Решение по делу № 2-4583/2023 от 15.11.2023

Копия

№ 2-4583/2023

70RS0004-01-2023-005804-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Перелыгиной И.В.

при секретаре Собакиной А.Д.,

при участии истца Штеер М.В., представителя третьего лица администрации Томской области Чадович Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Штеер М.В. к администрации Октябрьского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об установлении факта утраты попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности на администрацию Октябрьского района Города Томска включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Штеер М.В. (до замужества Бей М.В.) обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об установлении факта утраты попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности на администрацию Октябрьского района Города Томска включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Мать – Афонченко Н.В. лишили родительских прав, после чего ее (истца) передачи на попечение органу опеки и попечительства на основании решения Молчановского районного суда Томской области от 23.08.2010. Отца– Бей В.В. истец не знает, также не известно устанавливалось ли отцовство в отношении нее или родители были в браке. На момент лишения матери родительских прав истцу было 9 лет. На основании постановления главы Администрации Молчановского района Томской области от 30.12.2010 № 678 «Об установлении над Бей М.В. и Бей Е.В. возмездной опеки» опекунами были назначены Астапова Л.П. и Астапов С.М. Согласно справке от 23.11.2012 № 685 отнесена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесена к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В 16 лет переехала в Томск, где проживает по настоящее время вместе с супругом. В связи с тем, что истец фактически проживает в г.Томске, она обратилась в администрацию Октябрьского района Города Томска в целях включения в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Томске. Распоряжением администрации Октябрьского района Города Томска от 28.07.2023 № 1507 во включении в вышеуказанный список истцу отказано, в связи с неподтверждением статуса сироты, поскольку в свидетельстве о рождении имеются сведения об отце. Своего жилья не имеется, возможности приобрети также нет.

Истец Штеер М.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что проживает в г.Томске с 2017 г., проходила обучение в Томском колледже индустрии и питания, во время обучения проживала в общежитии. С 2019 г. работает, снимала квартиру. В 2021 г. вышла замуж, в настоящее время проживает у мужа, родила ребенка. С 2017 в Томске проживает постоянно, в Молчановский район не возвращалась.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представлен отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает, что надлежащим ответчиком является администрация Октябрьского района Города Томска, в связи с тем, что Штеер М.В. администрацией Октябрьского района Города Томска во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказано, полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения у администрации Города Томска отсутствует, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика администрации Октябрьского района Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Администрации Томской области в судебном заседании полагала, что требования истца подлежат удовлетворению в части требования о предоставлении ей жилого помещения, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что решением Молчановского районного суда Томской области от 23.08.2015 Афонченко Н.В. – мать Штеер М.В. лишена родительских прав. В ходе судебного разбирательства Бей В.В. – отец Штеер М.В. предоставил заявление о том, что является инвалидом детства 3 группы и по состоянию здоровья не может принять на воспитание и содержание своих детей. 28.12.2011 от Бей В.В. поступило заявление о том, что он дает согласие на удочерение своей дочери Бей М.В. Постановлением Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 Штеер М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат жилыми помещениями на территории Томской области. Таким образом, истец уже обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Признание за ней такого статуса в судебном порядке не требуется.

На основании п.8 раздела II Приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета в электронном или бумажном виде в раздел 1 анкеты ребенка осуществляются органом опеки и попечительства при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе письменным согласием матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение). Таким образом, в связи с тем, что истец уже включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности повторно включить истца в указанный список. С учетом представленных доказательств постоянного проживания на территории Города Томска истец подлежит обеспечению жильем в данном населенном пункте.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения истца, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу п.8 раздела 2 Приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета в электронном или бумажном виде в раздел 1 анкеты ребенка осуществляются органом опеки и попечительства при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе письменным согласием матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение). Аналогичная норма содержалась в ранее действующих приказах Минпросвещения (Министерства образования и науки) России от 17.02.2017 №101, от 21.02.2014 №136, 12.11.2008 №347.

