Дело №2-1348/2024 15 апреля 2024 года
29RS0014-01-2023-007727-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Шеставина В. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчете размера пенсии,
установил:
Шеставин В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и в последнем заявленном виде исковых требований просил о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.4 ст.17 Закона от 28 декабря 2013 года с 15 февраля 2024 года, перерасчете пенсии с учетом отношения среднемесячной зарплаты застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране в размере 1,4 с 30 июля 2018 года.
В обоснование требований истец указал, что является получателем пенсии по старости с 30 июля 2018 года, при этом конвертация произведена по п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации». Значение отношения среднемесячной зарплаты Шеставина В.В. к среднемесячной заработной плате в стране составило 1,419, однако при расчете пенсии истца пенсионным органом данное соотношение принято в размере 1,2, поскольку он по состоянию на 01 января 2002 года не проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Вместе с тем, у истца имеется необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Решением пенсионного органа от 22 августа 2023 года истцу отказано в перерасчете пенсии. Полагая отказ в перерасчете пенсии незаконным, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что основанием для перерасчета пенсии по ч.4 ст.17 Закона от 28 декабря 2013 года является факт его работы на судне «Александр Кучин» в порту Сабетта.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Шеставина В.В. <№>, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из материалов выплатного (пенсионного) дела № 1007829 следует, что на основании заявления истца от 02 июля 2018 года решением пенсионного органа от 10 июля 2018 года истцу была назначена страховая пенсия в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ с 30 июля 2018 года.
Положения Закона № 400-ФЗ предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при установлении по результатам перерасчета достаточного стажа может быть установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
При назначении пенсии ответчик установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при этом повышенная фиксированная выплата за работу в районах Крайнего Севера истцу установлена впоследствии не была.
Из материалов дела следует, что 13 июля 2023 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением пенсионного органа от 22 августа 2023 года <№> истцу было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявления истца о перерасчете пенсии ответчиком были исследованы справка ФГУП «Росморпорт» от 28 июля 2023 года, из которой следовало, что в период с 28 июня 2019 года по 15 июля 2019 года истец был направлен для работы в течение полного рабочего дня на полную ставку сменным помощником капитана - сменным механиком на судно ЛМБ «Александр Кучин» подразделения Сабетта, которое выполняло работы в морском порту Сабетта (район Крайнего Севера), а также соответствующие приказы, должностная инструкция, выписка из штатного расписания, свидетельство о праве собственности на судно.
Согласно свидетельству о праве собственности на судно от 30 мая 2018 года, портом приписки данного судна являлся порт Архангельск.
Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета М. С. от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями) (далее – Перечень).
Согласно вышеуказанному Перечню город Архангельск относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, спорный период исполнения истцом трудовых обязанностей на судне «Александр Кучин» верно не включен ответчиком в подсчёт стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Кроме того, исходя из положений Закона № 400-ФЗ для установления смешанного стажа работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к таким районам, необходимо, чтобы работа в таких районах носила постоянный, стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах, однако работа истца в порту Сабетта носила непродолжительный характер.
Таким образом, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у суда не имеется.
На момент обращения с заявлением о перерасчете пенсии у истца отсутствовал стаж работы истца в районах Крайнего Севера, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований о перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера с 15 февраля 2024 года отсутствуют.
Из материалов пенсионного дела Шеставина В.В. <№> и пояснений ответчика следует, что при расчете пенсии истцу был применен коэффициент отношения заработных плат в размере 1,2.
Истцом заявлено требование о перерасчете размера назначенной ему пенсии с учетом применения отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране в размере 1,4.
До 1 января 2015 года действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в силу п.1 ст. 30 которого осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
- не свыше 1,4 – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
- не свыше 1,7 – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
- не свыше 1,9 – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (п. 2 ст. 28 указанного Федерального закона).
Таким образом, по общему правилу для всех пенсий установление отношения среднемесячного заработка выше отношения 1,2 возможно в случае, если пенсионер на 01 января 2002 года проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и ему выплачивалась заработная плата с районным коэффициентом в указанных в вышеназванной статье размерах.
Положениями пунктов 1, 3 Разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 года № 22, предусмотрено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 01 января 2002 года, повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
Из смысла п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вышеуказанного Разъяснения следует, что отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01 января 2002 года или остались там проживать; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Как следует из материалов дела на 01 января 2002 года у истца не имелось регистрации в г. Архангельске или ином населенном пункте, относящемся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.
Данный факт подтверждается заявлением истца от 13 июля 2017 года, согласно которому по состоянию на 01 января 2002 года истец проживал в средней полосе.
Из пояснений истца, данных в судебном заседании, также следует, что по состоянию на 01 января 2002 года он проживал в ... и был там зарегистрирован по месту жительства.
На основании изложенного, учитывая, что по состоянию на 01 января 2002 года истец не проживал в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также принимая во внимание, что по состоянию на 01 января 2002 года у него отсутствовал стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, а также страховой стаж не менее 25 лет, у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для установления при расчете пенсии истцу отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере свыше 1,2.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Шеставина В.В. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шеставина В. В. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№>) о перерасчете размера пенсии отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова