Решение по делу № 2а-500/2019 от 12.08.2019

Дело №2а-500(1)/2019

64RS0030-01-2019-000732-96

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года                      г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Артюх О.А.,

при секретаре Маркеловой О.В.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ануфриева А.А.,

представителя административного истца администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Москвитиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области к Заместителю начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Губареву Олегу Вячеславовичу об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов (далее - ОСП) по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов (далее - УФССП) по Саратовской области об уменьшении исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указывает, что Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области является должником в исполнительном производстве № 37356/19/64031-ИП от 21 июня 2019 года, возбужденного судебным приставом-исполнителем ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам на основании исполнительного листа № 028221415 от 20 июня 2019 года, выданного Ртищевским районным судом Саратовской области по делу № 2а-664(1)/2018 от 18 декабря 2018 года об обязании администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области устранить выявленные нарушения привести автобусные остановки у домов под номерами: 100, 164, 18 по ул. Красная г. Ртищево в соответствии с требованиями ОСП 218.1.002.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

31 июля 2019 года заместителем начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам УФССП по Саратовской области Губаревым О.В. вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

У Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области отсутствовали денежные средства для исполнения решения суда в полном объеме. Вина административного истца в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, поскольку Администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, предприняты все возможные меры для исполнения судебного решения.

Во исполнение решения Ртищевского районного суда администрацией Ртищевского муниципального района заключен с ООО «Стройстандарт» муниципальный контракт № 98 от 10 декабря 2018 года на поставку пяти автопавильонов для остановок общественного транспорта. Согласно товарной накладной № 120 от 19 декабря 2018 года автопавильоны были поставлены поставщиком и в дальнейшем установлены, в том числе на ул. Красная г. Ртищево.

06 июня 2019 года администрацией Ртищевского муниципального района направлено заместителю начальника отдела-заместителю старшего судебного пристава ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Губареву О.В. письмо № 108/2019 об исполнении решения суда с предложением произвести осмотр для подтверждения факта исполнения решения суда и окончания исполнительного производства.

17 июня 2019 года администрацией Ртищевского муниципального района направлено письмо Ртищевскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда с предложением произвести осмотр для подтверждения факта исполнения решения суда и окончания исполнительного производства.

По результатам осмотра установлено несоответствие остановочных павильонов требованиям ОСТ 218.1.002.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».

28 июня 2019 года администрация Ртищевского муниципального района обратилась в Совет муниципального образования г. Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области с просьбой о выделении денежных средств в размере 514000 рублей, в том числе 58000 рублей необходимых для мероприятия по замеру уровня освещенности улицы Красной г. Ртищево и на сумму 456000 рублей, необходимых на мероприятия по асфальтированию территорий, прилегающих к вновь установленным остановочным павильонам.

Решением Совета муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области от 09 июля 2019 года № 14-55 рассмотрев обращение главы Ртищевского муниципального района по вопросу выделения денежных средств ввиду отсутствия дополнительных источников финансирования в бюджете муниципального образования город Ртищево на 2019 год отказано в выделении денежных средств на сумму 514000 рублей. Рекомендовано главе Ртищевского муниципального района повторно обратиться в Совет муниципального образования город Ртищево и Ртищевского муниципального района по вопросу выделения денежных средств по истечении 7 месяцев 2019 года.

Кроме того, Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области подготовила локальные сметные расчеты на ремонт дорожного покрытия у автобусных остановок и на установку малых архитектурных форм (урн) у автобусных остановок.

Просит суд освободить администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области от взыскания исполнительского сбора либо уменьшить размер исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству № 37356/19/64031-ИП от 21 июня 2019 года до 10000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Москвитина В.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик Заместитель начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам УФССП по Саратовской области Губарев О.В., будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, в судебное заседание не явился, о причинах неявки, суд в известность не поставил.

Помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ануфриев А.А. возражал против заявленных требований.

Заинтересованные лица ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам УФССП по Саратовской области, УФССП по Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенными о судебном заседании, явку своих представителей для участия в нем не обеспечили.

Суд, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившихся административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007

года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава -исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что 14 ноября 2018 года Ртищевским районным судом Саратовской области вынесено решение по административному делу № 2а-664(1)/2018 по административному иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении требовании по проведению технического состояния автобусных остановок в соответствии с установленными требованиями, возложении обязанности по приведению автобусных остановок в соответствии с установленными нормами, в соответствии с которым администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области обязана в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, привести автобусные остановки у домов под номерами 100, 164, 18 по ул. Красная г. Ртищево в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».

