Дело № 33а-7636/2021
А ПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 19 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Муратовой С.В.,
судей Григорьевой Н.М., Ночевника С.Г.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.,
при секретаре Голушко П.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-10685/2021 (УИД 47RS0004-01-2021-011190-45) по апелляционной жалобе Сысоевой Татьяны Валерьевны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии Избирательного участка №983 Ленинградской области к Сысоевой Татьяне Валерьевне об отстранении члена УИК с правом совещательного голоса,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Участковая избирательная комиссия Избирательного участка №983 Ленинградской области обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к члену УИК с правом совещательного голоса – Сысоевой Т.В., в обоснование заявленных требований указав, что член УИК №983 с правом совещательного голоса Сысоева Т.В., назначенная от Ленинградского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», находясь в помещении избирательного участка №983 в 8 часов 40 минут взяла у избирателя бюллетени и стала консультировать, как их заполнять.
Ссылаясь на положения п.22 ст.29, п.12 ст.64 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный истец просил суд отстранить члена с правом совещательного голоса Сысоеву Татьяну Валерьевну с избирательного участка участковой избирательной комиссии Ленинградской области №983.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, член УИК Избирательного участка №983 Ленинградской области с правом совещательного голоса Сысоева Татьяна Валерьевна, немедленно отстранена от участия в работе Участковой избирательной комиссии Избирательного участка №983 Ленинградской области; исполнение решения о немедленном отстранении Сысоевой Татьяны Валерьевны, 29.08.1976 г.р. от участия в работе УИК Избирательного участка №983 возложено на УМВД по Всеволожскому району Ленинградской области.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Сысоева Т.В. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, производство по административному делу прекратить.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. От Сысоевой Т.В. поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее дня, следующего за днем поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции.
Учитывая, что законом предусмотрены сокращённые сроки рассмотрения данной категории административных дел, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, отказав Сысоевой Т.В. в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В силу статьи 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Пунктом 4 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (пункт 5 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи (пункт 8 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с пунктом 4 статьи 63 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования (пункт 11 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Таким образом, не допускается осуществление действий, нарушающих тайну голосования и препятствующих работе избирательной комиссии.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ признаются призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них).
Пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на 17, 18, 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, в Законодательное собрание Ленинградской области седьмого созыва.
Сысоева Т.В. в установленном порядке зарегистрирована членом с правом совещательного голоса на УИК Избирательного участка №983 Ленинградской области, от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Факт нарушения Сысоевой Т.В. 19.09.2021 при реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий подтверждается видеозаписью, представленной стороной административного истца, показаниями опрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО11., ФИО12, из которых следует, что избиратель передала Сысоевой Т.В. бюллетени для голосования, они находились у Сысоевой Т.В. на коленях около 40 секунд, при этом в руке у Сысоевой Т.В. была ручка (пишущее средство), при этом Сысоева Т.В., являясь членом УИК №983 с правом совещательного голоса, давала некоторые разъяснения избирателю и прекратила эти действия только после неоднократных замечаний со стороны членов УИК №983, то есть только после настойчивого и своевременного вмешательства со стороны членов УИК №983.
В соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
Учитывая, что поведение членов избирательной комиссии не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе избирателей, и препятствовать реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о немедленном устранении Сысоевой Т.В. от участия в работе Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 983 Ленинградской области, что является соотносимой мерой воздействия на допущенные нарушения в соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств, опровергающих вменяемые ему нарушения на избирательном участке.
Согласно части 11.1 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Административное исковое заявление подписано полномочным лицом председателем Участковой избирательной комиссии N 983, которая в силу положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действует от имени Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 983 без представления доверенности.
В подтверждение полномочий Хмелевской Е.Г. приложена копия удостоверения.
При этом, согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии принимается судом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика, необоснованно отказав в удовлетворении ходатайства Сысоевой Т.В. об отложении судебного разбирательства, лишив административного ответчика возможности высказать свои доводы, не подтверждают нарушений судом норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46, часть 1; статья 120, часть 1; статья 123, часть 3).
Согласно части 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Из материалов дела следует, что о судебном заседании, назначенном на 19 сентября 2021 года в 14 часов 10 минут Сысоева Т.В. лично извещена телефонограммой.
При этом, Сысоева Т.В., будучи извещенной о времени и месте судебного заседания не принимала мер к своей явке, документов об уважительной причине неявки в суд не направляла, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Также судебная коллегия учитывает сокращенные сроки рассмотрения дела о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, установленные частью 1 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Апелляционное определение изготовлено 19 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
(судья Береза С.В.)