Согласно повторному свидетельству о рождении ... родилась ..., её матерью является Афонченко Н.В., отцом - Бей В.В.

Решением Молчановского районного суда Томской области от 23.08.2010 Афонченко Н.В. лишена родительских прав в отношении своих детей Бей М.В., ... года рождения, Бей Е.В.,... года рождения, Васькина С.А.. ... года рождения, Васькина М.А., ... года рождения, Васькиной Н.А., ... года рождения.

Согласно заявлению Бей В.В. от 28.12.2010 взять своих дочерей Бей М.В. и Бей Е.В. на воспитание и содержание возможности не имеет, поскольку является инвалидом детства, не имеет условий для проживания детей.

Заявлением от 28.12.2011 Бей В.В. выразил согласие на удочерение своей дочери Бей М.В.

Заключением администрации Молчановского района Томской области № 12 признано невозможным проживание Бей М.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: ...

На основании постановления администрации Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 Бей М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.

В соответствии с постановлением администрации Молчановского района Томской области от 30.12.2010 № 678 «Об установлении над Бей М.В. и Бей Е.В. возмездной опеки» опекунами Бей М.В. назначены Астапова Л.П. и Астапов С.М.

Таким образом, судом установлено, что Штеер М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте.

Указанный статус присвоен истцу органами опеки и попечительства администрации Молчановского района Томской области, что подтверждается справкой Главы Молчановского района №685 от 23.11.2012, начальника отдела опеки и попечительства администрации Молчановского района №551 от 06.04.2023.

Из материалов дела следует, что 05.05.2023 Штеер М.В. обратилась в администрацию Октябрьского района Города Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании распоряжения администрации Октябрьского района г. Томска от 28.07.2023 № 1507 Штеер М.В. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

Согласно письма администрации Октябрьского района Города Томска от 01.08.2023 № 1578 Штеер М.В. не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указанных в ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку в свидетельстве о рождении имеются сведения об отце и решение Молчановского районного суда г.Томска от 23.08.2010 не подтверждает ее статус как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Между тем, судом установлено, что Штеер М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, ранее уже была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Как указывалось выше, справкой администрации Молчановского района Томской области от 06.04.2023 № 551, также подтверждается, что Штеер (Бей) М.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

При указанных обстоятельствах распоряжение администрации Октябрьского района г. Томска от 28.07.2023 № 1507 «От отказе Штеер М.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», в части основания отказа для включения в список нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, поскольку право истца на признание ее в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, не нарушено, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Штеер М.В. в части установления факта утраты ее попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Разрешая требование о возложении на администрацию Октябрьского района Города Томска обязанности включить Штеер М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд исходит из следующего.

В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены «Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», устанавливающие правила и порядок формирования указанного списка.

Согласно п. 2 вышеназванных Правил формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

Из положений п. 27-3 Закона Томской области от 28.12.2007 № 298-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», в том числе по формированию данного Сводного списка.

К числу вышеуказанных государственных полномочий отнесено формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, городского округа, муниципального района в соответствии с Законом Томской области от 06.09.2006 №212-03 «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

Таким образом, смена места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению Штеер М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ввиду того, что данный Список является единым на всей территории Томской области.

С учетом системного анализа представленных суду доказательств и вышеуказанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Штеер М.В. к администрации Октябрьского района Города Томска о возложении обязанности включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повторно, не имеется, так как, как указывалось выше, На основании постановления администрации Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 Бей М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Данное решение не отменялось и не изменялось.

Разрешая по существу требование о предоставлении Штеер М.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ) установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ следует, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

В п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ закреплено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.

Довод ответчика администрации г. Томска о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, признан судом не состоятельным, поскольку вопрос предоставления жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «Город Томск» относится к его компетенции.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Штеер М.В. на основании постановления администрации Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является единым на всей территории Томской области.