Решение суда вступило в законную силу, 21 июня 2019 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам возбуждено исполнительное производство № 37356/19/64031-ИП, копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена сторонам исполнительного производства - должнику администрации Ртищевского муниципального района, взыскателю Ртищевской межрайонной прокуратуре Саратовской области.

В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что с заявлением об отсрочке исполнения решения суда администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области не обращалась.

22 июля 2019 года составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которого установлено, что требования исполнительного документа № 028221415 о приведении автобусных остановок у домов под номерам: 100, 164, 18 по ул. Красная г. Ртищево в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», не исполнены.

31 июля 2019 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам УФССП по Саратовской области Губаревым О.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, согласно которого с должника администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Как следует из уведомления заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Губарева О.В. в адрес администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, он уведомил администрацию о том, что в случае неисполнения требований содержащихся в исполнительном документе в срок до 12 августа 2019 года, 16 августа 2019 года будет составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что в отношении администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени требования исполнительного документа не выполнены в полном объеме. Доказательств уважительности неисполнения требований исполнительного документа не представлено.

Согласно части 1, 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 112 указанного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в

соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень к полномочиям суда.

При назначении исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель действовал в пределах предоставленных ему статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочий и не обладал правом уменьшать размер исполнительского сбора, так как этим правом наделен исключительно суд.

Из разъяснений, приведенных в пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как установлено в судебном заседании Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области 28 июня 2019 года обратилась в Совет муниципального образования г. Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области с просьбой о выделении денежных средств в размере 514000 рублей, в том числе 58000 рублей необходимых для мероприятия по замеру уровня освещенности улицы Красной г. Ртищево и на сумму 456000 рублей, необходимых на мероприятия по асфальтированию территорий, прилегающих к вновь установленным остановочным павильонам.

Решением Совета муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области от 09 июля 2019 года № 14-55 рассмотрев обращение главы Ртищевского муниципального района по вопросу выделения денежных средств ввиду отсутствия дополнительных источников финансирования в бюджете муниципального образования город Ртищево на 2019 год отказано в выделении денежных средств на сумму 514000 рублей. Рекомендовано главе Ртищевского муниципального района повторно обратиться в Совет муниципального образования город Ртищево и Ртищевского муниципального района по вопросу выделения денежных средств по истечении 7 месяцев 2019 года. Иные источники финансирования у администрации отсутствуют.

На основании вышеуказанных правовых норм суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Поскольку в судебном заседании установлено, что истец в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Администрации Ртищевского муниципального района

Саратовской области от исполнительского сбора.

Вместе с тем, проанализировав представленные доказательства, подтверждающие, что административным истцом принимались меры по исполнению решения суда, о чем свидетельствует выполнение работ по установке автопавильонов для остановок общественного транспортна на ул. Красная г. Ртищево, а также обращение в Совет муниципального образования г. Ртищево и Ртищевского муниципального района Саратовской области с просьбой о выделении денежных средств необходимых для мероприятия по замеру уровня освещенности улицы Красной г. Ртищево и на мероприятия по асфальтированию территорий, прилегающих к вновь установленным остановочным павильонам, а также об извещении о проведении аукциона в электронной форме на ремонт дорожного покрытия у автобусных остановок, заключения муниципального контракта № 115 от 09 сентября 2019 года с ООО «НИЦ Энергоком СГТУ» по измерению уровня освещенности светильников уличного освещения, суд полагает возможным снизить администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области размер исполнительского сбора в сумме 50000 рублей до 40000 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 297-298 КАС РФ, суд

                              

                                                                       решил:

административные исковые требования администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области к Заместителю начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Губареву Олегу Вячеславовичу об уменьшении исполнительского сбора, удовлетворить частично.

Исполнительский сбор, установленный постановлением Заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Губарева Олега Вячеславовича от 31 июля 2019 года по исполнительному производству № 37356/19/64031-ИП от 21 июня 2019 года, уменьшить до 40000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором представления через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

2а-500/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Ртищевского муниципального района
Ответчики
Заместитель начальника отдела-заместитель старшего судебного пристава ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам
Другие
Ртищевская межрайонная прокуратура Саратовской области
Суд
Ртищевский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
rtishevsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее