Решение по делу № 2-1919/2020 от 25.09.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2020 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Чугуновой И.С.,

с участием пом.прокурора Советского района г. Тулы Агаповой В.И.,

представителя истца Правительства Тульской области по доверенности Архипова А.О.,

ответчика Петрова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 71RS0028-01-2020-000598-57 (производство №2-1919/2020) по иску Правительства Тульской области к Петрову В.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета,

установил:

Правительство Тульской области обратился в суд с иском к Петрову В.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что квартира , расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности Тульской области, входит в состав служебных жилых помещений специализированного жилищного фондаТульской областии закреплена на праве оперативного управления за Правительством Тульской области. Данная квартира наделена статусом служебной принятым в соответствии со статьей 101 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР постановлением Главы города Тулыот 31.03.2003 №416 «О вводе квартир <адрес> в разряд жилых служебных».

Согласно решению совместного заседания руководства Тульской областной Думы и комиссии по жилищным вопросам отДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение представлено Петрову В.В. на период его депутатских полномочий сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Петрову В.В. был служебный ордер на указанное жилое помещение. С ДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

На основании изложенного, истец просил суд прекратить право пользования Петровым В.В. служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> - квартиройрасположенной по адресу: г<адрес>, выселить Петрова В.В. из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения, снять Петрова В.В. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании представитель истца - Правительства Тульской области по доверенности Архипов А.О. поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить. Пояснил, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, находится в оперативном управлении Правительства Тульской области, с которым ответчик в трудовых отношениях не состоит. Каких-либо решений о предоставлении Петрову В.В. квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в бессрочное пользование не имеется. Жилое помещение предоставлено ответчику на период замещения выборной должности по договору найма служебного жилого помещения, порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду соблюден.

Ответчик Петров В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указал о том, что обращался в Правительство Тульской области с заявлением об исключении указанной квартиры из числа служебных. Также по состоянию на 2011 год являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения как государственный гражданский служащий, считает, что не может быть выселен из занимаемого жилого помещения, поскольку оно ему было предоставлено до введения в действие Жилищного кодекса РФ, следовательно в силу ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилого помещения, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Выслушав объяснения представителя истца, заключение пом.прокурора Советского района г. Тулы Агаповой В.И.., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, ответчика Петрова В.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса РФ, статей 209, 288 Гражданского кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и Жилищным кодексом Российской Федерации.

На основании статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Указанные права принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 Жилищного кодекса РФ).

Согласно статье 102 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, квартира по адресу:г<адрес>, принадлежит на праве собственности Тульской области.

30.06.2004Управлением Росреестра по Тульской области на данную квартиру зарегистрировано право оперативного управления Правительства Тульской области (запись регистрации.01).

Квартира<адрес> статусом служебной принятым в соответствии со статьей 101 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР постановлением Главы города Тулы31.03.2003№416«О вводе квартир в разряд служебных». До настоящего времени статус служебного жилого помещения сохранен.

Согласно решению совместного заседания руководства Тульской областной Думы и комиссии по жилищным вопросам отДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была представлена Петрову В.В. на период депутатских полномочий.

В соответствии с письмом Тульской областной Думы отДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. замещал должность <данные изъяты> сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

СДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. зарегистрирован в указанной квартире по месту жительства и проживает в ней.

Распоряжением Тульской областной Думы 3-го созыва ДД.ММ.ГГГГк «Об увольнении депутатов областной Думы 3-го созыва, осуществляющих полномочия на профессиональной постоянной основе» Петров В.В. уволен с занимаемой должности.

Письмом отДД.ММ.ГГГГ Петров В.В.. уведомлен о необходимости освобождения незаконно занимаемой квартиры.

Однако до настоящего времени служебная квартира ответчиком не освобождена, Правительству Тульской области не передана.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, к которым относится переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, а также следующая категория лиц: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления Петрову В.В. спорного жилого помещения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, являющиеся малоимущими.

Согласно письму Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы отДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, а, следовательно, не относится к лицам, за которыми в исключительных случаях сохраняется право пользования жилым помещением.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. обратился в управление делами аппарата администрации Тульской области с заявлением об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес> из числа служебных жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Петрова В.В. был направлен ответ, согласно которому управление делами аппарата администрации Тульской области сообщило о том, что поданное обращение Петрова В.В. и приложенные к нему документы будут направлены в комиссию по жилищным вопросам администрации Тульской области после предоставления Тульской областной Думой правоустанавливающих документов на указанное жилое помещение и технический паспорт жилого помещения.

Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , по итогам обсуждения вопроса об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> из числа служебных жилых помещений, комиссия решила перенести обсуждение указанного вопроса в связи с необходимостью дополнительного изучения документов.

Как усматривается из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , в целях дополнительного изучения документов, представленных Петровым В.В., ему было предложено представить документы об имеющихся имущественных правах на жилые помещения Петровой Н.Н., с указанием даты возникновения прав на недвижимое имущество.

Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , комиссия решила отказать Петрову В.В. в исключении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> из числа служебных жилых помещений.

На основании статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подобное правовое регулирование, учитывающее особенности правового режима специализированных жилых помещений и содержащее гарантии социальной защиты для определенных категорий граждан, устанавливает необходимость освобождения специализированного жилого помещения не произвольно, а в связи с расторжением или прекращением договора найма специализированного жилого помещения, само по себе конституционные права не нарушает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года № 1330-О-О, от 1 марта 2012 года № 391-О-О, от 11 мая 2012 года № 738-О, от 25 сентября 2014 года № 2084-О, от 20 ноября 2014 года № 2721-О и др.).

В силу пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с пунктом 9 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения пенсионеры по старости, персональные пенсионеры.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 года). При этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, на него положения данной нормы не распространяются.

Таким образом, по данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ условий, при которых ответчик Петров В.В. не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Данный вывод основан, в том числе, на позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 07.02.2017 года № 78-КГ16-81, Определении от 04.09.2018 года № 45-КГ18-11.

Доводы ответчика Петрова В.В. о том, что он не может быть выселен из занимаемого жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих, что Петров В.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеет право состоять на данном учете, в том числе, может быть отнесен к категории малоимущих граждан, суду не представлено.

Также суд учитывает и то обстоятельство, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на момент рассмотрения дела находится в собственности Тульской области, а также то обстоятельство, что Петрову В.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах, установив, что трудовые отношения между собственником жилого помещения и ответчиком прекращены, принимая во внимание, что последний не относится к категории лиц, выселяемых с предоставлением другого жилого помещения, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Правительства Тульской области о прекращении права пользования спорным жилым помещением и выселении, поскольку правовых оснований для сохранения за Петровым В.В. права пользования служебной жилой площадью, не имеется.

Признание ответчика прекратившим право пользования жилыми помещениями и выселении из него в силу пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, влечет за собою снятие их с регистрационного учета по адресу:г<адрес>, и восстановление тем самым нарушенных прав собственника данного жилого помещения.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Петрову В.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Прекратить право пользования Петровым В.В. служебным жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу:<адрес>

Выселить Петрова В.В. из служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу:<адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Снять Петрова В.В. с регистрационного учета по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-1919/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Правительство Тульской области
Ответчики
Петров Владимир Викторович
Суд
Советский районный суд г. Тулы Тульской области
Судья
Исаковская Эльвира Львовна
Дело на сайте суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.09.2020Передача материалов судье
25.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2020Судебное заседание
16.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее