Судья Кирова Е.Н.
Дело № 2-1398/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-5502/2023
25 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Думы Кудымкарского муниципального округа на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 21 февраля 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения истца Крохалевой Е.Л. (паспорт), представитель истца прокурора Левыкиной Л.Л. (служебное удостоверение), судебная коллегия,
установила:
Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Крохалевой Елены Леонидовны, обратился в суд с иском к Думе Кудымкарского муниципального округа о признании незаконным определенный ответчиком размер среднемесячного денежного содержания Крохалевой Елены Леонидовны, учтенный при установлении пенсии за выслугу лет, а также о возложении на ответчика обязанности произвести расчет размера среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет Крохалевой Елене Леонидовне с учетом Положения, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 19.10.2004 №267 «О Законе Коми-Пермяцкого автономного округа «О внесении изменений и дополнения в Закон Коми-Пермяцкого автономного округа «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании иска указано, что Кудымкарской городской прокуратурой на основании обращения Крохалевой Е.Л. проведена проверка в отношении Кудымкарской городской Думы на предмет исполнения трудового законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что Кудымкарской городской Думой при исчислении размера среднемесячного денежного содержания Крохалевой Е.Л. указанного в справке от 19.03.2021 не учтены требования п. 6 Положения, утвержденного постановлением Законодательного Собрания КПАО от 19.10.2004 № 267 «О Законе Коми-Пермяцкого автономного «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа». На основании протокола № 2 от 23.03.2021 комиссии по исчислению стажа и назначению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации г. Кудымкара Крохалевой Е.Л. назначена пенсия за выслугу лет с 09.07.2020 в размере 5 843, 91 рублей, с 01.01.2021 в размере 4 773, 18 рублей. Размер пенсии назначен с учетом требований Закона КПАО от 11.12.2001 №81 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа». Одним из оснований назначения пенсии Крохалевой Е.Л. стала указанная справка, при составлении которой ответчик Кудымкарская городская Дума руководствовалась требованиями Закона КПАО от 11.12.2001 № 81 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа» и статьей 139 Трудового кодекса РФ. Согласно требованиям последней, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – 28-е (29-е) число включительно). В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного указанной статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При оформлении справки от 19.03.2021 представительный орган руководствовался только статьей 139 Трудового кодекса и положениями Закона КПАО от 11.12.2001 № 81 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа». Вместе с тем, без внимания Кудымкарской городской Думы оставлен пункт 6 Положения об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа, утвержденного постановлением Законодательного Собрания КПАО от 19.10.2004 № 267 «О Законе Коми-Пермяцкого автономного округа «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа». Согласно данному пункту размер среднемесячного денежного содержания при увольнении с муниципальной службы в случаях, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа» исчисляются путем деления общей суммы денежного содержания за фактически проработанные полные месяцы муниципальной службы на число этих месяцев. Крохалева Е.Л. соответствует предъявляемым требованиям, как лицо, попавшее под сокращение штата. Кроме того, в ходе проверки установлено, что в настоящее время МКУ Центр бухгалтерского учета г. Кудымкар» производит начисление пенсии в соответствии с положениями Закона КПАО от 11.12.2001 № 81 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа» исходя из установленных штатным расписанием должностного оклада и надбавок (квалификационный разряд, особые условия труда, выслуга лет, районный коэффициент) за 12 последних отработанных работником полных месяцев. Размер премии (ежеквартальной, годовой), учитываемый в денежном содержании, зависит от количества отработанных дней в расчетном периоде (с учетом п. 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение). Из расчета исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок (отпуск) (п. 5 Положения). Таким образом, Кудымкарской городской Думой при исчислении размера среднемесячного денежного содержания Крохалевой Е.Л. в справке от 19.03.2021 не учтены требования п. 6 Положения, утвержденного постановлением Законодательного Собрания КПАО от 19.10.2004 № 267 «О Законе Коми-Пермяцкого автономного «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа». В связи со вступлением в силу Закона Пермского края от 27.01.2022 № 40-ПК «Об образовании нового муниципального образования Кудымкарский муниципальный округ Пермского края» (далее - Закон № 40-ПК) произошло объединение муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» Пермского края и Кудымкарского муниципального округа Пермского края. На основании ст. 3 Закона № 40-ПК органы местного самоуправления нового муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания нового муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. В связи с этим, Дума Кудымкарского муниципального округа является правопреемником Кудымкарской городской Думы. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в госу дарственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Основанием, для предъявления прокурором настоящего искового заявления в интересах Крохалевой Е.Л., является обращение Крохалевой Е.Л. о защите ее нарушенных прав в сфере трудовых отношений. А также то, что Крохалева Е.Л. является пенсионером по старости, в связи с чем, ей затруднительно самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Просит в интересах Крохалевой Елены Леонидовны признать незаконным определенный Кудымкарской городской Думой размер среднемесячного денежного содержания Крохалевой Елены Леонидовны в сумме 39 648 рублей 71 копейка, учтенный при установлении пенсии за выслугу лет, а также возложении на Думу Кудымкарского муниципального округа обязанности произвести расчет размера среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет Крохалевой Елене Леонидовне с учетом Положения, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 19.10.2004 №267 «О Законе Коми-Пермяцкого автономного округа «О внесении изменений и дополнения в Закон Коми-Пермяцкого автономного округа «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Истец Крохалева Е.Л. просила требования удовлетворить, поскольку нарушаются ее права ответчиком.