Как следует из материалов дела, ... между Бей М.В. и Штеер В.О. заключен брак (свидетельство о заключении брака ...). После заключения брака Бей М.В. присвоена фамилия Штеер. ... у Штеер М.В. и Штеер В.О. родился ребенок – Штеер Э.В. (свидетельство о рождении от ...). Штеер М.В. зарегистрирована проживает по адресу: .... Указанное жилое помещение принадлежит ее супругу на праве общей долевой собственности (выписка из ЕГРН от 10.05.2023 № КУВИ-001/2023-107467390). В ходе судебного разбирательства Штеер М.В. пояснила, что с в г.Томске проживает с 2017 г. В период с 23.08.2017 по 01.11.2019 проходила обучение в ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг», что подтверждается справкой от 16.10.2023 № 197, во время обучения в колледже проживала в общежитии, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 25.10.2018 № 9081. Работала в ООО «ДельтаТорг», что подтверждается трудовым договором ..., в других магазинах, в настоящее время работает в магазине «Ярче».

Уведомлением от 14.11.2023 № КУВИ-001/2023-257113108 об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений подтверждается отсутствие у Штеер М.В. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» от 06.09.2006 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Подпунктом 3 п.2 Решения Думы города Томска от 02.02.2016 года № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Принимая во внимание то, что Штеер М.В. постоянно проживает в г.Томске с 2017 года, имеет устойчивые социальные связи, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, являющимся единым на всей территории Томской области, суд считает возможным исковое требование удовлетворить, возложить на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанность предоставить Штеер М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, в соответствие с нормами предоставления не менее 33,0 кв.м. общей площади.

Способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно, и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав, и, соответственно исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления.

Пунктом 4.1. Постановление Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений» установлено лишь, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком, не ставит в зависимость от времени включения лица в указанный Список очередность предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Штеер М.В. удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Штеер М.В., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования «Город Томск».

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Перелыгина

Мотивированный текст решения изготовлен 12.01.2024.

Копия

№ 2-4583/2023

70RS0004-01-2023-005804-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Перелыгиной И.В.

при секретаре Собакиной А.Д.,

при участии истца Штеер М.В., представителя третьего лица администрации Томской области Чадович Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Штеер М.В. к администрации Октябрьского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об установлении факта утраты попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности на администрацию Октябрьского района Города Томска включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Штеер М.В. (до замужества Бей М.В.) обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского района Города Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об установлении факта утраты попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности на администрацию Октябрьского района Города Томска включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Мать – Афонченко Н.В. лишили родительских прав, после чего ее (истца) передачи на попечение органу опеки и попечительства на основании решения Молчановского районного суда Томской области от 23.08.2010. Отца– Бей В.В. истец не знает, также не известно устанавливалось ли отцовство в отношении нее или родители были в браке. На момент лишения матери родительских прав истцу было 9 лет. На основании постановления главы Администрации Молчановского района Томской области от 30.12.2010 № 678 «Об установлении над Бей М.В. и Бей Е.В. возмездной опеки» опекунами были назначены Астапова Л.П. и Астапов С.М. Согласно справке от 23.11.2012 № 685 отнесена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесена к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В 16 лет переехала в Томск, где проживает по настоящее время вместе с супругом. В связи с тем, что истец фактически проживает в г.Томске, она обратилась в администрацию Октябрьского района Города Томска в целях включения в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Томске. Распоряжением администрации Октябрьского района Города Томска от 28.07.2023 № 1507 во включении в вышеуказанный список истцу отказано, в связи с неподтверждением статуса сироты, поскольку в свидетельстве о рождении имеются сведения об отце. Своего жилья не имеется, возможности приобрети также нет.

