Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года п. Кардымово
Духовщинский районный суд Смоленской области в составе:председательствующего судьи Пилипчука А.А.,
с участием:
истца Васильевой А.А.,
представителя ответчика Абрамовой И.Л.,
при секретаре Вольневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Аллы Анатольевны к Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» о признании договора оферты на оказание коммунальной услуги недействительным (ничтожным),
УСТАНОВИЛ:
Васильева А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» о признании договора оферты на оказание коммунальной услуги недействительным (ничтожным), мотивируя свои требования, что имеет в собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>. Ответчик регулярно выставляет счета на оплату, при этом коммунальную услугу по вывозу ТКО не оказывает. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016. региональный оператор изменил типовой договор на оказание коммунальной услуги по вызову ТКО с физическими лицами, исключив из п. 3 ст. 1 «Предмет договора» складирование ТКО в пакеты и другие емкости, предоставленные региональным оператором. Полагает, что типовая форма договора изменению не подлежит. АО «Спецавтохозяйство» не осуществляет провозной сбор мусора на вышеуказанной улице. Возможности складировать ТКО в мусорные контейнеры у нее нет, поскольку ближайшие мусорные площадки, рекомендованные региональным оператором, для складирования ТКО находятся в нескольких километрах от дома. Она обратилась к собственнику контейнерной площадки для ТКО, расположенной по адресу:<адрес>, с просьбой разрешить складировать мусор в их контейнеры. Однако, получила отказ. Так как АО «Спецавтохозяйство» незаконно отменил провозной сбор ТКО на <адрес>, получать коммунальную услугу она не может. Контейнерные площадки для сбора ТКО для жителей <адрес> отсутствуют. Просит признать договор оферты на оказание коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов между ней, Васильевой А.А. по адресу: <адрес>, и АО «Спецавтохозяйство» недействительным (ничтожным).
Истец Васильева А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Абрамова И.Л. в судебном заседании возражала в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что действующее законодательство не содержит положений, позволяющих потребителям, являющимся источником образования ТКО, отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению ТКО, доводы истца необоснованны и не связаны с компетенцией регионального оператора по обращению с ТКО (л.д. 28-33).
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, п. 3 ст. 30, п. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; производят оплату за коммунальные услуги, к числу которых относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений ч. 5 ст. 30, 11 ст. 155 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; при этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
С 01.01.2019 Акционерное общество «Спецавтохозяйство» обеспечивает обращение с ТКО на территории Смоленской области, осуществляет свою деятельность в статусе регионального оператора на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 06.04.2018, заключенного по итогам конкурсного отбора, проведенного Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии в соответствии с ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 881 от 05.09.2016.
Согласно ч. 5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Поскольку договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники ТКО, он носит характер публичной оферты, порядок его заключения установлен указанным Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 и не противоречит положениям статьи 432 ГК РФ.
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Порядок заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016. Данными правилами утверждена также типовая форма договора по обращению с ТКО, ознакомиться с которой возможно на сайте АО «СпецАТХ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sah67.ru.
Типовая форма договора, информация о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов были размещены 14.11.2018 на сайте АО «СпецАТХ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sah67.ru, а также в газетах: «Смоленские новости № 57 от 28.11.2018, «Рабочий путь № 229 от 29.11.2018 и других газетах Смоленской области.
Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. С января 2019 года истцу выставляются квитанции от АО «Спецавтохозяйство» на оплату ТКО.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит признать договор оферты на оказание коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, заключенных между ней и АО «Спецавтохозяйство» недействительным (ничтожным).
Вместе с тем, данное требование удовлетворению не подлежит в силу следующего.
На основании ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктом 2 ст. 1 ГК РФ установлено, что граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 432 ГК РФ определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1). Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2). Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1) (п. 3).
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ), при этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Поскольку Васильева А.А. в адрес регионального оператора с заявлением о получении договора в письменной форме в соответствии с требованиями, установленными пунктами 148(14) и 148(16) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах м жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 не обращалась, необходимую для подготовки проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО информацию и документы в адрес АО «СпецАТХ» не представляла, с ней, как с собственником жилого дома, расположенного по адресу:
<адрес>, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016.
Пункт 3 раздела 1 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержит три способа складирования ТКО (мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указать какие), предоставленные региональным оператором, со ссылкой на то, что в каждом случае необходимо «указать нужное».
Таким образом, при заключении конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО в индивидуальном порядке указывается один из возможных способов складирования ТКО при условии, что этот способ предусмотрен Территориальной схемой обращения с отходами, в соответствии с которой региональные операторы осуществляют транспортирование ТКО.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
В силу ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормы исполнение обязанности региональным оператором связывается не с какой-либо конкретной улицей, а с созданным местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о котором содержатся в территориальной схеме обращения с отходами.
Ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из п. 9 Правил обращения с ТКО следует, что потребители должны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со схемой обращения с отходами.
Данная обязанность собственников твердых коммунальных отходов не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки до конкретного индивидуального жилого дома.
Сама по себе отдаленность имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твердых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывается.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильевой Аллы Анатольевны к Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» о признании договора оферты на оказание коммунальной услуги недействительным (ничтожным) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Духовщинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Пилипчук