Дело № 2-1560/2018
УИД № 24RS0054-01-2018-001611-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2018 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.
при секретаре Пацира М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корнева Владимира Ильича к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ужурская районная больница» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Корнев В.И. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Ужурская РБ» о взыскании заработной платы, мотивируя требования следующим. Он работает в КГБУЗ «Ужурская РБ» в должности сторожа Приреченской врачебной амбулатории. 23 декабря 2016 года между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на основании ст. 133.1 ТК РФ, Закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве» с целью создания условий для повышения уровня жизни населения Красноярского края заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате. Данным соглашением на территории Ужурского района установлен размер минимальной заработной платы для работников организаций в 10592 рубля. Нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей. Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей. Статьей 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» внесены изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9489 рублей. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 года № 421/26 для Красноярского края установлен районный коэффициент, равный 1,2. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в редакции от 31.07.2001 года № 554-П) с 1 сентября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,3 (вместо действующего 1,2) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Таким образом, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнении нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 рублей (с января по июнь 2017 года), 7800 рублей (с июля по декабрь 2017 года) и 9489 рублей (с января 2018 года) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30 % и надбавки за стаж работы 30 %, то есть не менее 12000 рублей (с января по июнь 2017 года) и 12480 рублей (с июля по декабрь 2017 года) и 15182 рубля 40 копеек с 01 января 2018 года. Конституционный Суд Российской Федерации выступил против порядка, когда заработная плата людей, работающих в тяжелых климатических условиях, может не доходить до МРОТ и превышать его только после начисления надбавок. Размер недоначисленных ему сумм заработной платы с июня 2017 года по март 2018 года составил в сумме 20952 рубля 03 копейки. Истец Корнев В.И. просит взыскать с КГБУЗ «Ужурская РБ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июня 2017 года по март 2018 года в сумме 20952 рубля 03 копейки.
Истец Корнев В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика КГБУЗ «Ужурская РБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном возражении исполняющая обязанности главного врача КГБУЗ «Ужурская РБ» Борисова С.С. исковые требования Корнева В.И. не признала, указала, что требования истца удовлетворению не подлежат. Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», а также письмом Министрества финансов Красноярского края от 21.12.2017 года № 14-11/8809 «О минимальной заработной плате в 2018 года» размер заработной платы в Красноярском крае, применяемый для целей расчета региональной выплаты, с 1 января по апрель 2018 года с учетом дифференциации по территориям края составлял для Ужурского района 11016 рублей. Федеральным законом от 07.03.2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 года установлен в размере 11163 рубля. Финансирование Ужурского района на выплату заработной платы выделяется из расчета установленного МРОТ и составляло с января по апрель 2018 года 11016 рублей, а с 1 мая 2018 года составляет 11163 рубля. Учреждение не может выплачивать заработную плату свыше доведенных лимитов, так как данные выплаты приведут к перерасходу фонда оплаты труда. Просила отказать в удовлетворении заявленных Корневым В.И. требований в полном объеме. Кроме того, представитель КГБУЗ «Ужурская РБ» Лопатина К.Ч. в письменном ходатайстве просила применить срок исковой давности и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Оценив доводы иска, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из вышеприведенных норм следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований статей 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлен запрет повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Минимальный размер оплаты труда означает тот минимум денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей, с 01.07.2017 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей, с 01 января 2018 года в сумме 9489 рублей.
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.06.2017 года по 30.06.2017 года (согласно заявленным требованиям) с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 12000 руб.: 7 500 руб. (минимальный размер оплаты труда по Российской Федерации) + 2 250 руб. (районный коэффициент 30%) + 2 250 руб. (северная надбавка 30%); размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года (согласно заявленным требованиям) с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 12480 рублей исходя из расчета: 7800 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 2340 рублей (районный коэффициент 1,3) + 2340 рублей (надбавка за непрерывный стаж работы 30 %); размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.01.2018 года по 31.03.2018 года (согласно заявленным требованиям) с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 15182 рублей 40 копеек исходя из расчета: 9489 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 2846,70 рублей (районный коэффициент 1,3) + 2846,70 рублей (надбавка за непрерывный стаж работы 30 %).
Судом установлено, что Корнев В.И. работает в КГБУЗ «Ужурская РБ» сторожем Приреченской врачебной амбулатории с 02 сентября 2015 года, что подтверждается трудовым договором и выпиской из приказа № от 02.09.2015 года.
Согласно расчетным листкам с июня 2017 года по март 2018 года ежемесячная заработная плата Корнева В.И. составила ниже установленного минимального размера оплаты труда с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края.
Таким образом, сумма не начисленной и не выплаченной заработной платы Корнева В.И. с июня 2017 года по март 2018 года составила 20952 рубля 03 копейки, а именно: в июне 2017 года - 1408 рублей, в июле 2017 года - 1888 рублей, в августе 2017 года - 559 рублей 41 копейка, в сентябре 2017 года - 1016 рублей 62 копейки, в октябре 2017 года - 1888 рублей, в ноябре 2017 года - 1888 рублей, в декабре 2017 года - 1888 рублей, в январе 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, в феврале 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, в марте 2018 года - 2083 рубля 20 копеек.
Представитель ответчика расчет не начисленной и не выплаченной заработной платы истца не оспорили, своего расчета не представил.
Доводы представителя ответчика, об отсутствии финансирования для выплаты заработной платы в установленном законом размере не является основанием для ухудшения условий оплаты труда работника.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании недоначисленной заработной платы.
Частью 2 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно установленному порядку выплаты заработной платы, заработная плата за июнь 2017 года должна быть выплачена в июле 2017 года, с указанной даты исчисляется срок обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы, указанный в ст. 392 ТК РФ и истекает указанный срок в июле 2018 года.
В суд с исковым заявлением Корнев В.И. обратился 30 августа 2018 года. Исходя из даты обращения с иском в суд, истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора за июнь 2017 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части.
При этом суд учитывает, что Корнев В.И. ежемесячно получал заработную плату, следовательно, о размере фактически начисленной заработной платы, ее составных частях, ему было известно ежемесячно за соответствующий период.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17 апреля 2004 года № 2 разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 16.07.2009 года № 1016-О-О указал, что суд, оценивая уважительность причины пропуска работником срока, предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, проверяет и учитывает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе оценивает характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В силу ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в части удовлетворения исковых требований.
Доказательств уважительности причин объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате за июнь 2017 года, в ходе судебного разбирательства не добыто, и истцом не представлено. О восстановлении срока истец не просил. Факт наличия тех или иных обстоятельств, препятствующих истцу в установленный законом годичный срок обратиться в суд за защитой своих прав, материалами дела не установлен. Принимая во внимание пропуск истцом срока для обращения в суд, требования истца о взыскании заработной платы за июнь 2017 года, удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что начисление заработной платы Корневу В.И. производилось КГБУЗ «Ужурская РБ» неправомерно в части начисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Красноярского края должны быть начислены на заработную плату, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда, исковые требования Корнева В.И. являются законными и подлежат удовлетворению, в пользу Корнева В.И. следует взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату с июля 2017 года по март 2018 года в общей сумме 19544 рубля 03 копейки.
В силу ст. 103 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 БК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Ужурский район Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 781 рубль 76 копеек (19544,03 х 4 %).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 19544 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 03 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 781 ░░░░░ 76 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░