Дело № 2-1484/2022
50RS0046-01-2022-001396-79
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 13 октября 2022 года.
Мотивированное решение составлено 20 октября 2022 года.
г. Ступино Московской области 13 октября 2022 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Купряшина Д.Ю. при секретаре Живогиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Киселеву ФИО8 об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, внесении изменений в сведения ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентстве лесного хозяйства обратилось с иском к Матюкину А.Н. об истребовании части земельного участка площадью 284 кв.м, входящую в состав земель лесного фонда (выдел 39 квартала 27 Ступинского сельского участкового лесничества Ступинского лесничества Московской области из чужого незаконного владения, внесении изменений в сведения ЕГРН.
Свои требования истец обосновывает тем, что в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что границы земельного участка с КН № площадью 284 кв.м, пересекаются с землями лесного фонда Московской области, Ступинского лесничества, Ступинского сельского участкового лесничества, квартал 27 выдела 39. Границы Ступинского лесничества <адрес> установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.07.2018 № 640 «Об установлении границ Ступинского лесничества Московской области».
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок КН № находится по адресу: <адрес>, категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства. Спорный земельный участок находится в собственности ответчика на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, находящимся в федеральной собственности, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законом не допускается подтверждением воли собственника спорного земельного участка лесного фонда на их передачу в частную собственность могло служить доказательство перевода спорного земельного участка в категорию земель, позволяющих их отчуждение в частную собственность. Сведениями о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель, Рослесхоз не обладает.
Право собственности Киселева А.В. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, положения ч. 3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» применению к спорным правоотношениям не подлежат, следовательно принадлежность земельного участка к землям лесного фонда определяется в соответствии с материалами лесоуствройства.
Представитель истца, Касьянов Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. В последующем представитель истца, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Ответчик Киселев А.В. в судебном заседании, исковые требования не признал, просил в иске отказать. Пояснил, что право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано, сведения о границах земельного участка внесены в ЕГРН. Комитетом лестного хозяйства Московской области принято решение об изменении документальной информации государственного лесного реестра. Акт в течение месяца будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств. В последующем в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица комитета лесного хозяйства Московской области Михайлюк И.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования, в последующем в судебное заседание не явилась.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, СНТ «Росинка» в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении, возражений по существу дела не представили.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ГК РФ и иными законами, в частности, путем истребования имущества из незаконного владения.
На основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Согласно ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Часть 2 ст.6 и ст.11.1 ЗК РФ определяют земельный участок как объект земельных отношений, являющийся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Исходя из ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности. В силу ч.2 ст. 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 26 ЗК РФ).
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: из состава земель лесного фонда (ст. 27 ЗК РФ).
Лесным кодексом РФ установлено:
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (ст. 67 ЛК РФ).
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса (ст. 68 ЛК РФ).
Границы земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах, резервных лесах, устанавливаются с учетом квартальной сети, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 68.1 настоящего Кодекса (ст. 68.2 ЛК РФ).
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (ст. 70.1 ЛК РФ).
Определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства Московской области осуществляется при помощи Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (далее ВИС ГУАГ МО), которая введена эксплуатацию на основании Распоряжения Главного управления архитектуры и области от 24 марта 2016 г. № 31РВ-39 «О вводе в эксплуатацию ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главархитектуры Московской области».
Положение о ВИС ГУАГ МО утверждено на основании Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 26 декабря 2016 г. № 31РВ-267 «Об утверждении положения о ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главархитектуры Московской области».
Пунктом 2.10 указанного Положения установлено, что сведения, содержащиеся в ВИС ГУАГ МО включает в себя сведения об объектах лесного фонда.
В соответствии с п. 4.1.3 Положения, участники технологических процессов ВИС ГУАГ МО - центральные исполнительные органы государственной власти Московской области обеспечивают участие в процессах предоставления информации, подготовки, согласования и утверждения документации в ВИС ГУАГ МО, обеспечивают достоверность и актуальность информации, предоставляемой в ВИС ГУАГ МО, а также имеют право на получение сведений из ВИС ГУАГ МО.
В соответствии с п. 3 Перечня участников технологических процессов ВИС ГУАГ МО (приложение № 1 к вышеуказанному Положению), Комитет лесного хозяйства Московской области входит в данный перечень уполномоченных организаций.
Статьей 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» предусмотрено: в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или право удостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 ст.42.8 Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» «… местоположение границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения……»
Из материалов дела следует, что Киселев А.В. является собственником земельного участка КН №, площадью 621 кв. м. расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 18-19).
Данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-91).
Право собственности на спорный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-88).
Продавец зарегистрировал спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ, а земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84-85). Действующим законодательством не установлен срок регистрации права собственности.
Право собственности на земельный участок у продавца возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок расположен в границах СНТ «Росинка», которому в установленном законом порядке предоставлен земельный участок, согласно государственного акта на право пользования землей, для коллективного садоводства ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92-102).
СНТ «Росинка» ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д. 96-98).
Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием собственника в ДД.ММ.ГГГГ году, а предоставлен в собственность СНТ в ДД.ММ.ГГГГ году.
Земельный участок КН № отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства.
Согласно, лесоустроительных материалов данный земельный участок расположен на землях лесного фонда а именно, в квартале 27 выделе 39 Ступинского сельского участкового лесничества Ступинского района Ступинского филиала ГКУ МО «Мособллес» (лд. 120-125).
Определением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчика была назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д. 141-143).
В соответствии с выводами судебной землеустроительной экспертизы первоначальное право собственности земельный участок КН № возникло ДД.ММ.ГГГГ, а земли лесного фонда были оформлены в собственность в ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка Киселева А.В. соответствуют границам внесенным в ЕГРН. В ЕГРН отсутствуют данные предоставленные ФГБУ «Рослесинфорг» о границах земель лесного фонда. По сведениям ФГБУ «Рослесинфорг» имеется наложение границ земельных участков сторон. Исправление реестровой ошибки невозможно, т.к. сведения о границах земельного участка истца отсутствуют в ЕГРН (л.д. 147-184).
В то же время, земельный участок ответчика не относятся к категории земель лесного фонда в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и правоустанавливающими документами на земельные участки, предоставлен до 2016 года ответчику, СНТ до 2008 года, и подлежит исключению из их состава.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно разъяснениям, данным в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Истцом не представлены доказательства того, что спорный земельный участок находился в собственности, владении и пользовании истца и произошла фактическая утрата владения данным земельным участком, а также доказательств того, что у ответчика отсутствует право на пользование и владение земельным участком в установленных границах.
До ДД.ММ.ГГГГ года споры с ответчиком, с СНТ «Росинка», о праве собственности на земельный участок в установленных границах отсутствовали. По данным кадастрового учета наложения границ земельных участков отсутствуют. Право собственности ответчика возникло до ДД.ММ.ГГГГ, как и у СНТ «Росинка» на территории которого расположен земельный участок ответчика.
Ответчик Киселев А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением об устранении наложения границ земельных участков, в соответствии с ответом на которое принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями ЕГРН (л.д. 198).
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», Мособлкомлесом в течение месяца будет утверждён акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (далее - Акт). Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Федерального агентства лесного хозяйства к Киселеву ФИО8 об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, внесении изменений в сведения ЕГРН оставить без удовлетворения.
Копию решения направить сторонам, не присутствовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в мотивированном виде.
Федеральный судья: Купряшин Д.Ю.