Представитель ответчика Боталова Т.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам письменных возражений.
Суд первой инстанции постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, приводя доводы о неверном применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения.
Также представлены возражения процессуального истца – Кудымкарской городской прокуратуры.
На заседание судебной коллегии ответчик не явился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Истец поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Представитель процессуального истца поддержала доводы, изложенные в возражениях прокуратуры.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 17.01.2006 Крохалева Е.Л. была принята на муниципальную службу на должность управляющей делами Думы городского округа. Распоряжением председателя Кудымкарской городской Думы от 06.05.2019 г. № 4-л действие трудового договора от 17.01.2006 № 1 прекращено, начальник общего отдела Кудымкарской городской Думы Крохалева Е.Л. уволена в связи с сокращением штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ).
Стаж муниципальной службы Крохалевой Е.Л. составляет 19 лет 5 месяцев, с 9 июля 2020 года Крохалевой Е.Л. назначена пенсия за выслугу лет исходя из представленной Кудымкарской городской Думой справки от 19.03.2021 о размере среднемесячного денежного содержания лица, замещавшего государственную должность государственной службы, для установления пенсии за выслугу лет равного 39 648 рублей 71 копейка.
Согласно пояснениям ответчика, расчет среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет Крохалевой Е.Л. рассчитан исходя из требований статьи 7 Закона КПАО от 11.12.2001 № 81 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа» и статьи 139 Трудового кодекса РФ, который аналогичен с пункту 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы,
Руководствуясь положениями Закона КПАО от 11.12.2001 № 81 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа», пунктами 2, 5, 6 Положения об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исчисление среднемесячного денежного содержания в целях выплаты пенсии истцу подлежит определению путем деления суммы, полученного в расчетном периоде денежного содержания на фактически проработанные в этом периоде дни и умножается на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).
При этом судом произведен расчет суммы среднемесячного заработка истца исходя из установленного ответчиком денежного содержания Крохалевой Е.Л. за 12 месяцев за период с 01.05.2018 по 30.04.2019 в сумме 457 485 рублей 19 копеек, количества фактически проработанных в этом периоде дней - 178 дней, с применением среднемесячного числа рабочих дней в году – 21, сумма среднемесячного денежного содержания Крохалевой Е.Л. составляет 53972 рубля 97 копеек (457485,19/178*21), с учетом индексации с 01.01.2020 на 4 % сумма среднемесячного денежного содержания Крохалевой Е.Л. составляет 56 131 рубль 88 копеек.
Оснований не согласится с выводами суда, надлежащим образом обоснованными нормами подлежащих применению нормативно-правовых актов, подробно изложенных в решении, судебная коллегия не находит. Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда. Так, ответчиком указано на необходимость применения при расчете среднемесячного денежного содержания на основании пункта 6 Положения об установлении, выплате, перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа, утвержденного постановлением Законодательного собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 19.10.2004 № 267, который является специальным для случаев увольнения муниципальных служащих в связи с ликвидацией органа. Указанным пунктом установлено, что в этом случае размер среднемесячного денежного содержания исчисляется путем деления общей суммы денежного содержания за фактически проработанные месяцы муниципальной службы на число этих месяцев.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о невозможности применения данной нормы с учетом ее несоответствия положениям статьи 139 ТК РФ, и явного ухудшения положения работника, по сравнению с работниками, увольняемыми по иным основаниям, и среднемесячное денежное содержание которых исчисляется приведенным судом способом. иными способами.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Кудымкарского муниципального округа без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 01 июня 2023 года.