Дело № 2а-198/2020
УИД 34RS0019-01-2021-004834-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышин «10» января 2022 года
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Коваленко Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Сазыкиной А.С.,
с участием помощника Камышинского городского прокурора Мулдашевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Изначально Камышинский городской прокурор Волгоградской области, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указав, что в ходе проведения проверки исполнения действующего законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации по средствам мониторинга интернет-ресурсов была выявлена страница сайта № .... на которой организована публичная оферта о продаже аттестатов, свидетельств, дипломов об образовании, изготовленных как типографическим способом, так и на бланках Госзнака, путем применения специальных технических и программно-аппаратных средств. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля.
Ознакомиться с содержанием страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Распространение информации о возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без происхождения соответствующего обучения и итоговой аттестации в силу закона не допустимо.
Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Сайт не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, а владельца сайтов установить не представилось возможным.
Определением Камышинского городского суда Волгоградской области от 10 января 2022 года, производство по делу в части сайта https://originaly-diplomas.com/, прекращено.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прокурор, просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: № .... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержал административные исковые требования в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске, отметив, что по настоящее время доступ к указанной странице не ограничен.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, причины неявки суду неизвестны. В письменных возражениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, с требованиями согласны.
При изложенном суд, руководствуясь положениями статей 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 2, ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.
Как указано в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Закон), ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ч. 1 ст. 10 Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Часть 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или - религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР предусмотрена уголовная ответственность на основании ст. 324 УК РФ.
Частью 1 ст. 327 УК РФ также предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.
Административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт предусмотрена ст. 19.23 КоАП РФ.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с чч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту Единый реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как следует из материалов дела, с целью проверки исполнения действующего законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации Камышинским городским прокурором .... по средствам мониторинга интернет-ресурсов проведена проверка, в ходе которой, была выявлена страница сайта № .... на котором организована публичная оферта о продаже аттестатов, свидетельств, дипломов об образовании, изготовленных как типографическим способом, так и на бланках Госзнака, путем применения специальных технических и программно-аппаратных средств. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Согласно сведениям общедоступной базы Whois и Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сети «Интернет» (blocklist.rkn.gov.ru) доступ к указанным сайтам не ограничен, их владельцев либо администраторов установить не представляется возможным.
Указатели страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не включены.
Между тем, предлагаемые для приобретения документы являются документами об образовании и (или) о квалификации, которые в силу ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 8 ст. 60 Закона об образовании).
При изложенном, размещение информации в сети «Интернет», направленной на распространение сведений, связанных с деятельностью по продаже и, соответственно, возможности приобретения документов об образовании и (или) о квалификации с использованием информационно-коммуникативной сети без прохождения соответствующего обучения и прохождения государственной итоговой аттестации, в безусловном порядке посягает на авторитет государственной власти, нарушает установленный порядок создания, приобретения и оборота документов, а также побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная, административная ответственность. При этом указаний на противоправность данных действий сайты не содержат.
Проанализировав положения действующего законодательства и фактические обстоятельства административного спора, суд приходит к выводу о том, что требования Камышинского городского прокурора Волгоградской области о признании вышеназванной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как указывалось выше, основанием для включения в Единый реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, которое в соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: № .... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Коваленко Н.Г.
Мотивированный текст решения изготовлен 24 января 2022 года