Истец Штеер М.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что проживает в г.Томске с 2017 г., проходила обучение в Томском колледже индустрии и питания, во время обучения проживала в общежитии. С 2019 г. работает, снимала квартиру. В 2021 г. вышла замуж, в настоящее время проживает у мужа, родила ребенка. С 2017 в Томске проживает постоянно, в Молчановский район не возвращалась.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представлен отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает, что надлежащим ответчиком является администрация Октябрьского района Города Томска, в связи с тем, что Штеер М.В. администрацией Октябрьского района Города Томска во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказано, полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения у администрации Города Томска отсутствует, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика администрации Октябрьского района Города Томска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Администрации Томской области в судебном заседании полагала, что требования истца подлежат удовлетворению в части требования о предоставлении ей жилого помещения, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что решением Молчановского районного суда Томской области от 23.08.2015 Афонченко Н.В. – мать Штеер М.В. лишена родительских прав. В ходе судебного разбирательства Бей В.В. – отец Штеер М.В. предоставил заявление о том, что является инвалидом детства 3 группы и по состоянию здоровья не может принять на воспитание и содержание своих детей. 28.12.2011 от Бей В.В. поступило заявление о том, что он дает согласие на удочерение своей дочери Бей М.В. Постановлением Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 Штеер М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат жилыми помещениями на территории Томской области. Таким образом, истец уже обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Признание за ней такого статуса в судебном порядке не требуется.

На основании п.8 раздела II Приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета в электронном или бумажном виде в раздел 1 анкеты ребенка осуществляются органом опеки и попечительства при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе письменным согласием матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение). Таким образом, в связи с тем, что истец уже включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности повторно включить истца в указанный список. С учетом представленных доказательств постоянного проживания на территории Города Томска истец подлежит обеспечению жильем в данном населенном пункте.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения истца, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу п.8 раздела 2 Приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета в электронном или бумажном виде в раздел 1 анкеты ребенка осуществляются органом опеки и попечительства при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе письменным согласием матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение). Аналогичная норма содержалась в ранее действующих приказах Минпросвещения (Министерства образования и науки) России от 17.02.2017 №101, от 21.02.2014 №136, 12.11.2008 №347.

Согласно повторному свидетельству о рождении ... родилась ..., её матерью является Афонченко Н.В., отцом - Бей В.В.

Решением Молчановского районного суда Томской области от 23.08.2010 Афонченко Н.В. лишена родительских прав в отношении своих детей Бей М.В., ... года рождения, Бей Е.В.,... года рождения, Васькина С.А.. ... года рождения, Васькина М.А., ... года рождения, Васькиной Н.А., ... года рождения.

Согласно заявлению Бей В.В. от 28.12.2010 взять своих дочерей Бей М.В. и Бей Е.В. на воспитание и содержание возможности не имеет, поскольку является инвалидом детства, не имеет условий для проживания детей.

Заявлением от 28.12.2011 Бей В.В. выразил согласие на удочерение своей дочери Бей М.В.

Заключением администрации Молчановского района Томской области № 12 признано невозможным проживание Бей М.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: ...

На основании постановления администрации Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 Бей М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.

В соответствии с постановлением администрации Молчановского района Томской области от 30.12.2010 № 678 «Об установлении над Бей М.В. и Бей Е.В. возмездной опеки» опекунами Бей М.В. назначены Астапова Л.П. и Астапов С.М.

Таким образом, судом установлено, что Штеер М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте.

Указанный статус присвоен истцу органами опеки и попечительства администрации Молчановского района Томской области, что подтверждается справкой Главы Молчановского района №685 от 23.11.2012, начальника отдела опеки и попечительства администрации Молчановского района №551 от 06.04.2023.

Из материалов дела следует, что 05.05.2023 Штеер М.В. обратилась в администрацию Октябрьского района Города Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании распоряжения администрации Октябрьского района г. Томска от 28.07.2023 № 1507 Штеер М.В. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

Согласно письма администрации Октябрьского района Города Томска от 01.08.2023 № 1578 Штеер М.В. не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указанных в ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку в свидетельстве о рождении имеются сведения об отце и решение Молчановского районного суда г.Томска от 23.08.2010 не подтверждает ее статус как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Между тем, судом установлено, что Штеер М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, ранее уже была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Как указывалось выше, справкой администрации Молчановского района Томской области от 06.04.2023 № 551, также подтверждается, что Штеер (Бей) М.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

При указанных обстоятельствах распоряжение администрации Октябрьского района г. Томска от 28.07.2023 № 1507 «От отказе Штеер М.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», в части основания отказа для включения в список нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, поскольку право истца на признание ее в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, не нарушено, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Штеер М.В. в части установления факта утраты ее попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Разрешая требование о возложении на администрацию Октябрьского района Города Томска обязанности включить Штеер М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд исходит из следующего.

