Дело № 2 - 377/2019 43RS0043-01-2019-000609-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 октября 2019 г. пгт. Арбаж
Яранский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Гулиной Н.А., при секретаре Чикишевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морева В.А. к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» о взыскании затрат понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Морев В.А. (далее - истец) обратился в суд с иском к министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» (далее - ответчики), просил взыскать с ответчиков 57945 рублей 75 копеек в качестве компенсации за отопление жилья и использование электрической энергии за период с 01.08.2016 г. по 31.07.2019 г.
В обоснование своего требования истец Морев В.А. указал, что с <ДД.ММ.ГГГГ> он начал трудовую деятельность в КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» в должности врача терапевта и работает по настоящее время, проживает в сельской местности. До 01 января 2005 г. пользовался правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ льготы отменены, в статью 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» введены части 4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время истец пользуется правом на частичную компенсацию расходов на отопление и освещение, предусмотренную Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области». Размер частичной компенсации в месяц с 2016 г. составляет 628 рублей, который значительно ниже реальных расходов на содержание жилого помещения с освещением и отоплением, что существенно нарушает его права. За период с 01.08.2016 г. по 31.07.2019 г. Морев В.А. понес расходы на отопление жилья и электрическую энергию в сумме 103161,75 рублей, ему была предоставлена частичная компенсация на оплату коммунальных услуг в сумме 22608 рублей, его супруге ФИО1. также была предоставлена частичная компенсация на оплату коммунальных услуг в сумме 22608 рублей, разница между уплаченными и компенсированными денежными средствами составила 57945,75 рублей.
Истец Морев В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Министерство финансов Кировской области в возражениях на исковое заявление просило в удовлетворении требований отказать, поскольку субъектом Российской Федерации - Кировской областью исполнены все обязательства, указанные в законе Кировской области от 28.10.2004 № 267 - ЗО. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта Российской Федерации - Кировская область. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 г. По мнению ответчика, данная льгота должна предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности за счет средств федерального бюджета, в связи, с чем просит привлечь к участию в деле в качестве ответчика министерство финансов Российской Федерации.
КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» в отзыве на исковое заявление требования истца признало, указало, что учредителем и собственником имущества больницы является Кировская область, функции, и полномочия учредителя выполняет министерство здравоохранения Кировской области. КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств областного бюджета в виде субсидий. Министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирует деятельность в указанных сферах иных органов исполнительной власти Кировской области. Требования, закрепленные в частях 4 - 6 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Законе Кировской области № 267-ЗО не освобождают субъект Российской Федерации от меры социальной поддержки за счет бюджета субъекта.
Дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчиков в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено: Истец Морев В.А. начал трудовую деятельность в КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» с <ДД.ММ.ГГГГ> в должности врача терапевта и работает в должности врача по настоящее время. Проживает в поселке городского типа по адресу: <данные изъяты> область, <данные изъяты> район, пгт. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. № <...>, кв. № <...>. (л.д. 10, 12-14)
Учредителем и собственником имущества КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» является министерство здравоохранения Кировской области. (л.д. 17-19)
Истец Морев В.А. до 01 января 2005 года пользовался льготами медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, что подтверждается сведениями из смет расходов по Арбажской ЦРБ за 2000 год, за 2005 год. (л.д. 33-41)
За период с 1 августа 2016 года по 31 июля 2019 года истцом оплачено за отопление квартиры и электроснабжение в общей сумме 103161,75 рублей, в том числе за отопление - 71134 рубля, за электроснабжение - 32027,75 рублей. (л.д. 22-23, 26 - 31)
На основании Закона Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 г. «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», за период с августа 2016 г. по июль 2019 г. истцу и его супруге произведена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общей сумме 45216 рублей (22608 руб. + 22608 руб.). (л.д. 15, 20)
Истец просит взыскать с ответчиков разницу между понесенными расходами на отопление и освещение квартиры и предоставленной частичной компенсацией расходов на теплоснабжение и электроснабжение.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей до 01.01.2005 г. имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отменена, статья 63 дополнена частью 5, которой установлено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.02.2008г. № 383-О-П при рассмотрении вопроса об оспаривании конституционности отдельных положений пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ высказал правовую позицию о том, что закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 г. № 267-ЗО установлено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
В период с августа 2016 года по июль 2019 года истцу на основании указанного Закона предоставлена денежная компенсация расходов за использование жилого помещения, его отопления и использования электрической энергии в сумме 628 рублей в месяц, а всего 22608 рублей. Однако данный объем льгот не обеспечивает сохранение прежнего уровня социальной защиты истца Морева В.А., которым он пользовался до 01 января 2005 года. Супруге истца ФИО1. на основании указанного Закона предоставлена также денежная компенсация расходов за использование жилого помещения, его отопления и использования электрической энергии в сумме 628 рублей в месяц, а всего 22608 рублей
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчиков разницы между понесенными расходами на отопление и электроснабжение квартиры за период с августа 2016 года по июль 2019 года и предоставленной частичной компенсации за тот же период обосновано, соответствует закону и потому подлежит удовлетворению.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» установлено, что министерство финансов Кировской области, сокращенное наименование - Минфин Кировской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что министерство финансов Кировской области является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.
Учитывая принадлежность КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница», в котором работает истец, к субъекту РФ «Кировская область», оснований для привлечения к участию в деле и возложению обязанности по компенсации заявленных истцом расходов на министерство финансов РФ не имеется.
В удовлетворении иска к КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» истцу следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку решение вынесено в пользу истца, то с министерства финансов Кировской области подлежат взысканию расходы истца на уплату государственной пошлины в сумме 1938 рублей 37 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Морева В.А. к министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Морева В.А. 57945 рублей 75 копеек в качестве компенсации за отопление и электроснабжение жилого помещения за период с 01 августа 2016 года по 31 июля 2019 года, 1938 рублей 37 копеек расходов на уплату государственной пошлины, всего 59884 рубля 12 копеек.
Мореву В.А. в удовлетворении требований к КОГБУЗ «Арбажская центральная районная больница» отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Яранский районный суд.
Мотивированное решение составлено 9 октября 2019 года.
Судья Н.А. Гулина