из расчета: (98 488-73 /365) х 89 = 24 015-06 руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (365 дней) размер неосновательного обогащения составляет 407 550 руб., из расчета: (407 550 / 365) х 365 = 407 550 руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (312 дней) размер неосновательного обогащения составляет 369 654-53 руб., из расчета: (433 633-20 /366) х 312 = 369 654-53 руб.
Не согласившись с расчетами истца, сторона ответчика представила свой расчет, согласно которому размер неосновательного обогащения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 446 808-64 руб.
Так, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер неосновательного обогащения составляет 24 015-06 руб., из расчета: (98 488-73 руб. / 365) х 89 = 24 015-06 руб.
Размер неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 111 193-77 руб., из расчета: (98 488-73 руб. + 12,9% / 365) х 365 = 24 015-06 руб.
Размер неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 311 599-81 руб., из расчета: (433 635-20 руб. / 366) х 263 = 311 599-81 руб.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что к расчету арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ не может применяться рыночная стоимость участка, указанная в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как она рассчитана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Даная стоимость может применяться для расчета арендной платы в следующем календарном году.
Суд, проверив представленные истцом и ответчиком расчеты размера неосновательного обогащения Королева А.Е., приходит к выводу о несоответствии их действующему законодательству, исходя из следующего. Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации установлены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Правила).
В пункте 2 Правил закреплены способы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата): на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с п. 6 Правил в редакции от 30.10.2014 г., арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.
Пунктом 8 Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится (п. 9 Правил).
В соответствии с п. 10 Правил, в редакции от 20.06.2011 г., действующей на момент возникновения спорных правоотношений, при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка коэффициент-дефлятор, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.
Согласно п. 10 Правил, в редакции от 05.05.2017 г., при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в п. 8 Правил, не применяется.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 г., из содержания п. п. 8, 9 и 10 Правил следует, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Правил), и в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка (п. п. 9 и 10 Правил).
При этом подход, содержащийся в п. п. 9 и 10 Правил, предполагает отсутствие учета изменений размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете только на год, следующий за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (либо рыночной) земельного участка.
Поэтому при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, на основании кадастровой или рыночной стоимости должна производиться индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В случае изменения кадастровой или рыночной стоимости участка на год, следующий за годом, в котором произошло такое изменение, индексация арендной платы на размер уровня инфляции не производится.
С учетом положений законодательства, принимая во внимание указанные разъяснения, судом произведен расчет неосновательного обогащения следующим образом.
Годовой размер арендной платы за 2013 г., исходя из рыночной стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с отчетом ООО «Сибирской оценочной компании», произведенным в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, в размере <данные изъяты> руб. и действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на начало 2013 г. в соответствии с указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №, составляет <данные изъяты> руб., из расчета: 1 136 955 руб. х 8,25% = 93 798-79 руб.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", в редакции от 02.04.2014 г., утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 73 315,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", в редакции от 28.06.2014 г., утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 71 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года).
Следовательно, годовой размер арендной платы на 2014 г. определяется путем индексации годового размера арендной платы на 2014 г. на 5,0% и составляет 98 488-73 руб., из расчета: 93 798-79 руб. + 5,0% = 98 488-73 руб.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер неосновательного обогащения составляет 24 015-06 руб., из расчета: (98 488-73 руб. / 365) х 89 = 24 015-06 руб.
Суд соглашается с доводами ответчика, что при расчете суммы неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть использована рыночная стоимость земельного участка площадью 415 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, определенная в отчете ООО «Сибирской оценочной компании», произведенным в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, определяя размер неосновательного обогащения за указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также необходимо руководствоваться пунктом 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 16.07.2009 N 582.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в редакции от 01.01.2015 г., утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77 498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в редакции от 20.04.2015 г., утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 73 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 12,2 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
Поскольку в часть 1 статьи 1 Закона N 384-ФЗ внесены изменения, согласно которым слова "уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента", заменены словами "уровня инфляции, не превышающего 12,2 процента", при расчете годового размера арендной платы на 2015 г. следует руководствоваться индексом инфляции 12,20%.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер неосновательного обогащения составляет 110 504-36 руб., из расчета: ((98 488-73 руб. (годовой размер арендной платы за 2014 г.) + 12,20%) / 365 дней) х 365 дней = 110 504-36 руб.
При этом, в соответствии п. 10 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации установлены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, размер арендной платы на 2016 г. подлежит установлению с учетом рыночной стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, определенной в отчете ООО «Сибирской оценочной компании», произведенном в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на август 2015г., без корректировки на уровень инфляции.
Согласно указанному отчету ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка площадью 415 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 4 940 000 руб.
Согласно Указанию Центрального Банка РФ от 11 декабря 2015 г. № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России», в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11 декабря 2015 года N 37) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
Значение ключевой ставки Банка России с 1 января 2016 г. составило 11%.
Следовательно, годовой размер арендной платы на 2016 г. составляет 543 400 руб., из расчета: 4 940 000 руб. х 11% = 543 400 руб.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер неосновательного обогащения составляет 463 226-23 руб., из расчета: (543 400 руб. / 366) х 312 = 463 226-23 руб.
С учетом произведенных судом расчетов, размер неосновательного обогащения, подлежащий взысканию с Королева А.Е. за заявленный истцом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 597 745-64 руб., из расчета: 24 015-06 руб. + 110 504-36 руб. + 463 226-23 руб. = 597 745-64 руб.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> к Королеву А.Е. о взыскании неосновательного обогащения подлежащими удовлетворению частично в сумме 597 745-64 руб.
Доводы ответчика о несогласии с площадью земельного участка, используемого Королевым А.Е., суд находит подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ №, площадь земельного участка из земель населенных пунктов расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, составляет 415 кв.м. +/- 7 кв.м.
Как следует из материалов истребованного судом кадастрового дела, предоставленного ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>», земельный участок из земель населенных пунктов расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет на основании заявки, поданной ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел по <адрес> Роснедвижимости по <адрес> заявителем ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий», за №, с указанием площади <данные изъяты> кв.м., и имеет разрешенное использование: для эксплуатации существующего административного здания с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Распоряжением заместителя главы администрации, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, был утвержден проект границ земельного участка площадью 415 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес>, для эксплуатации существующего административного здания.
Факт постановки земельного участка на кадастровый учет ответчиком не оспаривался, спор о границах земельного участка не разрешался.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства по делу по ходатайству истца государственный инспектор <адрес> по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <данные изъяты>. показала суду, что ДД.ММ.ГГГГ проводилось административное обследование земельного участка с кадастровым №, в ходе которого было установлено, что земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель – земли населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования - для эксплуатации существующего административного здания. В ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым № установлено, что на земельном участке расположено одноэтажное нежилое кирпичное здание площадью 322,2 кв.м. Земельный участок с кадастровым № по периметру не огорожен, свободный доступ третьих лиц не органичен.
Оценивая показания государственного инспектора <данные изъяты> суд не находит оснований им не доверять, поскольку в исходе настоящего спора инспектор не заинтересована, об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний была предупреждена.
Кроме того, показания свидетеля подтверждаются имеющимися в материалах дела документами, в том числе, актом административного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ, а также фототаблицей земельного участка и схематическим чертежом земельного участка.
При таком положении, доводы представителя ответчика о том, что ответчиком используется участок другой площади, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами и показаниями государственного инспектора, проводившего административное обследование земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ <░░░░░> – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░