В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены «Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», устанавливающие правила и порядок формирования указанного списка.

Согласно п. 2 вышеназванных Правил формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

Из положений п. 27-3 Закона Томской области от 28.12.2007 № 298-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», в том числе по формированию данного Сводного списка.

К числу вышеуказанных государственных полномочий отнесено формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, городского округа, муниципального района в соответствии с Законом Томской области от 06.09.2006 №212-03 «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

Таким образом, смена места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не влечет возникновение у органа местного самоуправления новой обязанности по включению Штеер М.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ввиду того, что данный Список является единым на всей территории Томской области.

С учетом системного анализа представленных суду доказательств и вышеуказанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Штеер М.В. к администрации Октябрьского района Города Томска о возложении обязанности включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повторно, не имеется, так как, как указывалось выше, На основании постановления администрации Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 Бей М.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Данное решение не отменялось и не изменялось.

Разрешая по существу требование о предоставлении Штеер М.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ) установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ следует, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

В п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ закреплено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.

Довод ответчика администрации г. Томска о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, признан судом не состоятельным, поскольку вопрос предоставления жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «Город Томск» относится к его компетенции.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Штеер М.В. на основании постановления администрации Могочинского сельского поселения Молчановского района Томской области от 02.11.2015 № 113 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является единым на всей территории Томской области.

Как следует из материалов дела, ... между Бей М.В. и Штеер В.О. заключен брак (свидетельство о заключении брака ...). После заключения брака Бей М.В. присвоена фамилия Штеер. ... у Штеер М.В. и Штеер В.О. родился ребенок – Штеер Э.В. (свидетельство о рождении от ...). Штеер М.В. зарегистрирована проживает по адресу: .... Указанное жилое помещение принадлежит ее супругу на праве общей долевой собственности (выписка из ЕГРН от 10.05.2023 № КУВИ-001/2023-107467390). В ходе судебного разбирательства Штеер М.В. пояснила, что с в г.Томске проживает с 2017 г. В период с 23.08.2017 по 01.11.2019 проходила обучение в ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг», что подтверждается справкой от 16.10.2023 № 197, во время обучения в колледже проживала в общежитии, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 25.10.2018 № 9081. Работала в ООО «ДельтаТорг», что подтверждается трудовым договором ..., в других магазинах, в настоящее время работает в магазине «Ярче».

Уведомлением от 14.11.2023 № КУВИ-001/2023-257113108 об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений подтверждается отсутствие у Штеер М.В. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» от 06.09.2006 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Подпунктом 3 п.2 Решения Думы города Томска от 02.02.2016 года № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Принимая во внимание то, что Штеер М.В. постоянно проживает в г.Томске с 2017 года, имеет устойчивые социальные связи, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, являющимся единым на всей территории Томской области, суд считает возможным исковое требование удовлетворить, возложить на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанность предоставить Штеер М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, в соответствие с нормами предоставления не менее 33,0 кв.м. общей площади.

Способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно, и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав, и, соответственно исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления.

Пунктом 4.1. Постановление Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений» установлено лишь, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком, не ставит в зависимость от времени включения лица в указанный Список очередность предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Штеер М.В. удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Штеер М.В., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования «Город Томск».

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Перелыгина

Мотивированный текст решения изготовлен 12.01.2024.

2-4583/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Штеер Мария Вадимовна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Администрация Октябрьского района г.Томска
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Перелыгина И.В.
Дело на сайте суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Подготовка дела (собеседование)
08.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее