к гражданскому делу № 2-104/2025
УИД: 23RS0023-01-2024-001444-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Крыловская 17 января 2025 года
Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Остапенко Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ванян С.С.,
с участием помощника прокурора Крыловского района Гринько В.Г.,
с участием представителя администрации муниципального образования <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Крыловский район, МБОУ СОШ № <адрес> об установке бесперебойного источника питания,
установил:
Прокурор Крыловского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Крыловский район, МБОУ СОШ № <адрес> об установке бесперебойного источника питания.
Ссылается истец в обоснование заявленных требований на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными организациями требований федерального законодательства, в ходе которой установлено, что в МБОУ СОШ № муниципального образования Крыловский район бесперебойный источник питания отсутствует, что может повлиять на устойчивую и бесперебойную работу технических средств безопасности.
Отсутствие в образовательной организации бесперебойного источника питания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав обучающихся и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества.
Выявленные нарушения законодательства и ненадлежащее исполнение обязанностей создают угрозу жизни, здоровья и безопасности граждан, обучающихся, в случае прекращения подачи электроэнергии может повлечь остановку учебного процесса детей, их питания, а также замораживанию систем водоснабжения, что приведет к нарушению нормальной жизнедеятельности граждан пребывающих в образовательном учреждении, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Крыловского района просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район, выразившееся в непринятии мер, направленных на выделение денежных средств для обеспечения бесперебойного источника питания МБОУ СОШ № и обязать администрацию муниципального образования Крыловский район выделить денежные средства в целях обеспечения образовательного учреждения бесперебойным источником питания до ДД.ММ.ГГГГ; обязать МБОУ СОШ № устранить нарушения законодательства об образовании, о противодействии терроризму, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем обеспечения данного образовательного учреждения бесперебойным источником питания до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района ФИО3 поддержал заявленные исковые требования, на их удовлетворении настаивает.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Крыловский район ФИО4 исковые требования не оспаривает, считает их обоснованными. Ссылается на то, что администрация муниципального образования Крыловский район является учредителем общеобразовательного учреждения, поэтому обеспечение учреждения, в том числе бесперебойным источником питания относится к полномочиям администрации района.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № села Шевченковское Крыловского района директор общеобразовательной организации ФИО5, в судебное заседание не вилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, ходатайствует представитель о рассмотрении исковых требований в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражений не имеет.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на охрану здоровья.
В соответствии со ст.ст. 4, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ определено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными организациями требований федерального законодательства и установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в МБОУ СОШ № муниципального образования Крыловский район бесперебойный источник питания отсутствует, что может повлиять на устойчивую и бесперебойную работу технических средств безопасности.
Отсутствие в образовательной организации бесперебойного источника питания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав обучающихся и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества.
В соответствии с п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктами 1, 3, 7, 12 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», определено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно пп. «б» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
В силу пп. «д» п. 19 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта достигается посредством: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила устройства электроустановок, согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно пункту 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно ст. 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В МБОУ СОШ № муниципального образования Крыловский район бесперебойный источник питания отсутствует, что может повлиять на устойчивую и бесперебойную работу технических средств безопасности.
Отсутствие в образовательной организации бесперебойного источника питания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав обучающихся и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества.
В соответствии со ст. 12 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют приоритеты в распределении поступивших денежных средств.
В силу ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Приведенные судом обстоятельства и требования действующего законодательства свидетельствуют о законности и обоснованности заявленных исковых требований, что является основанием к их удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район, выразившееся в непринятии мер, направленных на выделение денежных средств для обеспечения бесперебойного источника питания МБОУ СОШ №.
Обязать администрацию муниципального образования Крыловский район выделить денежные средства в целях обеспечения образовательного учреждения бесперебойным источником питания до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МБОУ СОШ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об образовании, о противодействии терроризму, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем обеспечения образовательного учреждения бесперебойным источником питания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
копия верна
судья